Последние комментарии

  • Сергей Нелидов
    Суета сует, даже с задницей - суетаИстория Попы
  • Владимир Владимирович
    бедная #олинокаянезавимаяженщинаМолоко полезное и вредное
  • Лейла
    "Какие нежности,при нащей бедности..."Мне фиолетово,что вы про меня скажете,дедущка.У меня хватает ума не толдычить о...Молоко полезное и вредное

"Я вас без штанов посреди класса поставлю!". Когда дисциплина превращается в насилие

 
 
 
 
 
 
 

 

304

Раньше учителя в гимназиях били мальчиков розгами, линейками, драли за уши, а в заведениях для девочек иногда таскали учениц за волосы и отрезали косы за проступки. Несмотря на то, что сегодня физические наказания запрещены, случаи избиения учителями учеников встречаются до сих пор, а моральное унижение детей, к сожалению, и вовсе не редкое явление.

  Как понять, когда дисциплина превращается в насилие? И нужно ли это терпеть?

Источник фото: pixabay.com

Учитель, которая грозила поставить детей без штанов посреди класса

Наталья, мама:

— Я знаю, что очень много детей подвергается завуалированному насилию. Как минимум, 30 учеников в Минске. Мой ребенок ушел из этой школы, прошло 2 года, но он до сих пор помнит учителя и ее методы.

Как выглядит такое насилие? Мило. Например, угроза, что если у кого-то из детей не будет с собой расчески в чехле, учительница будет расчесывать их щетками для собак. Кто не приходит в пиджаке — идет назад в детский сад. Когда ребенок, всегда делавший что-то медленно, вдруг сделал быстрее — учительница язвительно замечает, что, видимо, нужно нести шампанское. Не помню за что — обещание поставить мальчиков без штанов посреди класса. "Смотрящим" в классе был назначен агрессивный мальчик, который остальным грозил смертью, демонстрируя жест «перерезания горла».

И это далеко не все примеры насилия. Сын иногда что-то такое вспоминает, а я застываю в ужасе, обнимаю его и говорю, что этого больше нет. 

Первые два месяца я не знала о том, что происходит в школе. Сын молчал, только изредка говорил странные фразы:

Мы теперь школьники, надо терпеть. 

Я помню белое, как полотно, лицо сына, когда я сказала, что не смогу прийти на родительское собрание. Потому что было сказано, что если родители не придут, будет особый разговор. Хотя детей это не касается вообще. В принципе сын не боится наказаний (их нет), он — оптимистичный и легкий ребенок. Неожиданно он стал невротиком.

Как только мы узнали о происходящем, забрали ребенка и перевели в хорошую школу. Там его «отогрели». И хотя там учеба проходила на иностранном языке, сын моментально адаптировался в чужой языковой среде. А тонкое изощренное унижение и постоянные угрозы — вынести ребенок не смог. 

Кто из читающих сейчас понял, что меня ужасает? Какой процент покрутит пальцем у виска и скажет: «Это же ерунда, а дисциплина должна быть железной»? 

Никогда никто не должен унижать ребенка. Точка.  Впрочем, родители тоже часто подвергаются унижению, считают дисциплину благом. Для себя и детей. Унижение во имя великого будущего. 

Хореограф, которая лупила детей

Татьяна, мама:

— У нас был хореограф, которая лупила детей то наколенником, то обувью, в последний раз она просто наступила на стопу ученице, ногой в сапоге, так как ей «надоело сто раз наклоняться». О происходящем я узнала не сразу, мою дочь хореограф любила и никогда не трогала, но ребенок получал огромный стресс от того, что бьют других. И на мой вопрос: «Что было бы, если бы это коснулось тебя?», дочь ответила, что ей страшно, и что если бы с ней так поступили, больше заниматься она бы не захотела никогда.

Был поднят вопрос о замене хореографа, ее уволили, но именно родители детей, которых пинали, не имели особых претензий, так как их дети «не жаловались». Они считали примерно так: «Сапогом, конечно, перебор, бейте наколенником».

К сожалению, это не единичный случай насилия, с которым мы столкнулись. Учитель младших классов, в гимназии моего старшего сына, специально вызывала к доске слабослышащего ребенка, чтобы он писал под диктовку и не мог прочитать по губам. Так она доказывала его маме, что мальчик не может учиться в обычной школе, и пыталась изгнать ребенка из своего класса.

Апогеем стал случай, когда эта учительница вывесила тетради некоторых учеников, а остальных призвала кричать «позор». После этого четыре человека ушли в другую гимназию: трое из тех, чьи тетради вывесили, и мы, потому что на собрании я защищала чужих детей. Оказалось, что проще уйти, чем быть услышанными директором гимназии. Моего сына не обижали, но мы не посчитали возможным учиться у этого учителя.

Мама слабослышащего мальчика, хочу заметить, женщина хорошо образованная, с карьерой и своим бизнесом, была готова терпеть все и всячески старалась умаслить и учителя, и директора с единственной целью — чтобы сын учился в этой гимназии. К сожалению, для многих родителей такое «обучение» вполне приемлемо. Знаю родителей, чьих дети учатся в постоянном напряжении и унижении, но взрослые решают, что нужно «дотерпеть» до 5-го класса.

Тренер, который не стесняется в выражениях

Елена, мама: 

— Я с сыном пришла на пробную тренировку в детский спортивный клуб. Дети 5-6 лет до начала тренировки бегали и веселились. Началась тренировка. Там было человек 15, и детишки галдели, конечно. Первые минут 20 тренер читал нотации, причем на очень повышенных тонах, в выражениях не стеснялся. Он кричал не на моего сына, а на тех, кто веселился, но сын испугался, что и его будут ругать, если он что-то сделает не так, тем более он пришел на пробную тренировку и ничего еще не умел.

Я заметила, что у моего сына появился страх в глазах, губа начала трястись, вот-вот он заплачет. Как только тренер разрешил встать, мой ребенок пулей прибежал ко мне и разревелся:

Мамочка, забери меня!

Конечно, мы ушли, услышав в спину, что растим слюнтяя и надо приучать к дисциплине.

Мне кажется, сын тогда не особо понимал значение этого слова, но для него было дико, что тренер кричал на детей, может, потому что дома мы не кричим и для него крик — это что-то страшное.

К сожалению, многие родители считают, что это нормально, мол, построже надо быть с детьми, а тренер — молодец, у такого не забалуешь.

Екатерина Владимирова, директор детского сада и школы «Перемена»:

— Пришел ко мне ребенок в выпускную группу, до этого ходил в другой, с позволения сказать, сад. Родители высказали одно из самых важных пожеланий — не укладывать спать. Я уже сталкивалась с «отторжением» дневного сна (на самом деле, чаще всего, засыпают как суслики!), поэтому ответила: 

У нас есть такая штука, как распорядок дня. Поэтому мы все ложимся в кроватки, слушаем сказку, отдыхаем. Но, конечно, если ребенок не хочет спать, его никто заставлять не будет. Минут через двадцать мы тихонечко придумаем, чем заняться. 

Так и решили. 

Первый день. Малыш поднимается в спальню как на Голгофу, обреченно раздевается, укладывается, лежит, не шевелясь, и смотрит страшно испуганными глазами на всех. Я знаю о нелюбви ребенка к тихому часу, но все равно его состояние кажется мне странным. 

Начинаю расспросы и выясняется, что ребенок уверен, что шевелиться, ворочаться категорически нельзя. Тут меня замыкает. Воспитатель реагирует быстрее (спасибо, настоящий профессионал):

Конечно, можно! И ворочаться можно, и не спать, и если в туалет захочешь, просто вставай тихонечко и иди. А если тебе не хочется, можешь глазки не закрывать. Просто отдыхай и слушай сказку.

Сказать, что ребенок был в шоке — ничего не сказать. Сначала с недоверием смотрел на всех нас. Потом приподнялся на локтях. Потом сел в кроватке и наблюдал, как кто-то гладит своего мишку, кто-то обнимает подушку, кто-то наводит порядок в носу...  Через пять минут наш герой лег на подушку и... уснул с улыбкой на лице. 

Кем надо быть, чтобы так запугать ребенка?! Как надо ненавидеть профессию, чтобы укладывать детей спать, не позволяя им шевелиться?

Пожалуйста, педагоги, если вы не любите детей — держите себя от них подальше! Просто, чтобы вы знали: нет на свете ничего прекраснее спящего ребенка, улыбающегося во сне! 

Как понять, что ребенка унижают в детском саду или школе?

Юлия Шишкина, педагог-психолог:

— Многие родители волнуются о том, как к их детям относятся в детском саду или школе. Особенно это касается малышей, которые еще не умеют разговаривать или пока невнятно выражают свое мнение. Дети сами по себе очень эмоциональны, поэтому в первую очередь следует обратить внимание на поведение своего ребенка.

Если поведение резко изменилось в худшую сторону, появилась внезапная агрессия, направленная на родителей (или других близких), то вероятно,  большую часть своего времени ребенок находится в эмоциональном напряжении.

Когда малыша обижает воспитатель, он, как правило, замыкается в себе, у него сбивается режим, нарушается сон, появляются капризы, ухудшаются внимание и память. Это первый признак того, что ребенка что-то беспокоит.

Если у вас появились подозрения в том, что ребенка обижают, выяснять подробности нужно предельно аккуратно.

1. Не начинайте разговор с фраз: «А тебя в саду бьют?! Тебя обижают?! Заставляют кушать?!» и в подобном духе вопросы. Ребенка нужно расположить к беседе,  создать комфортную и безопасную обстановку. Например, «Тебе нравится в саду? С кем ты уже подружился? В какие игры вы играете? Играет ли с вами воспитательница? Помогает ли она, например, надеть кофту Маше или Ване?»....

Если дошкольника что-то беспокоит, он непременно об этом расскажет. Следите за его реакцией. Если у ребенка плохие отношения с воспитателем или учителем, при упоминании ее имени он начнет впадать в панику или волноваться. Если все хорошо, то реакция будет адекватной.

2. С детьми, которые уже умеют говорить, проведите «допрос» в игровой форме. Так вы выясните, какие у него отношения с коллективом.

Предложите ребенку выбрать добрых и злых животных, а потом спросите, с кем у него ассоциируются его друзья из группы, а с кем — воспитатель. Так детям легче изъясняться. Старайтесь, чтобы ответы всегда были развернутыми.

3. Можно поиграть с ребенком в детский сад. Допустим, мягкие игрушки будут детьми, а кукла — воспитательницей. В моменты спонтанной игры ребенок чувствует себя естественно и выдает все, что слышит и знает. Если кукла все время говорит зайчику: «Ты наказан, иди в угол», — это тревожный знак. Тем более если кукла начинает драться.

4. Обязательно обращайте внимание на то, как ребенок играет сам с собой (он может повторять слова, услышанные в саду), и на то, что он рисует.

Можно использовать один из самых известных приемов детских психологов — попросить малыша нарисовать какое-нибудь несуществующее животное. Если зверь получится в итоге с рогами, шипами, зубами, значит, ему (и автору рисунка) все время приходится защищаться от жестокого мира. Если же это счастливое существо, то и у ребенка, скорее всего, хорошее эмоциональное состояние. Также стоит обратить внимание на цвета, которые выбирает ребенок, — мрачные они или светлые.

5. Родителям школьников я бы порекомендовала создать дома такую атмосферу, чтобы у ребенка всегда была возможность открыто говорить о своих чувствах по любому поводу.  Здесь уже вопрос доверия, какие взаимоотношения выстроены между родителем и ребенком. Если мама и папа не поддерживают ребенка, ругают или лишают его за каждую оплошность каких-либо благ, ребенок никогда не расскажет родителям, что в школе над ним издеваются. Ему будет страшно и стыдно.

Источник фото: pixabay.com

Важно, чтобы ребенок не замыкался в себе, когда он испытывает бессильный гнев, злость, и не смог их выразить. Например, родители решили пресечь травлю самостоятельно и просто перевели ребенка в другую школу, но ситуация не разрешилась, чувство несправедливости, негативные эмоции, которые он пережил, остались.

Вообще переход в другую школу надо обсудить с ребенком. Иногда это может стать выходом. А если в новом месте все повторится? Сколько раз вы будете менять школу? Это выход, но далеко не всегда это решение проблемы. Если ребенку эта школа нравится, почему он должен уходить? Пусть уходят те, кто не умеет корректно общаться с детьми. 

Главная рекомендация — терпеть унижение и насилие нельзя. Вопрос должен решаться по служебной лестнице отдела образования.

А вы сталкивались с насилием в школе, детском саду или спортивной секции?

Автор: Ольга Давлетбаева

Источник ➝

Популярное в

))}
Loading...
наверх