На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Алексей
    Ну так сначала на мышах проверьте,а потом пишитеПросто добавь кис...
  • Владимир Соколов
    какие то глупости и оправдания бабы высосанные из пальца))Бытовые механизмы...
  • Геннадий Исаков
    Для того жены существуют, чтоб мужику жизнь сахаром не казалась. А иначе вообще обленится и опустится.Бытовые механизмы...

Мария Монтессори - гордость Италии

Почти 70 лет имя первой в Италии женщины-врача-детского врача и педагога – Марии Монтессори упоминалось в восточной Европе только в трудах историков педагогики. А в то же время на Западе, в Азии и Америке создавали научные институты и академии для изучения педагогических и дидактических идей Марии Монтессори. Впрочем, эти идеи не только изучали, но и воплощали в жизнь: в школах Монтессори уже тогда учились миллионы детей. Монтессори школа, которая находится в Индии, занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая многочисленная. Когда началась Вторая мировая война, монтессори с сыном была в Индии. Она прожила в этой стране семь лет, и за это время обучила своему методу более тысячи педагогов.

В Нидерландах, США и Финляндии детские сады и школы этого направления включены в основной государственный реестр официальных учебных заведений.

Детский врач, ассистент в психиатрической клинике, преподаватель Римского университета, доктор философии и основатель знаменитого Дома Ребенка в Риме (позднее она написала о нем уникальный труд «Дом ребенка. Метод научной педагогики» ; в России  эту книгу переиздавали четыре раза) – все это жизнь Марии Монтессори, которую она посвятила детям, борьбе за их право на свободное развитие.

О детстве Марии известно не так уж много. Она была единственным ребенком Алессандро и Рейнильде Монтессори. Ее отец – высокопоставленный государственный чиновник – и мать (она происходила из старейшего итальянского рода Стопани, в котором было немало ученых) делали все, чтобы девочка могла реализовать себя как личность. В наше время такое желание кажется логичным и понятным, но в строгой католической Италии XIX вeка оно не соответствовало традиционному положению женщины. Еще в начальной школе Мария заметила, что учена дается ей легко, тем не менее математикой она занималась особенно старательно. Ее одноклассницы вспоминали, что она брала ученик даже в театр и в полутьме решала задачки. С 12 лет она мечтала учиться в гимназии, в которую девушек не принимали. Однако ее настойчивость помогла ей преодолеть все преграды: Марию приняли в техническую школу для юношей. Именно тога Мария решила, что сделает все от нее зависящее, чтобы воспрепятствовать подавлению личности учащегося.

Она все больше увлекалась естествознанием и сделала, наконец свой профессиональный выбор – детский врач. Но в тогдашней Италии это было невозможно: медицина была привилегией мужчин. И снова упорство Марии Монтессори дало свои плоды – она стала первой женщиной-врачом в Италии.

В 1896 году молодая выпускница медицинского факультета Мария Монтессори начала работать ассистенткой врача в клинике университета. Тогда и произошла ее первая встреча с умственно отсталыми детьми. Эти дети жили в пустой комнате, без игрушек и книжек, никто не играл и практически не говорил с ними. Пораженная до глубины души. Девушка решила посвятить себя лечению и обучению этих детей. Она спрашивала себя: « Что было бы, если бы эти дети оказались в иной среде? Если бы у них были книжки  и игрушки, если родители и учителя уделяли им внимание? Возможно, они догнали бы в развитии своих здоровых сверстников? »

Мария Начинает изучать труды французских психиатров Эдуарда Сегена и Гаспара Итара. В результате она приходит к выводу, что слабоумие – это в большей степени педагогическая, чем медицинская проблема. А значит, решать ее надо не в больницах и клиниках, а в детских садах и школах.

И Монтессори решает попробовать. Она проводит исследование в Институте экспериментальной психологии при римском университете, а в 1900 году возглавляет только что открывшуюся ортофреническую школу – первое учебное заведение в Европе для детей с отклонениями в развитии. Ее маленькие пациенты плохо говорят, поэтому Монтессори разрабатывает специальные упражнения для тренировки мелкой моторики пальцев – там есть нервные окончания, которые стимулируют центры в коре головного мозга. Отвечающие за речь. Но дети не только плохо говорят, но и плохо понимают объявнения, и она придумывает специальные пособия и игры, благодаря которым ее ученики могут изучать окружающий мир с помощью собственного сенсорного опыта, т.е. с помощью органов чувств. Так стали появляться уникальные дидактические пособия Марии Монтессори.

Представьте себе удивление учителей, родителей, для самой Марии, когда через некоторое время выяснилось, что умственно отсталые дети научились читать, писать и считать раньше своих нормально развитых сверстников из обычной школы!

Но если необучаемые, как до сих пор считали, дети добились таких успехов, то что же говорить о здоровых? И Мария Монтессори решает открыть школу для обычных детей.

Она начинает изучать педагогику развития здорового ребенка. И 6 января 1907 года в одном из бедных кварталов Рима открывается первый Дом ребенка, работа педагогов в котором строится по принципам, предложенным Марией Монтессори. Она, кстати сказать, и стала директором этого Дома. Дом ребенка был устроен и оборудован таким образом, чтобы детям разного возраста было уютно и удобно в рем. Для занятий  Мария заказывает специальные дидактические материалы. Она замечает, что дружелюбная атмосфера хорошо сказывается на детях: они с удовольствием занимаются, живо интересуются предметами вокруг, у них формируется положительное социальное поведение.

С 1909 года метод Монтессори активно внедряется в жизнь. Открываются курсы по Монтессори-педагогике. К Марии приезжают педагоги из разных стран: Англии, Франции, Испании… Надо сказать, что в дореволюционной Росси (и по системе Монтессори работало много детских садов и особых групп раннего развития. Эти сады и школы выжили в самые голодные годы и были закрыты в конце 20-х годов ХХ века.

В 1929 году вместе со своим сыном Монтессори организует Международную ассоциацию Монтессори (AMI), которая действует и поныне.

Мария Монтессори умерла 6 мая 1952 года, за несколько месяцев до своего 82-летия. Она похоронена в маленьком городке Нордвиг на католическом кладбище.

Сегодня школы и группы, работающие по методу Марии Монтессори, есть почти во всех странах мира. Международная ассоциация Монтессори помогает организовать работу десятков тысяч учителей и воспитателей.

Одним словом, педагогика Монтессори – это не только проверенные временем методики, дающие потрясающие результаты, но и возможность глубже понять себя и ребенка, проявить в полной мере уважение и любовь к маленькому человеку. Воспитать не просто интеллектуала, а счастливого человека, творчески мыслящую личность.

Отрывки из книги Дарьи Орловой «Большая книга Монтессори»

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх