На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Нина Гаврилова
    Не думай о вкусняшках, не думай о вкусняшках, не думай о вкусняшках... Ну что ж они такие приставучие? Все время о ни...Не думай о белом ...
  • alik3456 Джексон
    Вон видишь белого медведя? Нет. И я его не вижу , а он есть...Не думай о белом ...
  • Ведищева Елена
    а еще можно "не думать о лисьих хвостах" 😉Не думай о белом ...

Средство от похмелья. Приказано выжить

3043090

Герой знаменитой «Иронии судьбы» говорил: «Конец новогодней ночи… завтра наступит похмелье, пустота…» Испокон веков за бурно проведенным вечером следовали хмурое утро и головная боль. История накопила немало рецептов, что с этим делать.

Мало кто сомневается, что история похмелья такая же долгая, как и история пьянства. Ученые полагают, что все началось еще в каменном веке, поскольку изготовлением алкоголя люди занялись, похоже, еще ведя кочевой образ жизни, то есть даже раньше, чем освоили сельское хозяйство. Возможно, алкоголю человечество и обязано развитием сельского хозяйства — большая часть зерновых шла на производство пива.

Первые исторические свидетельства о похмелье были найдены в Древнем Египте. Росписи гробницы вельможи, жившего 4000 лет назад, изображают его, поднимающего в дружеской компании кубок с пивом, а рядом — лежащего с полотенцем на голове. Однако советов, как с похмельем бороться, если не считать нескольких молитв богине любви и веселья Хатхор, которые следовало произносить перед употреблением пива, в древнеегипетских папирусах не найдено. Зато у древних греков рецептов от похмелья можно найти немало — любители вина, они обычно пили его умеренно, разбавляя водой, но и им случалось перебрать. На этот случай самым дорогим средством было золото, а самым популярным — аметист. Его полагалось держать во рту с утра, а еще лучше — пить вино, опустив аметист в бокал. Собственно, аметист на древнегреческом и означает «неопьяняющий». В ходу была гвоздика — если щедро приправить ею закуски, можно было рассчитывать на свежую голову с утра.

В IV веке до н. э. греки, по совету Гиппократа, лечили похмелье настоем ивовой коры, что весьма разумно: там содержится салициловая кислота, основа аспирина. Самый свежий антипохмельный рецепт древних греков был обнаружен в тексте 2000-летнего папируса, найденного английскими археологами в конце XIX века в местечке Оксиринх в 160 километрах к югу от Каира. Из-за серьезных повреждений свитка его удалось расшифровать совсем недавно. В папирусе утверждается, что перебравшему следует сплести из листьев Александрийского лавра венок и носить его на шее до исчезновения симптомов. Александрийский лавр (Calophyllum inophyllum) — это не тот лавр благородный (Laurus nobilis), с которого собирают знакомый нам всем лавровый лист. Это дерево высотой до 20 метров. Листья его с давних времен использовались медиками для лечения кожных заболеваний, укрепления волос, при ревматизме. Невоздержанные в питье римляне изобрели от похмелья много новых лекарств, иногда весьма экзотичных: например, втирали в лоб змеиный яд, слизь улиток или пили настой из перемолотых сожженных клювов ласточек. Помогал, утверждают летописи, омлет из совиных яиц с бычьим легким. Или жареные канарейки, которых полагалось есть прямо с костями. Безумный император Калигула отпаивался после оргий мятным лимонадом и приходил в хорошее настроение только после того, как отдавал приказ о чьей-нибудь казни. А император Нерон на пирах и после них вдыхал аромат фиалок — считалось, что он предохраняет от опьянения. В народе, помимо супа из рубца, то есть потрохов, — узнаете мексиканский менудо, пуэрториканский мондонго, турецкий ишкембе чорбасы, греческий патса, армянские и грузинские хаши, корейский хэ янгук? — употребляли вареную капусту, и она, по свидетельству Плиния Старшего, среди всех древнеримских средств от похмелья была вне конкуренции. Постный капустный суп Плиний советовал есть и до, и после возлияний.

В Средние века самым популярным народным средством от перепоя был сырой угорь. Считалось, что эта рыба вытягивает яды из организма. Хотя на самом деле мясо угря просто уникальный энергетический коктейль — оно богато протеинами, кальцием и витаминами. Знать эпохи Возрождения, воскресив античные обычаи, предавалась такому неистовому пьянству, что для лечения похмелья привлекались выдающиеся ученые. Так, миланский герцог Лодовико Моро заставил Леонардо да Винчи конструировать механический опохмелитель. Да Винчи спроектировал специальное кресло с двумя парами вращающихся лопастей. Верхние обдували сидящего прохладным ветерком, а нижние, погруженные в воду, нежили его ноги. Как и большинство изобретений великого итальянца, похмельное кресло осталось на бумаге. А вот средство врача и астролога Мишеля Нострадамуса пошло в народ, потому что было куда проще — он советовал натирать подмышки лимоном.

Английский король Карл II привлек к борьбе с похмельем известного медика Джонатана Годдара. Лекарство, получившее название «Капли Годдара», говорят, помогало королю, хотя состояло, помимо вонючего аммиака, из очень странных компонентов, таких как сушеная гадюка и череп повешенного человека, — более детального рецепта не сохранилось.

Другой английский врач, ботаник и фармацевт Николас Калпепер, живший в XVII веке, предложил алкоголикам пить чай из розмарина или из горлянки. Но англичане упрямо лечили похмелье народными средствами. В XVIII веке хитом был стакан теплого молока со столовой ложкой золы из камина. В XIX веке — протирание уксусом шеи и висков. Американцы тоже предпочитали традиционные средства. Так, на Диком Западе похмелье долгое время лечили «ковбойским чаем» — заваривали кипятком кроличий помет, хотя полезность этого средства весьма сомнительна, и никак не хотели верить в антипохмельный эффект «Французской винной коки — идеального тоника для стимуляции работы мозга» изобретателя кока-колы Джона Стита Пембертона. Впрочем, вкус у того сиропа поначалу был отвратительным.

А вот в целебные свойства блюда под названием «Яйца Бенедикт», к монахам-бенедиктинцам никакого отношения не имеющего, американцы поверили почти мгновенно. Тост с беконом, яйцо пашот и голландский соус в качестве средства от похмелья впервые заказал себе в ресторане гостиницы «Уолдорф-Астория» в 1894 году некто Лемьюел Бенедикт, брокер с Уолл-стрит. «Лекарство» пришлось по душе метрдотелю ресторана, откуда и началось победное шествие блюда по всему миру. Между прочим, и знаменитый похмельный коктейль «Вустерская устрица», напиток из сырого яйца, вустерского соуса и красного перца, созданный поваром герцога Девонширского для страдающего хозяина, а позже преобразованный камердинером Дживсом из романов Вудхауса в коктейль под названием «Воспрянь духом», тоже родом из Америки, там он когда-то назывался «Устрица прерий». Простые американцы лечат похмелье в основном знаменитой «Кровавой Мэри» — коктейлем из водки, томатного сока, перца и соли, который изобрел в 1930-е годы американец Джордж Джессел. В России главное средство — холодное пиво, но так было не всегда. Наши предки поправлялись с утра от «язи квасной» блюдом, которое так и называлось «Похмелье». Это была жирная и острая похлебка на бараньем бульоне с добавлением большого количества соленых огурцов. И пили «узвар» из плодов шиповника, зверобоя, пустырника, меда.

Петр Великий после попоек в Немецкой слободе любил закусить прямо из бочки хрусткой квашеной капустой.

Его потомок Николай II лечился более изысканно — ему приписывают изобретение популярного и сегодня средства под названием «Николашка». Готовится оно просто: ломтик лимона посыпают сахаром и молотым кофе и глотают, не разжевывая.

Люди творческие подвержены похмелью не меньше прочих, и у каждого из них свои средства против этого недуга. Антон Чехов с утра пил холодное шампанское. Лев Толстой отдавал предпочтение крепкому чаю с лимоном. В известном романе Михаила Булгакова магистр Воланд наставлял страдающего Степу Лиходеева: «Никакой пирамидон вам не поможет. Единственно, что вернет вас к жизни, — это две стопки водки с острой и горячей закуской». С ним согласен певец алкоголя Венедикт Ерофеев: для снятия похмелья надо выпить того же, что накануне, но ровно на 75 граммов больше.

Похмелье — то, что объединяет знаменитостей и обычных людей. Средств от него придумано так много, что лечение последствий праздника для некоторых становится не менее ярким и увлекательным, чем сам праздник. Главное — не натворить в опьянении чего-нибудь такого, что не исправишь потом никаким, даже самым эффективным лекарством.

Картина дня

наверх