На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ан ШХ
    средний - 29 при фактических 52, не плохо.А каков ваш биоло...
  • Майя Maja
    Это Обломовщина)))15 психических ра...
  • Владимир Акулов
    А  если  всё  время  спать  ложишься...поперек  кровати  ?Это  ,  наверное  , поперёккроватизм?  Очень  тяжелое  забо...15 психических ра...

«Лик его ужасен». Можно ли было спасти Петра I?

И. Н. Никитин «Пётр I на смертном одре».

И. Н. Никитин «Пётр I на смертном одре». © / Commons.wikimedia.org

Медицинская карта больного

  • Имя: Пётр Романов.
  • Диагноз: острая задержка мочи, гонорея. 
  • Дата рождения: 30 мая (9 июня) 1672 г. 
  • Дата смерти: 28 января (8 февраля)  1725 г. 

Январь 1725 года. Праздник Крещения. Император Пётр I вместе со свитой спустился к проруби на Неве, чтобы пройти обряд Великого Водосвятия. На морозе с непокрытой головой он простоял больше часа. «Как бы не захворал государь!» – стали шептаться в толпе. И как сглазили: буквально на следующий день Пётр слёг.

Врач на троне

Плотник, столяр, слесарь, кузнец, картограф, бомбардир, кораблестроитель. Этими специальностями Пётр, судя по историческим справкам, владел безупречно. Реже вспоминают, что он был ещё и врачом – не самоучкой, а квалифицированным хирургом. В Голландии 25‑летний царь стал учеником хирурга и анатома Фредерика Рюйша.

По возвращении из Голландии в Россию царь разрешает открывать частные аптеки для населения. До этого аптека была только одна – у него самого. Следом Пётр издаёт указ об основании Московского госпиталя и при нём лекарской школы. По сути, это первый медицинский институт в стране. Во главе учреждения Пётр I ставит своего личного врача – голландского хирурга Николааса Бидлоо. Он будет руководить им до конца жизни и учить русских студентов анатомии и хирургии.

Кстати, самым прилежным учеником госпитальной школы был сам царь. Сохранились и личные медицинские инструменты Петра: среди них приспособления для трепанации, пилы для ампутации. Большинство – французского производства. Этот набор он всегда возил с собой и не раз использовал по назначению.

Лик его ужасен

А каким здоровьем обладал сам Пётр? Если говорить коротко – неважным. Европейские аристократы, с которыми общался царь, запомнили его как «прекрасно сложенного, хоть и очень высокого, мужчину с красивым лицом». Но по тем же воспоминаниям, лицо Петра сводили постоянные судороги. Пушкинское «лик его ужасен» – вовсе не поэтический образ. Судорогой обычно сводило левую половину лица и шеи Петра. Есть и упоминания, что во время еды царь иногда норовил себе ткнуть вилкой в глаз.

«Мы знаем, и это подтверждается источниками, что Пётр страдал от эпилептических припадков и его лицо иногда искажалось какими-то конвульсиями», – говорит доктор исторических наук, профессор Высшей школы экономики, эксперт программы «Клинический случай» на телеканале «Доктор» Александр Каменский.

Плата за разврат

За исключением судорог внешне Пётр выглядел вполне здоровым. Увы, точной врачебной документации о здоровье Петра не сохранилось. Основной источник сведений о состоянии царя – его переписка. Но по запискам к супруге опытным исследователям несложно было установить генезис основной болезни.

«Метресску свою отпустил, врачи не велят», – пишет Пётр своей жене Екатерине. То есть он вёз с собой какую-то женщину, а отпустил её потому, что на этом настаивали врачи. Так что царь вёл довольно беспорядочную половую жизнь», – рассуждает Александр Каменский.

«Метресска» – от французского «мэтрэ́сс» – означает «любовница». У царя их были сотни. И за такую разгульную жизнь ему придётся заплатить страшными мучениями.

Сифилис гулял по России ещё в допетровские времена. Но впервые проб­лему признал именно царь Пётр. На государственном уровне издаётся указ – штрафовать и наказывать всех, кто содержит «непотребных жён и девок», а «винных баб» отлавливать и отправлять на трудовые работы. Заражённых сифилисом офицеров и солдат Пётр велел отправлять в отставку без положенных льгот. Ирония судьбы в том, что как правитель и врач Пётр пытался защитить страну от эпидемии, но для себя он сделал исключения из правил, которые установил.

Впрочем, сифилис обошёл царя стороной. А вот гонореей он явно заразился. На фоне этого заболевания в 1722 г. у Петра впервые появились задержки мочеиспускания. К врачу Пётр обратился лишь спустя два года.

«Стриктура уретры, воспаление мочевого пузыря, пиелонефрит, цистит и даже гонококковый сепсис – всё это типичные осложнения нелеченого гонококкового процесса», – говорит профессор кафедры кожных и венерических болезней Первого МГМУ им. Сеченова, эксперт программы «Клинический случай» на телеканале «Доктор» Константин Ломоносов.

За полгода до смерти, летом 1724 г., инфекция мочевыводящих путей перешла у Петра в хроническую стадию. Царь слёг с серьёзным воспалением уретры. Мочеиспускание стало невозможно. Лейб-медик Лаврентий Блюментрост экстренно вызвал в Петербург главу московского госпиталя Николааса Бидлоо. Было решено опорожнить переполненный мочевой пузырь с помощью катетера. Процедура напоминала невыносимую пытку. Но царь её выдержал.

Год спустя болезнь вернулась. За час, проведённый на морозе во время празд­ника Крещения в 1725 г., Пётр сильно переохладился. И сразу же возникло очередное воспаление уретры. Несколько раз царь терял сознание от боли. На консилиуме врачей было решено провести операцию, поскольку других способов опустошить мочевой пузырь медики не нашли. 23 января Петру сделали высокое сечение мочевого пузыря. Вышел почти литр гнойной мочи.

Температура не опускалась, императора мучила жажда, а выпитая вода снова скапливалась в мочевом пузыре, и боль возвращалась, царю снова и снова вводили катетер.

25 января вышло ещё около литра мочи. На другой день Петру стало лучше – он попросил поесть, но во время еды неожиданно потерял сознание. А когда пришёл в себя – утратил речь и владение правой стороной тела.

«Гонококковая инфекция может распространиться по всему организму – попасть в кровь, в сердце, в голов­ной мозг. Поэтому, вероятно, у царя был не инсульт, а гонококковый энцефалит», – считает Константин Ломоносов.

Скончался император 28 января на руках у жены. 2 февраля произвели вскрытие, которое показало: «резкое сужение в области задней части мочеиспускательного канала, затвердение в шейке мочевого пузыря» и запущенный воспалительный процесс. Камней в почках обнаружено не было.

Современный подход

Сегодня в случае задержки мочи пациенту, как и три века назад, устанавливают катетер. Правда, это уже не ост­рая металлическая иголка, а мягкий резиновый или латексный шнурок. Но главное отличие современного лечения – в исследовании микрофлоры. После того как инфекция установлена, больному подбирают антибиотик, который начнёт работать практически сразу после применения, и обычно пациент полностью выздоравливает.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх