Лилия К* предлагает Вам запомнить сайт «ПолонСил.ру - социальная сеть здоровья»
Вы хотите запомнить сайт «ПолонСил.ру - социальная сеть здоровья»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Комплекс жертвы как диагноз российского учител

развернуть

Об авторитете учителя, ложном мученичестве, истинном подвижничестве и новой шинели.

Ученикам важнее кого-то уважать, чем учителям — быть уважаемыми. Устойчивая самооценка взрослого не сильно пострадает от нелестного мнения бунтующего подростка. Однако наличие авторитетной личности рядом — базовая потребность любого человека на этапе становления. Ребёнок ищет себя в системе координат, выстраивает свою картину мира, ему нужны ориентиры и точки отсчёта. Ему нужна референтная группа.

В идеале эта группа должна быть многовекторной, чтобы сделать восприятие окружающего объёмным, избежать перекосов в развитии, однобокого и ущербного взгляда на мир. Хорошо, если туда попадут очень разные люди: разных взглядов, социальных слоёв, возрастов и типов поведения.

3043090

Ещё Макаренко рассказывал, как набирал педагогический коллектив для своей колонии: по большей части он состоял из мужчин (что объясняется спецификой контингента), но среди них обязательно должны были оказаться как минимум две женщины: зрелая, даже пожилая — в качестве образа матери, и совсем молоденькая — как объект мечты, Прекрасная Дама. Оставим ненадолго в стороне и циничный скепсис по отношению к любой целомудренности, и высокоумные размышления о гендерных стереотипах, свойственные нашему времени.

Именно женщины, по мнению Макаренко, внутренне дисциплинировали колонистов, заставляя «подбираться», следить за собой, сдерживать грубость речи и развязность в поведении. Они становились для воспитанников своеобразным зеркалом и мерилом, помогая им идентифицировать себя, увидеть себя в иных социальных ролях, чем предполагала искусственная среда обитания. Это всего лишь пример, но пример показательный — круг значимых для растущего человека людей не должен быть ограниченным.

Возвращаясь к детским авторитетам в современных реалиях: правильно ли вычитать из их числа учителя? Конечно, нет, неправильно.

Учитель — тот, кто отвечает за развитие, кто дает знания, даже если вопросы воспитания вынести за скобки (не так давно эта функция ставилась под сомнение, теперь излишне педалируется). Вопрос доверия — это вопрос принятия информации к сведению: нет повышенного внимания к словам — нет полноценного усвоения. Меры поощрения и наказания будут вторичны.

Однако можем ли мы сказать, что учитель всегда входит в круг доверия — а значит, и внимания — учеников? Увы, далеко не всегда. Почему так происходит? По ряду причин, как обычно и бывает. Каждая из этих причин достойна отдельного разговора, но об одной хотелось бы сказать особенно.

Что за личности вызывают у нас уважение? Какие качества однозначно определяют авторитет? Жертвовать точностью и полнотой ответа в угоду афористичности в данном случае неразумно. Список будет уникальным у каждого, а у некоторых не получится и списка — не каждый отдаёт себе отчёт в том, что именно заставляет его ценить человека, прислушиваться к его мнению. Разнообразие тоже правильно, оно служит показателем здоровья социума — каждому своё. Тогда пойдем от обратного: что же мешает признанию и почитанию? Сложно разглядеть имеющиеся достоинства в человеке жалком.

Сама профессия педагога зачастую тянет за собой какой-то странный дух самоуничижения. (Ответ на вопрос, почему так случилось, наверно, дали бы те, кто лучше знает историю российской педагогики. Мне лично видится, что корни проблемы растут даже не из советской системы образования, а из дореволюционной практики работы старых дев в институтах благородных девиц, но на истину я не претендую.) Обычно я далека от принципа переноса личного опыта на всеобщую действительность, но что-то подсказывает мне, что в данном случае такая экстраполяция допустима. Мой профессиональный круг общения достаточно широк для того, чтобы можно было сделать некоторые выводы.

Тех, к кому мои дальнейшие наблюдения не имеют отношения, тоже достаточное количество. Однако учительство в довольно существенной своей части поражено комплексом жертвы — необъяснимым ощущением униженности, даже ущербности. Постоянные жалобы на отношение — «снизу» (от учеников и родителей) и «сверху» (от методистов и РОНО до министерства образования), скорбно поджатые губы, немой укор в глазах, невысказанный (или высказанный) упрёк, откровенное недовольство жизнью — вот то, что видно со стороны во многих из нас.

Можно ли с благоговением внимать тому, кто выглядит зашедшим в тупик? Какова цена мнения человека, для которого его работа — что-то сродни повинности? А ведь так она и воспринимается.

Вопреки стойкому убеждению многих, комплекс жертвы вовсе не объясняется объективными причинами. Никто не спорит с тем, что профессия учителя — одна из самых сложных, перегруженных «бумажно» и недооценённых в денежном эквиваленте. Но она же и одна из самых интересных и творческих, разве нет? Сколько людей говорили мне, что хотели работать с детьми, считали учительство своим призванием, но по разным причинами не реализовали мечту и теперь временами жалеют. Мы не работаем ассенизаторами, не стоим у мартеновских печей в три смены и не собираем электророзетки на конвейере. Наша профессия — полёт по своей сути, если очистить её от всего наносного. В конце концов, вспомним, что мы когда-то ее сами выбрали, предпочтя всем остальным.

Комплекс жертвы как диагноз российского учител

Да, учителю приходится порой сталкиваться с конфликтами, пренебрежением и даже грубостью со стороны родителей — такое случается. Но ведь идут и за советами, и за помощью, приходят с готовностью слушать и слышать — если мы сами заинтересованы в диалоге. Да, учитель работает в системе, которая, мягко говоря, далека от совершенства. Но признаем: у него есть свобода манёвра, начальство не стоит у него над душой каждый час и не следит за малейшим его шагом.

И даже в том, что касается денег (не возьмусь говорить о провинции, сведения о ней для жителей обеих столиц все равно что рассказы странницы Феклуши для дворовых: первые так же легко готовы верить в любое «всёплохо», как последние — в людей с пёсьими головами), всё не так ужасно, как об этом принято думать и говорить.

Сейчас не 90-е годы, надрывные истории о мизерных зарплатах в школе в Москве и Петербурге слегка спекулятивны и выглядят натяжкой для тех, кто с ситуацией знаком.

Школа школе рознь, конечно, многое зависит от политики администрации учреждения, но в целом средняя учительская зарплата действительно не ниже заявленной средней по экономике города. Где-то, безусловно, есть синекуры, но кто сказал, что они должны достаться непременно нам, когда вокруг столько желающих, а «у генералов свои дети»? Где-то есть работа в колбасном цеху за поражающие воображение деньги. Но давайте признаем: мы с вами не станем работать в колбасном цеху. Последнее утверждение не голословно, прецедент в моем учительском окружении был, и тот человек не выдержал даже месяца.

И тем не менее ореол мученичества стойко культивируется в среде, становится неотъемлемой частью, непременным атрибутом образа учителя, и мне как представителю профессии это не особенно нравится, потому что отдаёт манипуляцией и своеобразной пассивной агрессией. Упоминание работников образования и их бедственного положения — ритуальная «заплачка» политиков любой ориентированности, что порой заставляет часть учителей стесняться своей профессии. Сдержанное соболезнование в глазах собеседника пока не всех радует.

Мы получаем за свою работу непропорционально вложенным психологическим усилиям и временным затратам, это так. Однако мы не бессребреники. От нас часто слишком много требуется: всего и сразу, но ведь мы чувствуем и отдачу, достаточно перестать воспринимать некоторые вещи как должное. Помню, как после очередного праздника при маме я небрежно бросила на стол пачку открыток, всем учителям знакомых: «любимому учителю», «любимому классному руководителю», «спасибо Вам за все», «спасибо за Ваш труд», «от вашего 5-го», «от вашего 9-го», «от вашего 11-го» — и походя посетовала на то, что складывать их уже некуда, а выбрасывать жалко.

Мама посмотрела на меня странно, а потом на невысказанный вопрос ответила: «За всё время работы мне ни разу таких слов не написали».

Наша работа во многом подвижничество. Но вспомним: подвижничество радостно, это осознанно выбранный и светлый путь, не предполагающий немого укора во взоре и упрёков облагодетельствованных за неблагодарность. В массе они ни в чём не виноваты, хотят нас слушать и доверять нам, нужно только дать им повод и основание. Может, попробуем?

Комплекс жертвы как диагноз российского учител

Давайте попробуем справиться с эмоциональным выгоранием и усталостью — они, конечно, подкашивают и лишают сил. Давайте встряхнемся и расправим плечи. Давайте сотрём с лица морщины скорби и недовольства жизнью, потому что осознаем: мы занимаемся любимым, творческим делом — многие ли вокруг нас могут этим похвастаться? Это ложное мнение, что состоявшийся человек лишь тот, кто достиг впечатляющего материального достатка. Это и тот, кто получает удовольствие от своей работы. И тот, кто уверен в своей нужности и полезности, — а ведь мы среди тех, кому сложно в этом усомниться. Перестанем же наконец строить из себя Акакия Акакиевича Башмачкина — в конце концов, мы можем позволить себе новую шинель. Наденем её и войдем в кабинет с улыбкой, воодушевлённые и уверенные в себе.

Кроме шуток: давайте сделаем над собой усилие и избавимся от комплекса жертвы, чтобы чувствовать себя счастливее, хотя бы ради тех, кого учим, ведь они в этом нуждаются. Если профессия и требует от учителей сакральной жертвы, то пусть она будет такой.

Источник


Опубликовано 11.05.2017 в 12:45

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Наталья
Наталья 11 мая, в 14:00 "Однако учительство в довольно существенной своей части поражено комплексом жертвы — необъяснимым ощущением униженности, даже ущербности. Постоянные жалобы на отношение — «снизу» (от учеников и родителей) и «сверху» (от методистов и РОНО до министерства образования), скорбно поджатые губы, немой укор в глазах, невысказанный (или высказанный) упрёк, откровенное недовольство жизнью — вот то, что видно со стороны во многих из нас" .-подписываюсь под каждым словом, мы -это "человек в футляре" Текст скрыт развернуть
4
Наталья
Наталья 11 мая, в 14:04 Хорошая статья! Спасибо! Однако, выгорание никуда не денешь. Текст скрыт развернуть
4
Юлия Тарновская
Юлия Тарновская 11 мая, в 14:23 Не вижу никакого комплекса жертвы ни у себя, ни у знакомых учителей. Недооценка роли учителя на моем опыте идет исключительно от родителей. То, что это вредит в первую очередь их же детям - доказать им трудно.
А то, что сейчас учителя из УЧИТЕЛЯ всеми силами стараются превратить в подателя информации и слугу - это не субъективное ощущение учителя, а объективная реальность. И обвинять в этом учителей - по меньшей мере изощренное лукавство.
Текст скрыт развернуть
13
Александр Зверков
Александр Зверков Юлия Тарновская 12 мая, в 08:29 Про образование, как услугу. Конечно, по большему счёту это бред. Но зато всякие, там "остаться после уроков, объяснить-подтянуть и пр." в эту услугу не входят. Кончилось урочное время, дальше сам. Или с родителями. Хотели услугу, получили. Текст скрыт развернуть
0
Юлия Тарновская
Юлия Тарновская 11 мая, в 14:32 И, кстати, сайт-источник newtonew.com - не пропускает комментарии. А если посмотреть на статьи этого сайта - большинство из них весьма овертонистые. По-моему, весь сайт не заслуживает доверия. Текст скрыт развернуть
2
evgeny
evgeny 11 мая, в 16:02 К сожалению, учителю приходится от утреннего подъёма до ночного сна быть натянутым, как струна: днём ученики каждую минуту проверяют его на прочность, в остальное время -родители с помощью мессенджеров. Я уж молчу про начальство. Плюс, по статистике, учителя - одна из самых больших групп по разводам. Текст скрыт развернуть
1
Вячеслав Яшин
Вячеслав Яшин 11 мая, в 19:43 Если хотите чтобы учитель почувствовал что он Человек-для начала дайте ему право отказа -чтобы он мог потребовать убрать из своего класса зажрашегося хама не взирая кто у этого быдла родители!!! А где это быдло будет учиться-это его дело,и его родителей кои это быдло выпестовали! Вот вам пример -сопливое г...но встало посреди класса и в знак протеста выссалось при всех на пол,учительница заставила его убрать своё творчество(не трогая даже пальцем это дерьмо),крутая Бызнес -мама подала в суд на учителя -и с того слупили полугодовую зарплату за моральную травму нанесённую этому сопляку!Результат-хорошая учительница уволилась ,зато зажравшаяся пизнес-вуман торжествует вместе с туземным кривосудием!!! Текст скрыт развернуть
5
Ольга Попова
Ольга Попова Вячеслав Яшин 13 мая, в 21:03 Надо бы было высмеять урода при всех - подействовало бы точно. Текст скрыт развернуть
0
Юлия Тарновская
Юлия Тарновская Вячеслав Яшин 15 мая, в 15:12 По крайней мере справедливость требует указать фамилию ученика, и факты - населенный пункт, номер школы и т.п. А то пример повисает в воздухе без фактических данных. Текст скрыт развернуть
0
Вячеслав Яшин
Вячеслав Яшин Юлия Тарновская 18 мая, в 19:49 Город Темиртау Карагандинской области,ездил туда в гости,вот и поделились новостями педагогики местные ребята! Текст скрыт развернуть
0
Надежда Новопашина
Надежда Новопашина Вячеслав Яшин 19 мая, в 21:00 Не представляю, каким надо быть "учителем", чтобы ученик так решился себя вести. Ведь не просто же так ученик это сделал. Текст скрыт развернуть
0
Вячеслав Яшин
Вячеслав Яшин Надежда Новопашина 20 мая, в 10:19 Учитель как раз нормальный -а вот какими должны быть родители вырастившие подобное малолетнее ЧМО охреневшее от вседозволенности??? Не приходило в голову??? Текст скрыт развернуть
0
Надежда Новопашина
Надежда Новопашина Вячеслав Яшин 20 мая, в 14:53 Соглашусь с вами только в одном - родители действительно вырастили редкостную дрянь. Но ведь делает он это не перед родителями, а перед учителем - человеком с высшим пед.образованием, да ещё с какой-нибудь высокой категорией! Да ещё - НА УРОКЕ! А за всё, что происходит на уроке, отвечает учитель. Если кому-то из учеников пришло в голову так себя вести, значит, учитель где-то ошибся в своём поведении. К сожалению, нынешние учителя, особенно молодые, предпочитают ничего не обострять и ни во что особо не вникать. Душевные силы свои не тратить. Максимум, на что они с удовольствием идут, - это докладная директору. Учитель просто обязан был повести себя как-то необычно - взять за шкирку и вытряхнуть товарища из класса, немедленно вызвать родителей, чтобы всё убрали и без извинений перед классом данного ученика на свои занятия не допускать. Выговор могут объявить за непедагогическое вышвыривание? Да уж конечно, объявят. Но зато и эта дрянь, и остальные не посмеют повторить подобное.Кстати, такой дряни в каждом классе - треть, и называется это - юношеский максимализм, а в данном случае - юношеский эгоцентризм - это когда подросток "выделывается" и гадит всем подряд, потому что именно он самый умный, а все дураки и мучители. Текст скрыт развернуть
0
Александр Зверков
Александр Зверков 12 мая, в 08:17 Вброс. Длинный и занудный пересказ того, что ляпнул наш премьер про учителей. И вообще, когда людей вынуждают стоять по три смены у мартена или собирать розетки, то это заканчивается революцией. А то, что у учителей по 60, да 80 часов рабочая неделя, так вроде и нормально, "...Давайте встряхнемся и расправим плечи..." Текст скрыт развернуть
3
Наталья
Наталья 12 мая, в 08:56 Уважаемые коллеги, мы выбрали классную профессию, работаем в тепле, в чистоте и летом отпуск. А что время наступило, когда учителя боятся родителей, родители боятся детей и только дети никого не боятся, так и это переживём. Текст скрыт развернуть
-1
Ольга Попова
Ольга Попова 13 мая, в 20:55 Быть учителем лучше, чем лезть в бизнес, рискуя и без гарантий. Воспитательные задачи сегодня, пожалуй, важнее образовательных. Дураки и так учиться не будут, а умные хватают и в школе, и от репетиторов. Родителям воспитывать некогда - работают. Поэтому работа учителя в наше время - подвиг. А дети нам, учителям, верят. Текст скрыт развернуть
0
Юлия Тарновская
Юлия Тарновская Ольга Попова 15 мая, в 15:15 "родителям воспитывать некогда" - вредное заблуждение. Воспитывать могут только родители. И для этого не обязательно иметь много свободного времени. А те, кто считает, что школа может воспитать - опасно заблуждаются. Текст скрыт развернуть
0
Надежда Новопашина
Надежда Новопашина 19 мая, в 20:57 Если у вас есть комплекс жертвы, избавляйтесь. Лично у меня его нет и никогда не было. Профессия учителя самая интересная и нужная. Молодые, если хотите всегда быть молодыми, - идите "в учителя." Только - в хорошие. Учиться на учителя на тройки - позорно и преступно. А ещё - будьте интересным человеком, личностью - и всё получится. Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 18
Комментарии Facebook
Запомни, любовница!

Запомни, любовница!

19 ноя, 21:40
+30 0
Как правильно пить водку

Как правильно пить водку

19 ноя, 19:40
+35 3
22 картины от художницы, кот…

22 картины от художницы, которая считает, что толстушки счастливее худых

19 ноя, 17:39
+35 2
В 71 выглядеть на 40: турецк…

В 71 выглядеть на 40: турецкая певица удивила восхитительной фигурой

19 ноя, 15:40
+27 0
«Мой муж — копия моей матери…

«Мой муж — копия моей матери». 5 причин нелогичного выбора

19 ноя, 14:39
+36 1
Николай Амосов: Чаще всего ч…

Николай Амосов: Чаще всего человек болеет от лени и жадности

19 ноя, 13:40
+97 28
Чему люди могут поучиться у собак

Чему люди могут поучиться у собак

19 ноя, 11:40
+47 11
Гид по глазам. Самые частые …

Гид по глазам. Самые частые ответы офтальмолога

19 ноя, 09:39
+66 6
Как физические нагрузки влия…

Как физические нагрузки влияют на ваш мозг: 5 фактов

19 ноя, 07:39
+51 8
Скорость старения можно заме…

Скорость старения можно замедлить до пренебрежимого уровня

18 ноя, 21:01
+29 1

Поиск по сайту

Facebook Like Box

Читать

Последние комментарии

Сергей Ефимов
Viktor hanelis
Он не верил в Бога, зато Бог верил ему.
Viktor hanelis Николай Амосов: Чаще всего человек болеет от лени и жадности
Надежда
так ото ж
Надежда Николай Амосов: Чаще всего человек болеет от лени и жадности
Clara**** ****
Эдуард Балашов
Эдуард Балашов
Александр Печкин
Александр Печкин
natalia спирянова (попова)
natalia спирянова (попова)
Лена Леночка-Ленуся
Александр Митин
Clara**** ****
Наталья Иванова
Насчет лени - в самый корень!
Наталья Иванова Николай Амосов: Чаще всего человек болеет от лени и жадности
Людмила Казимирская
Стас Гулинов
Только не говори что это новогодний блюдо...
Стас Гулинов Как правильно пить водку
Сергей Елизаров
Лейла Турманова
Лена Леночка-Ленуся
петр иванов
Лена Леночка-Ленуся
Лена Леночка-Ленуся
Эдуард Захаров
Новый год приближается и статья кстати!
Эдуард Захаров Как правильно пить водку
Лена Леночка-Ленуся
Ольга Аносова
Ольга Аносова
Ольга Аносова
Василий Семечкин
Надежда
Ольга Аносова