Лилия предлагает Вам запомнить сайт «ПолонСил.ру - социальная сеть здоровья»
Вы хотите запомнить сайт «ПолонСил.ру - социальная сеть здоровья»?
Да Нет
×

«Через 10–15 лет у нас образованных врачей в принципе не будет»

развернуть

Главный уролог Минздрава Дмитрий Пушкарь — о проблемах медицинского образования в России

Откровенный разговор с членом-корреспондентом РАН, главным урологом Минздрава Дмитрием Пушкарем на самую, пожалуй, больную для современной российской медицины тему — об уровне профессионализма "лечащих кадров"

— Начнем с запоздалых поздравлений: Российская академия наук утвердила вас в звании члена-корреспондента. Что оно означает кроме признания научного сообщества? Вам будет легче работать? Лучше жить? Эффективнее учить? Последнее особенно интересно — мы давно хотели поговорить про медицинское образование.

3043090

— Это звание — важная штука. Но вслушайся в само слово: "звание" обозначает лишь то, как я стану называться. Эта приставка к фамилии не поможет ни лучше оперировать, ни лучше преподавать. Зато даст больше шансов быть услышанным. А теперь зададимся вопросом: профессионалов слушают?

— Зависит от того, кто называет себя профессионалом.

— Вот именно. Мы жалуемся, что общество и власть не слушают профессионалов. Почему? Потому что те компрометировали себя много раз за последние годы. Но это процесс обоюдный: общество порождает профессионалов, которые потом им самим не могут быть востребованы. И все начинается со студенческой скамьи.

— Когда начался системный кризис?

— Лет 30-40 назад дочка приводила к маме с папой жениха и говорила: "Знакомьтесь, это Вася, он учится на врача" — и родители лопались от гордости. Они знали, что их кровиночка будет жить с интеллигентным человеком, в достатке и уважении. Сегодня в России молодой врач — это необязательно образованный человек. Это всегда небогатый человек. Это человек, не имеющий времени для себя и для семьи. Это человек, работающий в условиях, в которых нормальные люди, скорее всего, работать не захотят.

Картинки по запросу студент медик

Первокурсники с хорошей школьной базой закончились, думаю, в предыдущем десятилетии... Сегодня студенты — малообразованные, поверхностные люди

— Кризис начинается с падения престижа профессии?

— Именно. И я пытаюсь разобраться, почему это происходит. В 30-е, 40-е, 50-е годы прошлого века российская медицина была одной из лучших в мире. Но тогда медицина везде была примерно одинаковая — не зависела от оборудования и держалась на людях. В нашей стране  на недобитых людях, уцелевших после сталинской мясорубки. Великие врачи, их ученики, медицинские династии. Но это были не просто медики, а люди с широчайшим кругозором. Их можно было встретить в консерватории, на поэтических чтениях, они знали языки, а главное — бесконечно образовывались дальше: читали, учились. Они долечили людей до 60-70-х годов, а потом все кончилось. С одной стороны, кончились люди, физически — вымерли, как динозавры. А с другой стороны, началось ментальное разрушение, системный крах ценностей. Ведь главное в нашей профессии — ценность человеческой жизни и желание докопаться до сути. Медленно, по миллиметру. И вот эти вещи стали никому не нужны. Ведь поговорка "умер Максим — да и ... с ним!" — самое страшное, что может произойти с народом: обесценивание жизни. Над людьми знающими, которые хотят докопаться до сути, тоже стали смеяться. Начались консультации на ходу. Великие профессора, врачи-энтузиасты не смогли удержать свои школы. По всей стране с середины 70-х медицинские институты превратились в формальные, проходные, за исключением, может, двух-трех.

— Как изменился студент-медик за последние годы?

— Стал хуже, вне всяких сомнений. Первокурсники с хорошей школьной базой закончились, думаю, в предыдущем десятилетии. Мы же помним, что в 90-е почти половина врачей не работали врачами. Потом многие из них вернулись в вузы и стали учить этих самых первокурсников. В результате сегодня студенты — малообразованные, поверхностные люди. Интернет заменил знания, прочли максимум одну-две книги сверх школьной программы. Если спросить, для чего они пришли в медицину, то большинство не даст внятного ответа.

Мы проводили исследования, от которых пришли в ужас. На тысячу студентов медицинского института английский язык знают десять человек. Не десять процентов, а один! Не так знают, чтобы в кафе яичницу заказать, а чтобы статью прочесть в научном журнале, презентацию сделать. Без этого о каком медицинском образовании сегодня можно говорить? Дальше мы тысячу студентов попросили продолжить строчку Пушкина "Ах, обмануть меня не трудно...". Правильно смогли продолжить те же десять человек... Ты скажешь: Дмитрий Юрьевич, вы строго судите. Да, сужу строго. Поскольку хочу, чтобы у меня в стране было как в цивилизованных странах, и причисляю к ним Россию. Чтобы как в Америке или в Германии: девочка привела за руку мальчика, сказала "мой бойфренд — будущий врач",— и в доме засияло солнце.

— Ну как сказать... Когда в Израиле девочка приводит студента-медика, родители говорят: "Ой-вэй! Шесть лет он будет харкать кровью в университете, потом год стажироваться, потом четыре года в ординатуре — по пять ночных дежурств в неделю..."

— Зато потом — пожизненное уважение и достойная зарплата! И отношение в обществе к этому человеку совсем иное, чем к другим профессиям.

— Подписка на медицинский журнал стоит от 100 до 500 долларов. Студенты могут себе это позволить?

— Никто ни на что не подписан, никто ничего не читает. Тот самый один процент, который владеет языком, читает только бесплатные выжимки.

— Насколько у студентов есть доступ к практике, к больным?

— Студенту не нужен доступ к больным, по крайней мере сразу. Есть программа, по которой студент в течение, условно, недели изучает урологию. Одну неделю за все пять лет обучения. Что он выучит за неделю? Зачем ему доступ к больным? Не нужен он ему! Проблема глубже, проблема системная. В мединститут пришел человек, который не знает, хочет ли он быть врачом,— раз. Который не образован, чтобы быть врачом, даже если он этот институт окончит,— два. И который не имеет общего кругозора, чтобы общаться с людьми,— три. Люди, которые этому человеку преподают, понимают, что пришли не те. Но они сами, к сожалению, не те: система преподавания в том понимании, которое сформировалось во всем мире, отсутствует. Что дальше? Государственной программы подготовки специалистов не существует нигде в стране. Есть ординатура — те, кто все-таки собирается быть врачами, приходят в клинику на два года. Но за два года из человека нельзя сделать врача ни при каких условиях! За границей эта стадия, резидентура, занимает от 4 до 7 лет. Ты же была на моих занятиях со студентами. Сидит 40 человек, 4-5-й курс. Спрашиваю: "Вам через год людей лечить, поднимите руки, кто готов?" Двое поднимают. Спрашиваю хорошенькую: "Ты кем будешь?" — "Гинекологом".— "Почему руку не поднимаешь, не хочешь лечить?" — "Хочу, но не буду, очень страшно".

— А иностранный выпускник-медик, ему не страшно?

— Человек окончил институт по специальности "гинекология". Дальше в течение 6 лет он по полгода изучает в больнице эмбриологию, акушерство, неонатологию. Учится принимать роды, делать аборты, оперировать шейку матки. Последние 2 года делает по 10-20 операций каждого вида. Под наблюдением, но сам. Сам!!! И выходит полноценным гинекологом. У нас же система постдипломного образования пока категорически не может выпустить такого доктора. Говорю "пока": хорошая новость в том, что сегодня она пересматривается — усилиями главного специалиста по медицинскому образованию Минздрава России и под личным контролем министра. Это вселяет надежду.

— В 2015 году средняя зарплата российского врача составляла около 48 тысяч рублей, среднего медперсонала — 27 тысяч, младшего — 16 тысяч. Медсестра — королева больницы, на ней все держится. Как ей прожить на 27 тысяч?

— А ты вообще понимаешь, что такое институт медсестер? Представляешь, какие медсестры работают в западных клиниках? Об этом же в нашей прессе не пишут. Медсестра — ключевая фигура в современной медицине. У нас же образ медсестрички — с военных времен: какая она была добрая, как раненых на себе выносила, сколько командиров на сестричках переженились... Тогда медсестры лечили душой, а сегодня она должна включить аппарат, на панели которого нет ни одной русской буквы! Не аппарат — 25 таких аппаратов она должна уметь включать, входя в операционную, в реанимационную, в обычную палату. Мы готовы за свой счет отправлять медсестер учиться за границу, но как это сделать, если они не говорят ни на одном языке...

Картинки по запросу интерны деньги

— Что сегодня умеет девочка после медучилища?

— В лучшем случае не боится крови и может делать инъекцию. Дообразовывать ее — сложнейший процесс. Огромное везение ей попасть в коллектив, где есть поддержка, где медсестры уже базово понимают оборудование. А дальше — путем проб и ошибок. Включилось — не включилось, вызвали инженера,приехал, показал, не запомнили, записали, опять записали, потом запомнили. По дороге разбили пару оптик, уронили пару инструментов. Потом ждали полгода, пока их купят снова,— прибор стоял, не работал. И так по всей стране.

— Где корень проблемы с медицинским образованием? Как эту машину развернуть в правильную сторону?

— Вернемся к профессионалам. Профессионал — руководитель вуза, кто он? Человек, который должен объехать мир и посмотреть, где что как устроено. Чтобы решить, как должен развиваться его вуз, что будет важно в медицине через год, три, пять — когда его студенты пойдут лечить людей. Первый вопрос: он владеет иностранным языком? Вряд ли. Второй вопрос: а кто позволит ему решать? Никто, система не предусматривает. Ректор ограничен в любом решении. Я как завкафедрой и руководитель клиники за любое решение должен биться. В нашей больнице мы преподаем студентам, врачам, в том числе иностранным, а у нас одна учебная комната. Нужно десять, а у нас одна.

— В 2015 году было создано 13 научно-образовательных кластеров. Они, как я понимаю, и есть попытка изменить систему?

— Я ничего об этом не знаю

— Вместо сертификации врачей введена аккредитация.

— И об этом тоже никто не знает.

— Врачи набирают баллы за повышение квалификации.

— Да, да. Мы делаем все, что можем. Но глобальная ситуация так запущена, что ни один человек не может принять решение, которое ее изменит.

— Какое решение? Чтобы два миллиона медицинских работников в стране заговорили по-английски?

— Вот именно! Главный вопрос, который вызывает аккредитация или сертификация — мы сами путаемся в терминах: не выбросит ли этот процесс две трети врачей из обоймы? Ведь мы же подготовили массу врачей с 70-80-го годов, им сейчас по 40-60 лет, они работают. Какова их компетенция?

Картинки по запросу интерны английский

— Какова?

— Если мы начнем настоящую, профессиональную аккредитацию... Не хочу даже думать об этом. Допустим, ты пришел к урологу во Франции. Неважно, где — в Париже, Гренобле или Лионе. Тебя примет врач определенной, стандартной квалификации. У нас нет подготовки, которая гарантировала бы одинаковый уровень специалистов в столице и далеко от нее. И сделать с этим пока ничего нельзя. Я говорю "пока", потому что не хочу жить с ощущением, что наша медицина отстала безнадежно. А первый этап выхода из глубочайшего кризиса — необходимость слушать профессионалов.

— К кому вы обращаете этот призыв? К власти?

— Конечно. Проблема начинается с того, может ли сегодня профессионал попасть на прием к руководителю. Не может, исключено. Вторая проблема — желание и готовность самих врачей слушать коллег-профессионалов. Я, главный уролог Минздрава, в течение суток готов ответить на вопрос любого уролога: мы создали специальную мобильную сеть, связывающую всех урологов страны. Думаешь, мне часто звонят? Нет. И я, по сути, большую часть своего времени выступаю рядовым врачом. Потому что обязан знать, как живет рядовая медицина. Да, она работает, вопреки всему. Вот я был в Тюмени вчера, оперировал в операционной, которую с моей сравнить нельзя: у меня "жигули", а там — "роллс-ройс". Есть энтузиасты, которые добились этого оборудования, которые на нем работают. Но не должно быть энтузиастов, должна быть система! Должен быть стандарт операционной по всей стране, плюс-минус какие-то детали. И уролог в Тюмени, Рязани и Москве тоже должен быть примерно одного уровня. Я не хочу, чтобы мы опять превращались в экзотическую страну, а такая опасность есть: через 10-15 лет мы столкнемся с ситуацией, когда у нас образованных врачей в принципе не будет.

— То есть пока спад остановить нельзя?

— Это сделать очень тяжело. В массе своей люди не понимают, насколько медицина ушла вперед. Мы считаем, что наличие КТ и МРТ означает прорыв,— смешно! Прорыв совершают люди, а не техника. А те студенты, с которыми мы имеем дело сегодня, никакого прорыва совершить не могут. И не смогут до тех пор, пока условия обучения будут позволять им окончить институт, не зная элементарных вещей. Вот ты стояла у меня за спиной на операции вместе со студентами 4-5-го курса. Я оперирую простату, спрашиваю их: "Что это за орган?" Знают семь из десяти. Трое не знают! Говорю им: "Это предстательная железа". Ну хорошо. Дальше спрашиваю: "Где она находится?" Знают пятеро. Половина!

— Как они получили зачет, сдали экзамен?

— Вот именно! А рассказываю это медицинскому чиновнику, мне говорят: "Да ладно, вы их застали врасплох. Они знают, они подучат". Вот это наше, посткоммунистическое отношение. Потому и в больнице говорят: "Мы вас подлечим". Подлечим, а не вылечим! Сто лет прошло, а мы все не можем от этого избавиться.

— Что должно произойти? Откуда возьмутся люди с другим отношением?

— Это главный вопрос. И ответа я не знаю. Быть врачом человек захочет только тогда, когда будет уверен, что к этой профессии — особое отношение, что больница — чистое и красивое место, что руководитель больницы будет видеть в нем профессионала, поддерживать его идеи, обновлять оборудование. У него должны быть условия для развития — тогда он будет развиваться. Сейчас человек, работающий в больнице, выживает, не более того. Повторюсь, есть новаторы и энтузиасты, но нет системы.

Картинки по запросу интерны

— Что вас больше всего пугает в сегодняшней системе медицинского образования?

— Бесконечная борьба: все энергия уходит не на то, чтобы совершенствоваться, а на то, чтобы пробить то или это. И страшно, что молодежь в этом растет: видит, что блестящие инициативы разбиваются о людей, не готовых слушать профессионалов. Я хочу видеть нашу страну великой, но не может быть великой страны с больной медициной. Тем не менее я оптимист. Сегодня ситуация близка к критической, но верю, что близок момент, когда нас, профессионалов, услышат. Для этого надо заставить чиновников лечиться в России — не в системе 4-го Управления, а в обычных городских больницах. Будет страшная ломка, но без нее не обойтись.

Источник


Опубликовано 09.02.2017 в 09:47

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Фавиз Кутдусов
Фавиз Кутдусов начал читать и вот:
В нашей стране — на недобитых людях, уцелевших после сталинской мясорубки.
это какой такой мясорубки? врачи это шаманы у которых под стулом бубен лежит
Текст скрыт развернуть
0
9 февраля, в 22:52
Эдуард Балашов
Эдуард Балашов Фавиз Кутдусов Да уж после сталинской мясорубки, как этот период назвали, столько лет прошло, что новые поколения выросли, уже третье поколение ничего не испытало, они уже после смерти Сталина родились, а для молодежи сейчас Сталин это архаизм. Они о "мясорубке" ничего не знают толком, только повторяют за газетами. Я думаю, что и автор публикации про мясорубку только слышал, а сам ничего не видел. Текст скрыт развернуть
1
9 февраля, в 23:30
Валерий Р
Валерий Р Эдуард Балашов Правы на 100%. Текст скрыт развернуть
0
10 февраля, в 10:34
Александр Пак
Александр Пак Фавиз Кутдусов тогда правильнее говорить о хрущевской мясорубке, когда Хрущев под крики "ура наши в космосе", разгромил медицину Текст скрыт развернуть
0
11 февраля, в 11:40
Сергей Князьков
Сергей Князьков Для меня медицина платная с 1980 года. По блату к "хорошему врачу" с коробкой конфет и бутылкой (к женщине шампанское, к мужчине коньяк) зубы ещё моя бабушка лечила платно!!! Иначе их не будет, так мои одноклассники ещё до армии лишились по 5-7 зубов!!! 01.01.2017 положил в больницу товарища осколочный перелом голени. Просверлили пятку и с гирей на койку! Пока не заплатили 50000₽ операцию не делали!!! Оперировались 19.01.2017г. Знаете на чем доктора ездят?? 200х сотка минимум. И это бесплатная медицина? Перестаньте врать блядь! Выборы на носу! Текст скрыт развернуть
5
9 февраля, в 23:40
Галина Галкина
Галина Галкина Сергей Князьков Платный центр на Коломенской не смогли определить ,где перелом руки. Слава богу что смогли определить какая рука. И сколько даете скорой помощи когда приезжает, по 200 долларов , как в США. И врач детский домой не приходит по вызову? Как в европе? Текст скрыт развернуть
2
10 февраля, в 06:17
Светлана Елизарова (Федорова)
Светлана Елизарова (Федорова) Мало того,что студенты неграмотные,они просто не желают учиться!Родители платят и за обучение,и за экзамены.Выходит такой " дохтур" и...начинает мочить больных!Сейчас медицинские институты выпускают не врачей,а убийц!!!
Как только уйдут на пенсию врачи,окончившие институты в 70-80 г.г.,медицины умрёт.Соответственно,начнёт умирать население.
У современных студентов- медиков даже нет инстинкта самосохранения! Они не понимают одного: их самих некому будет лечить и спасать от смерти!!!
Вот чем закончится эпоха полного разгильдяйства,тунеядства и пофигизма!!!
Текст скрыт развернуть
8
9 февраля, в 23:59
Виктор Мартин
Виктор Мартин у меня племяница учится на врача.(германия) первый год учёбы 1 день практика а 4 дня тория.второй год учёбы 2 дня практики и 3 дня теория.а конце учёбы у неё будет только 1 день теории и 4 дня практики и операции под наблюдением профессора. она будет оприровать а остальные будут в другой комнате сидеть и смотреть как по телику,как она оперирует и обсуждают меж собой.и тут каждый мед институт имеет свою клинику.они там учатся и практикуют. Текст скрыт развернуть
2
10 февраля, в 00:16
Галина Галкина
Галина Галкина Виктор Мартин Так в советское время и было клиническая практика. Сколько родов должен был принять врач, как практику. 40 вот то-то. сейчас это отменили. Текст скрыт развернуть
1
10 февраля, в 06:22
Кочегар АЭС
Кочегар АЭС Их уже сейчас нет. Пришел на прием.Молодая девочка лет 25. Все стены в кабинете в дипломах и сертификатах. Начали разговаривать. Я ей вопрос, она в интернет. Практически ушел не с чем. Нашел другого более старшего специалиста и пошел к нему. А в интернете я и сам могу пошариться и без специального образования. Текст скрыт развернуть
3
10 февраля, в 03:46
Галина Галкина
Галина Галкина Кочегар АЭС А ещё забыли, что оценивает Вас по одежде и начинает втюхивать Вам свои рецепты на то что по-дороже. Так сказать распространители. 12 минут на прием из которых 10 мин. что-то пишет. Текст скрыт развернуть
2
10 февраля, в 06:21
Язов Антон
Язов Антон что автор сериалов насмотрелся! Текст скрыт развернуть
0
10 февраля, в 07:40
Ivan Stanchin
Ivan Stanchin О каком королевстве Кривых Зеркал идет речь по зарплате, г. член-к? В 2015 году средняя зарплата российского врача составляла около 48 тысяч рублей, среднего медперсонала — 27 тысяч, младшего — 16 тысяч. Вот гонит лажу будь здоров!
Текст скрыт развернуть
2
10 февраля, в 08:11
Alexey Yurov
Alexey Yurov А поменять зарплату врача на зарплату иудохабадовца Медведева не пробовали.
Для справки -зарплата врача 200 долларов США, зарплата Медведева Д.А. -78500 долларов в месяц..
Да, еще обслуживание Медведева Д.А. обходится в Миллион долларов в Месяц.
Текст скрыт развернуть
1
10 февраля, в 08:42
Наталия Кириллова
Наталия Кириллова Alexey Yurov И что такого полезного Медведев делает для общества, чтобы его так оплачивать за деньги народа? Текст скрыт развернуть
1
10 февраля, в 10:19
Alexey Yurov
Alexey Yurov Наталия Кириллова В 1991году иудо-хаадовское отребье во главе с Ельциным Б.Н. захватило Власть в стране в результате Государственного Переворота.
Сейчас ОНИ ПРОСТО ОБЪЕДАЮТ РОССИЯН, СОХРАНЯЯ СВОЙ ОККУПАЦИОННЫЙ РЕЖИМ.
КТО У НАС ОЛИГАРХИ?
НА 100% - ИУДОХАБАДО-БАНДЕРОВЦЫ.
КТО ВО ВЛАСТИ?
МИЛЛИАРДЕРША - РАГУЛЯ МАТВИЕНКО , МИЛЛИАРДЕР -ИУДА МЕДВЕДЕВ.
А ГДЕ-ЖЕ РУССКИЕ?
ПОЛКОВНИК КВАЧКОВ -В ТЮРЬМЕ.
Текст скрыт развернуть
0
10 февраля, в 11:18
Наталия Кириллова
Наталия Кириллова Alexey Yurov печально всё это. Как это всё у них получается им же во благо, а нам на горе. И никакого просвета. Текст скрыт развернуть
1
11 февраля, в 00:23
Vladimir Kulishov
Vladimir Kulishov Ключевая фраза в последнем ответе - чиновник может себе позволить не только 4-у управление, а лучшие клиники мира, поэтому судьба простого россиянина и российского здравоохранения ему особо не интересна и ситуация не просто критическая она уже просто запредельная Текст скрыт развернуть
1
10 февраля, в 10:31
Vladimir Kulishov
Vladimir Kulishov Ключевая фраза в последнем ответе - чиновник может себе позволить не только 4-у управление, а лучшие клиники мира, поэтому судьба простого россиянина и российского здравоохранения ему особо не интересна и ситуация не просто критическая она уже просто запредельная Текст скрыт развернуть
1
10 февраля, в 10:31
Виктор Загоскин
Виктор Загоскин Врачей среди "врачей" много никогда не было. В царской России - не более 50%. Знаю от отца. После 17-го года количество достойных звания ВРАЧА, увеличилось. И к на время ВОВ их, ВРАЧЕЙ, было заметно больше 50%. Начиная с "хрущёвщины" началось падение и престижа этой профессии и уменьшение процентного содержания ВРАЧЕЙ среди "обладателей дипломушков медвузишек". Однако, всё же ещё в 60-х их, заслуживающих называться врачём, лекарем, было достаточно. Значительное падение началось в 70-е, с распространением взяточничества в медсфере и , особенно, при поступлении в "медвузик". Знаю из личных наблюдений, в частности, в 80-х отправлял дочь в мед. Правда обошлось без взяток: нанимал репетиров, а она оказалась единственным мастером спорта, по своему виду, в этом учебном заведении. Да и поступала на не престижный тогда факультет - на сангиг. Ну а после 90-го года...... Вот и имеем, что есть в натуре: ВРАЧЕЙ - не более 1%. ВЕЗДЕ. + содержание образование в "медичках" - НУЛЬ. КРУГЛЫЙ. Сплошная демагогия и "инструкции" выживших их ума, примитивных мышлением "преподов". Нет, ну есть конечно ЛЮДИ!!! Но их, повторяю, не более 1%. Современный "врач" - это человекообразное умеющее кое как писать, знающий 2-3 арифметических действия, ориентирующийся в сборниках -ценниках препаратов от фармакологии (препаратов и цен, но не в лекарствах), не понимающее что такое физика, химия, биология. НО!!!! Имеющий бумажку в обложке, так называемый диплом. Истинных таки врачей (из 1%) прошу не принимать изложенное на свой счёт. Да ещё!! Предлагаю не путать "медицину" и "хирургию". Это АБСОЛЮТНО различные вещи. Хирурги - это мастера некоторого вида искусства. Текст скрыт развернуть
0
10 февраля, в 13:34
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 166
Комментарии Facebook
Полезные свойства кедровых орехов

Полезные свойства кедровых орехов

19 фев, 14:46
0 0
"Не могу признаться мужу, чт…

"Не могу признаться мужу, что знаю о его измене, и уйти от него"

19 фев, 13:47
+21 0
Новорожденный: как отличить …

Новорожденный: как отличить «норму» от «патологии»?

19 фев, 11:47
+36 0
Вы думали вы в папу? Ошибает…

Вы думали вы в папу? Ошибаетесь! Немного фактов из мира генетики

19 фев, 09:46
+90 36
3-минутный массаж ушей, кото…

3-минутный массаж ушей, который помогает проснуться и прийти в себя

19 фев, 07:47
+38 2
Красота природы в фотография…

Красота природы в фотографиях Татьяны Афиногеновой

18 фев, 22:47
+28 0
«Доктор прооперировал мою иг…

«Доктор прооперировал мою игрушку, чтобы я не боялся»

18 фев, 21:47
+26 1
Прощай, мозоль: 7 популярных…

Прощай, мозоль: 7 популярных способов разносить новую обувь и не умереть от боли

18 фев, 19:47
+31 1
20 искренних комиксов о том,…

20 искренних комиксов о том, как непросто быть мамой

18 фев, 15:47
+27 0
15 неприятных последствий ал…

15 неприятных последствий алкогольного опьянения

18 фев, 14:46
+46 12

Поиск по сайту

Facebook Like Box

Читать

Последние комментарии