Красочные стрит-арт работы из разных уголков мира

   
Стрит-арт команда HoodGraffTeam была создана в 2013г. в Витебске. Она состоит из двух художников Яна и Глеба и идейного вдохновителя Арти Бурж. Заниматься граффити ребята начали в 2010г. Белорусская арт-группа представляет собой социальный проект, целью которого является украшение городских дворов.

 

 

Стрит-арт команда HoodGraffTeam граффити, исскуство
Стрит-арт команда HoodGraffTeam граффити, исскуство
Стрит-арт команда HoodGraffTeam граффити, исскуство
Стрит-арт команда HoodGraffTeam граффити, исскуство

Один из райтеров является выпускником художественно-графического факультета местного университета, второй — колледжа искусств. Поэтому их работы отличает высокое качество.

Большинство прохожих оборачивается, чтобы повнимательнее рассмотреть их рисунки. Многие даже не верят, что они выполнены с помощью баллонов.

Название их команды может понять любой человек, владеющий английским сленгом: Hood — район, Graff — граффити, Team — команда. В итоге — команда “уличное граффити” или “граффити на районе”.

Настенные граффити их исполнения можно увидеть не только на улицах городов. Несколько лет назад жителей Витебска поражали объёмные 3D рисунки на тротуарах, выполненные худграфовцами. Дворы, в которых есть рисунки художников, стали городской достопримечательностью. На всех работах ребята оставляют свою подпись — HoodGraffTeam. Многие жители и туристы приходят сюда посмотреть выполненные в стиле граффити огромные портреты всемирно известных личностей: Пушкин, Гагарин, М.Монро, Боб Марли, Стив Джобс, Сальвадор Дали, Сайпресс Хил (Cypress Hill), американский репер Эминем (Eminem), американский репер 2Pac, основатель регги Боб Марли, американский исполнитель в стиле джи-фанк Натаниэль Дуэйн Хэйл (Nate Dogg).

Стрит-арт команда HoodGraffTeam граффити, исскуство
Стрит-арт команда HoodGraffTeam граффити, исскуство
Стрит-арт команда HoodGraffTeam граффити, исскуство
Стрит-арт команда HoodGraffTeam граффити, исскуство
Стрит-арт команда HoodGraffTeam граффити, исскуство
Стрит-арт команда HoodGraffTeam граффити, исскуство
Стрит-арт команда HoodGraffTeam граффити, исскуство
Стрит-арт команда HoodGraffTeam граффити, исскуство

Власти города решили использовать способности художников в украшении города портретами личностей, изменивших мир к лучшему.

Портрет Пушкина был выполнен недалеко от гостиницы “Лучеса” в Витебске во дворе многоэтажек.

Стрит-арт команда HoodGraffTeam граффити, исскуство

Когда команда рисовала арт-проект — изображение известной актрисы Мерилин Монро, произошел казус. Из проезжавшей мимо машины вышел человек и начал критиковать портрет и перечислять недостатки. Впоследствии выяснилось, что это бы главный архитектор Витебска.

Стрит-арт команда HoodGraffTeam граффити, исскуство

Первой работой группы в Петербурге был портрет Хью Хэфнера — основателя журнала Playboy.

Настоящий ажиотаж команда произвела в Северной столице после того, как на трансформаторной будке появился выполненный ими портрет фронтмена группы “Кино” (ул. Маяковского д.5), который был 13-м по счёту арт-проектом художников. Личное вмешательство губернатора города позволило сохранить эту работу и получить на это официальное разрешение в течение суток.

Стрит-арт команда HoodGraffTeam граффити, исскуство

Теперь во многих двориках Питера стали появляться новые проекты этих художников, которых теперь знают в городе:
– известный рэпер Dr. Dre (ул. Марата 16), который признан важнейшей персоной в популяризации и является основателем одного из стилей рэп-музыки (джи-фанка)

Стрит-арт команда HoodGraffTeam граффити, исскуство
Стрит-арт команда HoodGraffTeam граффити, исскуство
Стрит-арт команда HoodGraffTeam граффити, исскуство

– британский комедийный актёр Роуэн Аткинсон, известный, как Мистер Бин (Греческий проспект 8а)

Стрит-арт команда HoodGraffTeam граффити, исскуство
Стрит-арт команда HoodGraffTeam граффити, исскуство

– учёный Альберт Энштейн (Литейного пр-т 37)

Стрит-арт команда HoodGraffTeam граффити, исскуство
Стрит-арт команда HoodGraffTeam граффити, исскуство

– актёр и режиссер Сергей Бодров (двор между ул.Восстания 8 и ул. Маяковского 5),

Стрит-арт команда HoodGraffTeam граффити, исскуство

– основатель Playboy Хью Хефнер (Сенная пл. 5)

Стрит-арт команда HoodGraffTeam граффити, исскуство
Стрит-арт команда HoodGraffTeam граффити, исскуство
Стрит-арт команда HoodGraffTeam граффити, исскуство

В сентябре текущего года райтеры из группы HoodGraffTeam встретили предстоящее возвращение домой популярной певицы Жанны Фриске после серьёзного лечения очередным своим шедевром — картиной «Скорейшего возвращения домой, Жанна!». Портрет певицы был выполнен для съёмок передачи “Прямой эфир”. Эта работа выполнена за месяц до приезда из Латвии Ж. Фриске. Обычно художники выполняют свои проекты на стенах зданий. Картина Ж. Фриске нарисована на фанерном щите. Полотно простояло в центре Петербурга для того, чтобы желающие могли оставить пожелания певице. Художники решили изготовить багетную рамку для картины и передать её в фан-клуб певицы.

Стрит-арт команда HoodGraffTeam граффити, исскуство
Стрит-арт команда HoodGraffTeam граффити, исскуство
Стрит-арт команда HoodGraffTeam граффити, исскуство

Поразил всех появившийся настенный портрет рок-музыканта Сергея Шнурова с мобильным телефоном (Лахтинский проспект 80). Он был выполнен граффити-командой HoodGraff в рекламных целях. Рядом с изображением певца находится рекламный логотип Shnurovs. Эпатажный лидер группы “Ленинград” запатентовал этот бренд для будущей линии мужской одежды, которую певец планирует выпустить. Работа была выполнена без согласования с администрацией Приморского района.

Стрит-арт команда HoodGraffTeam граффити, исскуство

Самым сложным арт-проектом художники граффити считают работу скейтбордиста Тони Хоука (ул. Введенская 13), выполненную на огромном фасаде. Им не понравилась первоначальная фотография. Они вынуждены были её перерисовать. На это ушла целая неделя и огромный объём краски.

Стрит-арт команда HoodGraffTeam граффити, исскуство
Стрит-арт команда HoodGraffTeam граффити, исскуство
Стрит-арт команда HoodGraffTeam граффити, исскуство

Необычный сюрприз райтеры выполнили для девушки Лауры.

Реалистичные красивые работы художников очень нравятся горожанам. Они с одобрением смотрят на украшение теплопунктов и трансформаторных подстанций. Новых проектов райтеров команды HoodGraff с нетерпением ждут горожане, потому что они вызывают приятные эмоции и поражают своей реалистичностью. Художникам удаётся выполнять одну работу за выходные.

Благодаря работе художников-граффистов в Северной столице произошла легализация граффити и были выделены специальные места для свободного творчества.

Стрит-арт команда HoodGraffTeam граффити, исскуство
Стрит-арт команда HoodGraffTeam граффити, исскуство

Стрит-арт команда HoodGraffTeam граффити, исскуство

Источник

 

30 красочных стрит-арт работ из разных уголков Земли

30 красочных стрит-арт работ из разных уголков Земли

Мы собрали 30 потрясающих разноплановых стрит-арт работ со всего мира, каждая из которых является маленьким шедевром.

 

1. Уличный стрит-арт-художник Oakoak, Франция

 

Юмористическое вмешательство на одной из проходной во Франции.

Юмористическое вмешательство на одной из проходной во Франции.

 

2. Граффити Паулу Ито (Paulo Ito), Бразилия

 

Граффити от бразильского футбольного болельщика.

Граффити от бразильского футбольного болельщика.

 

3. Стрит-арт комментарий Паулу Ито (Paulo Ito), Бразилия

 

Комментарий к Чемпионату мира по футболу 2014 в Бразилии.

Комментарий к Чемпионату мира по футболу 2014 в Бразилии.

 

4. Парящее дерево от Марио Шу (Mario Shu) и Даниэля Сайэринга (Daniel Siering), Германия

 

Мегакреативная выдумка творческого дуэта Марио Шу (Mario Shu) и Даниэля Сайэринга (Daniel Siering).

Мегакреативная выдумка творческого дуэта Марио Шу (Mario Shu) и Даниэля Сайэринга (Daniel Siering).

 

5. Лучший стрит-арт Хопара (Hopare) в Касабланке, Марокко

 

Стрит арт, нарисованный Хопаром на одной из улиц в Касабланке.

Стрит арт, нарисованный Хопаром на одной из улиц в Касабланке.

 

6. Граффити от Эдуардо Кобры (Eduardo Kobra), Швеция

 

Оригинальный стрит-арт на улицах Буроса.

Оригинальный стрит-арт на улицах Буроса.

 

7. Портрет в стиле стрит-арт от Анаркии (Anarkia), Испания

 

Стрит-арт от Анаркии в городе  Линарес, Испания.

Стрит-арт от Анаркии в городе Линарес, Испания.

 

8. Дуэт уличных художников Пичи (Pichi) и Аво (Avo), Испания

 

Испанский стрит-арт дуэт Pichi и Avo создали изображение из древнегреческой мифологии.

Испанский стрит-арт дуэт Pichi и Avo создали изображение из древнегреческой мифологии.

 

9. Уличные художники Пичи (Pichi) и Аво (Avo) из Испании

 

Оригинальный стрит-арт от Пичи и Аво, Греция.

Оригинальный стрит-арт от Пичи и Аво, Греция.

 

10. 3-D художник Джо Хилл

 

Стрит-арт от талантливого художника Джо Хилла.

Стрит-арт от талантливого художника Джо Хилла.

 

11. Красочный портрет от Дэвида Уокера

 

Рисунок Дэвида Уокера на фестивале Искусства, Обервилье, Франция.

Рисунок Дэвида Уокера на фестивале Искусства, Обервилье, Франция.

 

12. Уличное искусство Oakoak во Франции

 

Юмористический стрит-арт на тротуаре.

Юмористический стрит-арт на тротуаре.

 

13. Уличный стрит-арт от C214

 

Городской sreet art в Париже, Франция.

Городской sreet art в Париже, Франция.

 

14. Подражание природе от Дэвида де ла Мано (Davida de la Mano)

 

Человек и природа в уличном рисунке Дэвида де ла Мано, Сориано, Уругвай.

Человек и природа в уличном рисунке Дэвида де ла Мано, Сориано, Уругвай.

 

15. Морские приключения от Джим Визион (Jim Vision)

 

Стрит-арт в Нью-Йорке, автор Jim Vision.

Стрит-арт в Нью-Йорке, автор Jim Vision.

 

16. Портрет Альберта Эйнштейна от Оуэна Диппи (Owen Dippie)

 

Стрит-арт известного как в Торанге, Новая Зеландия так и далеко за его пределами художника Owen Dippie.

Стрит-арт известного как в Торанге, Новая Зеландия так и далеко за его пределами художника Owen Dippie.

 

17. Фасад дома в Монпелье от Патрика Коммеси (Patrick Commecy)

 

Разрисованный фасад дома от художника-муралиста Патрика Коммеси (Patrick Commecy).

Разрисованный фасад дома от художника-муралиста Патрика Коммеси (Patrick Commecy).

 

18. Слон-путешественник от Шона Бернера (Shaun Burner)

 

Стрит-арт Шона Бернера из Лондона, Англия.

Стрит-арт Шона Бернера из Лондона, Англия.

 

19. Искусство уличного художника Бэнкси (Banksy)

 

Британский уличный художник Бэнкси (Banksy) продолжает провоцировать эмоции жителей и гостей Челтнема, Англия.

Британский уличный художник Бэнкси (Banksy) продолжает провоцировать эмоции жителей и гостей Челтнема, Англия.

 

20. Пернатый стрит-арт художника L7m

 

Стрит-арт от бразильского художника Luis Seven Martins или L7m в Гуарде, Португалия.

Стрит-арт от бразильского художника Luis Seven Martins или L7m в Гуарде, Португалия.

 

21. Граффити от Sqon

 

Креативный стрит-арт от Sqon на стоге сена.

Креативный стрит-арт от Sqon на стоге сена.

 

22. Городской sreet art от Сета (Seth)

 

Уличные рисунки арт-хулигана Seth, Seth – это прозвище, а зовут автора Жюльен Мело (Julien Malland).

Уличные рисунки арт-хулигана Seth, Seth – это прозвище, а зовут автора Жюльен Мело (Julien Malland).

 

23. Окно-фотоаппарат от Collettivo FX

 

Искусство Collettivo FX в Палермо, Италия.

Искусство Collettivo FX в Палермо, Италия.

 

24. Дети ночного города от Сета (Seth)

 

Стрит-арт Жюльена Мело (Julien Malland).

Стрит-арт Жюльена Мело (Julien Malland).

 

25. Граффити от Дэи (Deih)

 

Искусство испанского студента Дэи (Deih) в Валенсии, Испания.

Искусство испанского студента Дэи (Deih) в Валенсии, Испания.

 

26. Перископ от Klister-Peter

 

Оптический прибор для наблюдения из укрытия от художника Клистер-Питер в Стокгольме, Швеция.

Оптический прибор для наблюдения из укрытия от художника Клистер-Питер в Стокгольме, Швеция.

 

27. Паутина от Педжак (Pejac)

 

Захватывающий стрит-арт испанского художника Педжак (Pejac) в Саламанке, Испания.

Захватывающий стрит-арт испанского художника Педжак (Pejac) в Саламанке, Испания.

 

28. Искусство Be Free

 

Остроумный стрит-арт в Мельбурн, Австралия.

Остроумный стрит-арт в Мельбурн, Австралия.

 

29. Уличный стрит-арт неизвестного художника

 

Влюблённые от неизвестного художника в Чорли, Англия.

Влюблённые от неизвестного художника в Чорли, Англия.

 

30. Стрит-арт неизвестного художника

 

Городской sreet art.

Городской sreet art.
 

Тревожность, или «коронавирус головного мозга»: что с ней делать?

Как самостоятельно отличить коронавирус от гриппа и простуды ...

Большое интервью с врачом-психотерапевтом и несколько ценных советов по преодолению тревожности.

Екатерина Сигитова — врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, живет в Европе и уже несколько недель находится в режиме строгого карантина. В эти дни она написала доступную на десяти языках памятку, как вести себя при тревожности в кризисное время, и подготовила тест на проверку себя на предмет тревожности. Наш автор уже воспользовалась памяткой (спойлер: работает!) и решила поговорить с Екатериной о том, что такое тревожность, какой она бывает, чем отличается от других состояний, и самое главное — что делать, если она мешает жить.

О личном

— Екатерина, сколько вы уже на карантине? 

— Пошла пятая неделя. Мы дома: я, муж, ребенок, коты. В разных городах России наши друзья, родственники, многие из них все еще работают. До кого-то эпидемия не докатилась, кто-то в отрицании — все стандартно. Думаю, там, где только что объявили карантин, будут все стадии переживания: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. Мы уже прошли депрессию и находимся в стадии принятия. До этой стадии обычно у всех проходит много времени, это нормально.

— Верно ли, что эти стадии люди проходят дважды — сначала «переваривается» информация о собственно вирусе, а потом — о необходимости карантина?

— Верно, сначала люди переживают глобальную историю, потом — личную. 

— Справляетесь?

— Да, но нам объективно легче, чем многим: у нас много места, ребенок занят своими делами, мы не сидим друг у друга на головах, нет избыточного общения. Кроме того, у нас и без карантина всегда много еды и всего необходимого, нам даже не пришлось сильно закупаться. Мы готовили дома каждый день — и продолжаем, работали онлайн — и делаем это. Мужу тяжелей — он фотограф, привык много гулять, я домоседка, мне легче. Не у всех такие удачные обстоятельства.

— Удачные или нет — пятая неделя полной изоляции... В России мы в самом начале карантина, но многим на второй-третий день уже не по себе, и представить себе недели без выхода из дома трудно. Люди протестуют…

— Это нормально. Многие люди воспринимают меры борьбы с пандемией как репрессивные, у нас тоже есть местные группы, в которых была масса сообщений в духе «как же так, мне надо к маме, мне надо к беременной подруге…» Постепенно их все меньше, люди привыкают. Кто-то переносит легче — например, интроверты говорят, что для них как раз ценна возможность никуда не ходить.

Я вижу, что у некоторых людей снизился уровень тревожности, они даже стали лучше спать и в целом почувствовали облегчение, потому что ушли многие триггеры: не надо собираться, не надо идти туда, где не очень приятно, можно самим строить расписание… Но не у всех так, конечно.

— То есть если спрашивают: «А мне в изоляции хорошо, доктор, что со мной не так?»

— …ответ: все нормально.

— Кстати, длительная стадия отрицания опасности — проявление тревожности или нет?

— Обычно это означает психологическую защиту и то, что именно эта защита у человека основная. Отрицание относится к примитивным защитам, и возможно, у конкретного человека психика организована так, что в кризис использует именно примитивные защиты. Я бы не связывала выбор защит с тревожностью: люди, как правило, используют одни и те же способы защиты в любых кризисах.

— Вы написали памятку о самопомощи при повышенной тревожности. Мне она понравилась многоплановостью: в ней много самых разных способов — и физических, и психологических, из которых каждый человек может найти что-то подходящее лично ему. Мне подошли отвлекающие и переключающие практики. Вы использовали что-то из нее именно сейчас?

— Пока это не понадобилось, но уже много лет для самопомощи я использую упомянутые там дыхательные практики. У меня специфическая работа, бывает всякое — и тогда я дышу. Все описанные в памятке связанные с дыханием способы опробованы и работают. Когда мы еще могли выходить, я бегала — в памятке есть пункт про ритмичный спорт. Я не пью содержащие кофеин напитки — они имеют выраженный повышающий стресс и тревожность эффект, но я не делаю этого давно.

Тревога у всех людей разная. Бывает ажитированная тревога, когда человек не может усидеть на месте — нужно что-то сделать, и тогда она уменьшается. Есть тревога парализующая, которую надо «пересидеть», продышать, и станет легче. Собственно, поэтому рекомендации в памятке такие разные.

Кому-то требуется сесть в позу лотоса и помедитировать, а кому-то — обежать пять раз вокруг дома, потом еще подушку побить, перемыть везде полы, наготовить на три дня вперед и на руках постоять. Обычно человек является экспертом сам в себе, и интуитивно большинство людей выбирают то, что им подходит. Если кому-то хочется сидеть и ничего не делать, и от этого становится легче, — надо так и поступать. Нужно ориентироваться на себя, и ни в коем случае на толпу, которая «инфицирует» друг друга эмоциями.

О тревоге

— Что такое тревога с медицинской точки зрения?

— Тревога связана с чувством беспокойства. Ее часто путают со страхом, и действительно, нейрохимически разница не очень большая. Лишь острый страх сопровождается ощутимым выбросом адреналина и кортизола, а страх распределенный мало отличается от тревоги: те же нейромедиаторы, те же проявления. Но у страха, как правило, есть объект — нельзя сидеть и бояться просто так, боятся обычно чего-то конкретного. У тревоги внятной яркой причины часто нет. Иногда страх и тревога друг в друга переходят, четкого «водораздела» нет. У тревоги есть физические симптомы: учащенное сердцебиение, ускоренное дыхание, потливость, озноб, ощущение потери контакта с телом, головокружение, предобморочное состояние и другие. Их немало, у многих людей тревога только так и выражается и на уровне эмоций не ощущается. Есть психические симптомы — их целые группы. Например, мыслительные: мыслей много — они разбегаются и невозможно сосредоточиться, или, наоборот, мысль только одна: «Что будет?»; навязчивые мысли — когда человек мысленно «бегает кругами по потолку», или совершенно пустая голова. И у многих людей тревога проявляется только так, без физических симптомов.

— Сейчас как раз нельзя сказать, что нет повода или объекта. И хотя многие не говорят прямо «мне страшно» или «я тревожусь», по разговорам, по постам в соцсетях видно, что тревожно в той или иной степени всем.

— Сейчас у нас обстоятельства, в которых вообще-то нормально тревожиться. Возможно, это главное: не тревожьтесь, что вы тревожитесь. Это естественная реакция, в ней нет патологии. Но вдобавок к этому у многих людей происходит «распаковка» их собственных ассоциированных страхов, тревог, нестабильности. Всех отбрасывает к их «базовым уязвимостям», и у многих они тоже связаны с тревогой: что будет, потеряю ли я деньги, работу и т. п. И тогда все образует общий шлейф, который начинает «гореть».

— Как вообще определить: мое неважное состояние — следствие тревожности или нет? Мне плохо — не пойму от чего. Пора пить валерьянку или что-то посильнее, с противотревожными компонентами?

— Не всякую тревогу нужно сразу лечить лекарствами, потому что она может быть адекватной, нормальной. Например, если человек кого-то потерял, горевать нормально, это не значит, что ему нужны антидепрессанты, успокоительные, психотерапия. Это значит, что его психика в процессе переживания и привыкания. К лечению прибегают, если резко изменилось качество жизни и функционирование: человек не может есть, спать, поддерживать отношения, состояние ухудшается и каждый день появляются новые симптомы, или если сильно вовлечено тело — например, у человека рвота, понос, все расстроилось и в норму не приходит.

— Но есть же не только тревога. Вдруг это невроз, психоз… Как человеку в изоляции сориентироваться?

— Неспециалисту, наверное, сориентироваться будет трудно. Скажем, есть направления психотерапии, считающие психоз экстремальным проявлением тревоги, когда организм не справился и нашел только такой выход. При неврозе тоже может быть тревожный компонент. Я бы предложила, во-первых, пройти один из онлайн-тестов на тревогу (они широко доступны), а также прислушаться, если близкие говорят: «Ты что-то изменился, обеспокоен, взвинчен».

Во-вторых, если у вас в аптечке есть что-то, что вы уже принимали «от нервов» и к чему у вас нет противопоказаний, сделать так называемый тестовый прием и посмотреть на эффект, особенно если это быстродействующее средство. В идеальной ситуации без назначения врача так не делается, но ситуация у нас неидеальная. Так или иначе многие будут что-то принимать из домашней аптечки. Поэтому можно действовать как при аллергии, когда один из диагностических признаков — это реакция на прием противоаллергического препарата. Помогло — значит, вероятнее всего, имеем дело с аллергией. Если человек принял противотревожное и стало легче, возможно, причина состояния — тревога. Конечно, эффект плацебо тоже существует, но в первом приближении все же можно говорить о тревоге.

— Кризисная ситуация и связанная с ней тревога могут выявить какие-то скрытые силы психики, или наоборот?

— Есть такие понятия, как посттравматический рост, травматическая энергия. Некоторые люди, получая негативный травматический опыт, «достают» из себя такие резервы, которые они никак не могли заподозрить в себе, и совершают некий рывок или после, или во время, или в связи с кризисом. К сожалению, этих людей не большинство. Если ориентироваться только на них, то мы получаем «эффект выжившего»: те, кто преодолели кризис — молодцы, а кто не преодолел? Огромное значение имеет предыдущая история человека: если у него негативный опыт, он разрушен, он лечится, то с некоторой вероятностью кризис ничего хорошего из него не достанет, а отбросит назад. И наоборот, если у человека все было нормально, то его психика, вполне возможно, перенесет кризис хорошо и отреагирует резервом. Но я бы не стала выводить это как правило.

О психологической гигиене

— Как работать с информацией тревожным людям? В памятке есть рекомендация соблюдать информационную гигиену, ограничить время на новости. Но многие не могут. У пожилых людей фоном включены радио и телевизор, да и вообще про коронавирус сейчас слышно из каждого утюга. Есть способ, не ограничивая информацию, как-то ее фильтровать?

— «Не могу» частенько означает «не хочу», «я привык и мне тяжело отказаться», реже — «не могу на самом деле, потому что работаю с информацией». Для пожилых людей, лишенных других источников информации и развлечения, не выходящих на улицу, плохо видящих, увы, нет хорошего способа преодолеть это. Отказ от многолетней привычки смотреть телевизор тоже может повлиять негативно.

Возможный выход — формировать у таких людей позицию критического отношения к информации, рассказывать об ее альтернативных источниках. Скажем, на фразу: «Сказали, в Испании на улицах лежат трупы», можно ответить, что в серьезных испанских СМИ об этом ничего нет, и друзья, там живущие, это не подтверждают.

Но и это может не помочь: к сожалению, не для всех ситуаций есть нормальные решения, иногда все варианты плохие. Телевизор для условной бабушки — отрава, но лишать ее телевизора — стресс. Неплохо бы понимать, что сейчас время «инфекционной» журналистики и многие СМИ гоняются за жареными фактами, но не всем получится это объяснить.

— Да и просто в общении люди вполне «инфицированы», вчитывают несуществующие смыслы… Пишешь шутливый пост — получаешь реакцию «у вас все плохо, да?»

— Есть тревожность, характерная для старших поколений. Мы давно на карантине, но старшие родственники продолжают слать мне сообщения «умоляем, не выходите», хотя я каждый раз говорю, что не выходим, в отличие от них.

В интернете ходит такой популярный мем: «Меня подбрасывает отец: как это вижу я, как это видит моя мама, как это видит моя бабушка». В случае бабушки ребенка подбрасывают, а в небе его сбивает самолет, на землю одновременно падает комета, начинаются пожар и землетрясение. Так воспринимают бабушки и в мирное время, а сейчас все сложнее.

— То есть мы должны постоянно следить за тем, то говорим и пишем?

— Не стоит брать на себя слишком много ответственности за чужое восприятие. Что-то можно писать только в группах, ограничить тревожным родным просмотр своих аккаунтов. Но от всех проходящих мимо невозможно застраховаться, поэтому не стоит пытаться писать только «нетревожно».

О тревожащих ситуациях: «Что делать, доктор?»

— Пройдемся по нескольким типичным сейчас кейсам. Я работаю удаленно десять лет. Шесть из них живу в деревне и пользуюсь доставкой товаров. С введением карантина ничего принципиально не поменялось, и у меня есть преимущество перед горожанами — мне есть куда выйти. Однако мне тревожно. Мне трудно жить в привычном режиме. Нет настроения, не могу сосредоточиться.

— Даже если ничего не изменилось у вас лично, другим стал общий фон, и мы вынуждены его «обрабатывать». Когда компьютер занят дефрагментацией диска, он не может выполнять другие программы. Постепенно станет легче, работоспособность восстановится, но у всех это займет разное время.

— Тревожусь за пожилых родителей и не могу уговорить маму и папу не выходить лишний раз. Готов организовать им доставку всего, чего нужно, но они говорят: все понимаю, но мне надо выйти. Испытываю чувство вины, бессилие, злость, прихожу в себя часами. Есть ли какой-то правильный путь общения и сохранения своей психики в подобных случаях?

— В экзистенциальном смысле это вопрос сепарации. Когда-то всем нам надо отпустить родителей, так же, как и взрослых детей, в их жизнь. Да, у них будет зона, где они будут принимать очень странные для нас решения, не будут нас слушать, и в этом их, а не наша ответственность. Плохо нам от этого становится потому, что есть невидимые путы, которые нас связывают. Например, вам кажется, будто вы должны вытянуть все на своих плечах, а это чаще всего не получается, потому что пожилая мама — отдельный человек, у нее свои искажения, вы за них не отвечаете. Коронавирус, как я уже говорила, заставил многих столкнуться с экзистенциальными вопросами, с которыми они вообще не планировали сталкиваться и решать их так срочно. Сепарация и «отпускание» — в их числе. Многим людям именно сейчас придется мучительными и экстремальными способами отделять себя от родителей, чтобы не травмироваться.

У многих народов раньше были всевозможные ритуалы перехода во взрослую жизнь, инициации, сепарации и т. п. Некоторым хорошо помогает придумать собственные ритуалы. Например, положить трубку, выдохнуть, представить пропасть и собеседника с его мнением на другом ее краю. И так каждый раз после разговора. Если самостоятельно справиться не получается, стоит обратиться к специалисту. Сейчас многие психологи работают бесплатно, если запрос касается коронавируса, я собираю эту информацию в своем аккаунте в фейсбуке.

— Я беспокоюсь, что не смогу обеспечить нормальную гигиену — все равно бессознательно трогаю лицо, думаю, а не испачкал ли я руки… Вдыхаю воздух и там буквально чувствую вирус. Что делать?

— Если настигает острый пик тревоги, нужно медленно дышать.

Необязательно знать какую-то технику дыхания — просто глубоко и медленно дышите. Думайте о том, что это не истина, а наваждение, обманное ощущение. Опасность в этот момент представляет не вирус, а тревога, которая нашла именно такой канал выхода.

«Мимо прошел человек, он выдохнул, наверное, теперь в воздухе вирус!» — подобные мысли стоит сразу расценивать как симптом тревоги, а не реальность. И именно сейчас надо быть милосерднее: нам всем трудно. Все неидеально соблюдают гигиену, неосознанно трогают лицо, иногда забывают мыть руки или моют их не так тщательно, как надо бы. Мы просто люди, и хотя многое можем, мы неидеальны. Не надо ждать от себя и других функциональности роботов, которым дали программу не трогать лицо и мыть руки по 30 секунд. Разумеется, будут проколы, но это нормально.

— Я не привык ничего делегировать, все делаю только сам, и только тогда уверен в качестве. Доставка или волонтеры привезут не то, на работе без меня все пойдет наперекосяк, дети будут плохо питаться и жить в грязи... Что делать — умираю от тревоги?

— Это тоже тема наших скрытых уязвимостей, внутренних демонов, на срочную борьбу с которыми мы не подписывались. Я сама училась делегировать и не могу сказать, что добилась выдающихся успехов. Людям с гиперконтролем стоит использовать карантин как вызов. Может, это прозвучит цинично, но если кризис получается воспринимать как поле для развития, надо так и делать. Например, решить, что это такая психологическая задача — научиться делегировать, перейти в режим наблюдения и начать записывать, сколько раз, например, сегодня, вы кидались делать то, что мог сделать кто-то еще. Первый день — 35 схваток на тему «все не так сделали». Второй — 33, или наоборот, 37, третий — 30 и т. д. Гиперответственным людям сложнее, чем безответственным, умеющим сбрасывать с себя необязательное.

Гиперконтроль связан с иллюзией всемогущества. Да и в семьях, где один человек берет на себя все, остальные могут логичным образом разучиться читать или находить полку с яйцами в супермаркете. Еще раз повторю — сейчас многим придется брать штурмом новые вершины, но значительных успехов можно не пытаться достичь — не то время. Удалось один раз поручить кому-то что-то — уже отлично.

— Я чувствую потребность постоянно делать что-нибудь полезное, все планировать, постоянно ищу, где бы мне еще прибраться и что разобрать, и так по кругу. Чувствую, что перегибаю палку. Что делать?

— Все современные классификации психических расстройств, состояний и болезней опираются на то, насколько состояние мешает жить и нарушает функции организма. У многих тревожных людей есть склонность к обсессивно-компульсивной динамике. Часто в кризис человек начинает себя «вычищать» — все вылижет, затеет ремонт, и этот процесс может быть полезным, а может — разрушительным. Мы не знаем, что бы было без этого: может, психоз, и эта бурная деятельность — способ справляться, он плохой, но лучше, чем ничего. А возможно, если такой человек замедлится, ему станет легче, но иначе как проверить — не узнать. Если человеку самому кажется, что «это уже слишком», можно поэкспериментировать: прекратить и посмотреть, что будет. Если хуже — то, к сожалению, это может означать, что нет хороших способов самостоятельно справляться, и неудобный способ придется вернуть.

— Я чувствую тревогу, потому что любой разговор сбивается на коронавирус. Позвонил кто-то — рассказал новости из телевизора, прислал смешной мем, а меня трясет. Совсем перестать общаться?

— Когда человек лечится от расстройства пищевого поведения, одно из правил — ограничение «жирных разговоров», когда в окружении, совершенно без злого умысла произносятся фразы «а я похудел на столько-то», «вон пошла толстая» и т. п. Нужно или останавливать говорящего, или уходить из компаний, где такое постоянно практикуется. Здесь то же правило: вменяемых людей получится остановить, сказав им совершенно серьезно: «У меня вышел весь ресурс на коронавирус на сегодня, если мы можем поговорить о чем-то другом — давай, а если нет — извини, отложим». Важно соблюдать психогигиену, временно выносить непонимающих за пределы «френдзоны». Если разговор неизбежен (например, с родителями), то надо к нему подготовиться: понимать, что вы услышите, выделить на разговор ограниченное время и подумать, как потом себе помочь. Некоторые люди (и родители могут быть в их числе) просто привыкли сливать негатив вовне, но на самом деле они вполне могут с ним справиться, просто у них нет навыка, и они не пытаются это сделать, раз есть кто-то, кого можно использовать. Придется дистанцироваться, хотя бы частично. Кислородную маску надевайте сначала на себя, а не на родителей, друзей и т. п.

— Как себе помочь, если нарушился сон, сбился режим дня и состояние ухудшается?

— Зависит от того, насколько остро и долго нарушен сон. Если перепутаны день с ночью, можно попытаться выровнять режим, пропустив один цикл сна и лечь потом в нужное время. Если имеет место острое нарушение — человек не спит толком несколько дней, если он уже в «полукоматозном» состоянии и плохо осознает реальность, ему нужно обратиться за неотложной — обращаю внимание! — психиатрической помощью. Есть специальная скорая в психоневрологических диспансерах, там, где нет инфекционных пациентов. Там можно получить консультацию и рецепт. К сожалению, не все знают вообще о такого рода неотложной помощи, но она существует.

— Спасибо, Екатерина, и примите пожелания здоровья вам и вашей семье. Больше всего в нашем разговоре обнадежило то, как часто вы говорите «и это нормально».

— Это важно. И еще: мы сильнее, чем привыкли о себе думать. Всем здоровья!

Беседовала Полина Стрижак

Материал одобряет эксперт

Екатерина Сигитова

врач-психотерапевт, доктор наук, аккредитована Британским Психоаналитическим советом

Знаете, что самое страшное в старении?

Мы часто не понимаем какой вакуум постепенно окружает наших стареющих пап и мам. Не понимаем, почему мама 5 раз в день звонит по телефону нам на работу и здорово мешает. Почему папа требует отчета о вещах, которые его совершенно не касаются… Старики просто хотят, чтобы был кто-то, кто узнает их по голосу. Вот и звонят, боясь потерять и эту ниточку. Спешат воспользоваться, пока она не оборвалась...

304​​​​​​​

- Знаете, что самое страшное в старении?
- Что?
- Ты становишься невидимым. Пока ты молод, ты что-то из себя представляешь, ты красив, уродлив, силен, привлекателен, страшен, сексуален… с возрастом все это проходит.

Ты становишься очередным стариком в поношенном пиджачке. Ты становишься невидимым. Прозрачным…
- А я обратила на вас внимание, как только вошла в комнату…"
(с) «Чисто английские убийства»

Старики - это безымянный мир

Это так. Единственной индивидуальной чертой для бабушек и дедушек становится возраст. Обратите внимание, о стариках не говорят: он - инженер, или она - бухгалтер. Говорят - ему 76, а ей уже под 80...

После достижения определенного возраста, количество людей, которые могут знать пожилого человека, знать, кем он был, что он умеет, что любит, как живет, резко сокращается. Его друзья, коллеги, или умерли, или стали почти неподвижны. Они выходят из дому лишь в ближайший магазин и перестают пересекаться друг с другом.

Дети со своим кругом приятелей ушли жить в отдельный дом через полгорода и любят «предков» только по мобиле. Стариковский подъезд неумолимо заполняется новыми соседями. Да и в магазине знакомых продавщиц уже не осталось.

Новое окружение во дворе знает о пожилых только номер квартиры и возраст. Два числа. Кому интересны числа? В лучшем случае помогут донести сумку и поставят ее возле двери. А что происходит за дверью, кому оно надо.

Старики - это безымянный мир.

Мы часто не понимаем какой вакуум постепенно окружает наших стареющих пап и мам. Не понимаем, почему мама 5 раз в день звонит по телефону нам на работу и здорово мешает. Почему папа требует отчета о вещах, которые его совершенно не касаются… Старики просто хотят, чтобы был кто-то, кто узнает их по голосу. Вот и звонят, боясь потерять и эту ниточку. Спешат воспользоваться, пока она не оборвалась...

Знаете, что самое страшное в старении?​​​​​​​

Я пацаном жил в большом доме. У нас в каждом подъезде была своя «бабушка». Нет, бабушка была чья-то, но весь подъезд пользовался ее бабушкиными услугами. Ей оставляли ключи для малолеток, которые возвращались из школы, когда родители еще на работе. Ключи клали на ее фанерный стол в коридоре. Клали на него записки с домашним ЦУ для передачи детям. Ведь дети вечно все забывают (домашние телефоны были не у всех). Бабушка большими буквами выводила на клочке бумаги номерки для связок ключей и тщательно их раскладывала на том же фанерном столе.

Отдавала она их всегда с напутствием. Моему другу, худому как авторучка, вечно напоминала: «Смотри, пообедай!». Она говорила «пабедай». Мне же строго приказывала, сразу, как приду домой, переодеть школьную форму, а в полтретьего «идти на баян». Я учился в музыкальной студии играть на аккордеоне. Она знала о нас больше, чем знали наши родители. И вечером давала им отчет. У такого-то оторвалась пуговица, этот пришел домой без портфеля, а тот «все время кахикает».

Бабушка жила на втором этаже. Мы летом, чтобы не подниматься к себе, часто забегали к ней со двора, - Дайте попить! – И бабушка деловито выносила нам полную эмалированную кружку вкусной водопроводной воды.

А потом мы повзрослели. Родители уже не боялись, что мы потеряем ключи в школе и давали их с собой. Мы научились сами готовить обеды. Бабушка в подъезде стала не нужна. Поэтому мы совсем не заметили, как она исчезла.

А сейчас я подумал, что даже не знал, как ее звали.

Автор: Борис Сав

Картина дня

))}
Loading...
наверх