На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир Соколов
    какие то глупости и оправдания бабы высосанные из пальца))Бытовые механизмы...
  • Геннадий Исаков
    Для того жены существуют, чтоб мужику жизнь сахаром не казалась. А иначе вообще обленится и опустится.Бытовые механизмы...
  • Борис Сторублевцев
    были детьми иногда падали о какой предмет кололись  ,лист подорожника  или мочились на рану и лист подорожника!!!!Первая помощь при...

100 лет без секса: история полового воспитания в 20 веке

Сексом занимаются все (ну или почти все), но вопрос, как рассказывать о нем детям, до сих пор не решен. В императорской России проводниками в мир физиологии обычно становились слуги, в СССР секса, как известно, не было, а в постперестроечные годы дети прятали «Молоток» под партой. «Мел» рассказывает, кто и как в последние сто лет рассказывал подросткам о сексе.

304

Воспитанницы Елизаветинского института благородных девиц

1900-1917. Нравственность как защита от порока

В начале двадцатого века о физиологической стороне любви дети аристократов узнавали, как правило, от слуг. Исследования и опросы двадцатых годов свидетельствуют, что именно они учили подростков мастурбировать. Даже первый сексуальный опыт у многих был связан с домашней прислугой.

О романтических отношениях читали в художественной литературе. Специальных книг и журналов для подростков тогда не выпускали: самого понятия «подросток» еще не существовало, и дети читали то, что нашли в родительской библиотеке.

Учителям советовали объяснять размножение детям до 14 лет только на примерах из зоологии и ботаники и лишь постепенно проводить аналогию с человеком, не вдаваясь в подробности.С 15-летнего возраста педагоги считали возможным говорить на уроках гигиены об опасности венерических болезней и сексуальных связей до брака. При этом сами уроки не были обязательными и требовали отдельного согласия родителей. 

Что может быть трогательнее и пленительнее душевной ясности молодой девушки, действительно невинной? Девственность души сокровище бѳзконѳчно ценное, и было бы святотатством возмущать ее тяжелой и педантической наукой клинициста. <…> Инстинкт девушек, даже невежественных, предостерегает их от многих опасностей. Нравственность часто имеет гораздо большее значение, как защита от порока, чем знание физиологии».

«Вопросы школьной гигиены и физического воспитания на международных конгрессах в 1910 г.», А. Д. Бутовский, 1911 год

1920-е годы. Сексуальная революция не для всех

В 1920 году страна стала первой в Европе, где узаконили аборты без медицинских показаний, упростили процедуры заключения брака и развода, поговаривали о полной отмене института семьи. Однополые отношения не преследовались по закону, к гомосексуалистам относились как к тяжело больным, но не как преступникам.

В Петрограде в 1923 году среди рабочих моложе 18 лет сексуальный опыт уже имели 47% юношей и 67% девушек. <…> По данным опроса участников молодежной конференции в 1929 году, до 18 лет начали половую жизнь 77,8% мужчин (из них 16% — в 14 лет) и 68% женщин.

Игорь Кон

Позиция власти относительно сексуального поведения граждан оставалась сдержанной и консервативной. Сексуальная свобода была слишком заряжена индивидуализмом, а его в новом государстве не приветствовали.

Психотерапевт и основоположник педологии Арон Залкинд составил «12 половых заповедей революционного пролетариата», где упоминалось о необходимости моногамных связей, воздержания до брака и секса только по любви:

Чисто физическое влечение недопустимо. Половое влечение к классово-враждебному, морально-противному, бесчестному объекту является таким же извращением, как и половое влечение человека к крокодилу, к орангутангу. 


Главным способом предохранения оставалось воздержание — его неустанно пропагандировали. В сборнике статей 1920 года «Школа и половой вопрос», например, упоминается, что «половые излишества в молодые годы, истощая весь организм, не остаются, конечно, и без влияния на нервную систему, особенно на головной мозг, и составляют одну из начальных причин тяжелой и неизлечимой болезни мозга, слабоумия».

Онанизм связывали с ужасными последствиями, от нервных припадков и слабоумия до смертельных болезней, хотя признавалось, что мастурбацией занимаются почти все подростки.

У многих онанистов, в особенности в пору 14-18 лет, обращает на себя внимание неправильная деятельность сердца. Во время смеха или плача рот часто принимает плаксивый оттенок, осклабляется, так что онанист напоминает собою ребенка в состоянии собачьей старости. Онанист, при прямом, смелом к нему обращении, пугается, смущается, и не сразу приходит в себя, чтобы спокойно ответить на вопрос.

«Школа и половой вопрос», И. Симонов, 1920

Чтобы уберечь детей от рукоблудия, педагогам рекомендовали контролировать учеников и проводить воспитательные беседы один на один, чтобы вызвать чувство стыда.

Более продолжительное пребывание в отхожем месте, нежели необходимо для удовлетворения потребности, несомненно дает повод к онанизму. <…> Надо требовать, чтобы воспитанники при засыпании держали руки поверх одеяла, чтобы освещение в спальнях было вполне достаточное.

«Школа и половой вопрос», И. Симонов, 1920

1930-1985. В СССР секса нет

В середине 1930-х еще выходят по инерции некоторые исследования подростковой сексуальности и педагогические рекомендации на эту тему. Главный их посыл — заменить зарождающийся сексуальный интерес общественной работой, физкультурой, чтением, направить энергию в другое русло.

С закручиванием политических гаек усилилось и регулирование сексуальной сферы жизни. Были снова запрещены аборты, усложнили процедуру развода, ввели уголовную ответственность за хранение порнографии и гомосексуальные отношения между мужчинами. На следующие 50 лет тема секса и половых различий полностью исчезла не только из поля зрения подростков, но и вообще из общественного дискурса.

Сексуальное просвещение полностью заменили морализаторством, секс свели к возвышенной любви и товариществу, а вопросы физиологии замалчивали. Поддерживал эту тенденцию даже знаменитый педагог Антон Макаренко. В книге «Воспитание детей в семье и школе» он писал:

Важным условием полового воспитания является нормальная загруженность ребенка заботой и работой. Некоторая нормальная приятная усталость к вечеру, представление об обязанностях и работах в течение дня по утрам, — все это создает очень важные предпосылки для правильного развития воображения, для равномерного распределения сил ребенка в течение дня. При таком условии у ребёнка не остается ни психического, ни физического стремления к пустому ленивому бродяжничеству, к излишней игре воображения, к случайным встречам и впечатлениям.

Если тело, то только алгебраическое

В школьных учебниках анатомии главы про половую систему и размножение просто не существовало до середины 1980-х годов. В статье «половая жизнь» в Большой советской энциклопедии 1940 года сообщалось о необходимости «разумного переключения полового влечения в область трудовых и культурных интересов» и подчеркивалось, что в СССР нет полового вопроса.

Из БСЭ 1955 года «половой вопрос» и «половая жизнь» исчезают вообще, а статья «пол» посвящена биологии без упоминания человека. Даже «тело» в послевоенных изданиях БСЭ представлено лишь статьями «тело алгебраическое» и «тело геометрическое», да еще «телесными наказаниями» и «телесными повреждениями».

Любое изображение мужских или женских половых органов приравнивалось к порнографии. Классические античные статуи тоже считались неприличными, причем это поддерживали как учителя, так и ученики, родившиеся и выросшие в ханжеской среде.

Много для сексуального просвещения в 1970–1980-е годы делал психолог и сексолог Игорь Кон, заявляя о преувеличенной опасности мастурбации и врожденной сексуальной ориентации:

В медицинской и педагогической литературе XVIII–XIX вв. самой большой опасностью подросткового и юношеского возраста считалась мастурбация (онанизм). Считали ее страшным и опасным пороком, влекущим за собой безумие, ослабление памяти и умственных способностей и, конечно, импотенцию. На самом деле ничего подобного нет.

В подростковом и раннем юношеском возрасте мастурбация массова. Подростковая мастурбация служит средством разрядки полового напряжения, вызываемого физиологическими причинами. Вместе с тем она стимулируется психическими факторами: примером сверстников, желанием проверить свои половые потенции, получить удовольствие и т. д.

Можно ли решить эту проблему только моральными наставлениями о девичьей чести и целомудрии? Безусловно, нельзя. Нравственное воспитание не заменяет информации о противозачаточных средствах. Дефицит такой информации и самих контрацептивов повышает не уровень общественной морали, а число абортов (СССР занимает по этому показателю одно из первых мест в мире) и исковерканных судеб юных матерей и их младенцев. Более всего внебрачных рождений приходится на возраст 15—19 лет.

«Психология ранней юности», Игорь Кон

1980-1990-е. Расцвет секспросвета

В середине восьмидесятых в школах формально ввели курсы «Гигиеническое и половое воспитание» в восьмом классе и «Этика и психология семейной жизни» в 9-10 классах. По факту ничего не изменилось: прожившие всю жизнь в молчании учителя не могли подобрать приличных слов и обходили тему стороной.

Но атмосфера в стране менялась, хотя государство и не хотело признавать этого. В 1989 году был опубликован русский перевод французской «Энциклопедии сексуальной жизни» для детей 7-9 лет, которая рассказывала о различиях мальчиков и девочек, зачатии, беременности. Книга стала главным источником знаний по половой анатомии для целого поколения позднесоветских детей.

Фрагмент «Энциклопедии сексуальной жизни» 

Фрагмент «Энциклопедии сексуальной жизни»

В 1991 году на вопрос ВЦИОМ «Говорили ли ваши родители с вами на темы полового воспитания?» положительно ответили только 13% опрошенных. Судя по опросу 1988 года, для девушек главным источником информации по вопросам пола и контрацепции (56%) были подруги и знакомые.

К середине 90-х началась новая эра. По телевизору и в кино теперь можно было увидеть эротические сцены, в магазинах — эротические журналы, а подростковая пресса наконец заговорила о том, что по-настоящему интересно их читателям, — о сексе и отношениях. Уже существующие журналы добавили новые рубрики, а только появившиеся изначально уделяли половым вопросам солидное место. Например, в журнале Cool были рубрики «Школа любви» и «Интимный вопрос», где публиковали ответы на вопросы читателей об отношениях и сексе, в журнале Bravo — рубрика «Без комплексов» с таким же содержанием. В 1996 году появился младший брат журнала «Ровесник» — журнал «16», полностью посвящённый сексу.

Фрагмент из журнала Bravo, 2003 год

Фрагмент из журнала Bravo, 2003 год

Теперь не было запретных тем. Журналисты рассказывали не только о таких серьёзных вопросах как контрацепция, нежелательная беременность, венерические болезни, но и о разных сексуальных практиках. Онанизм перестал быть порочной привычкой, разрушающей нервную систему. Секс до брака тоже перестали порицать, только рекомендовали предохраняться. В журналах появилась реклама тампонов и противозачаточных таблеток.

Фрагмент из журнала Cool, 1999 год

Фрагмент из журнала Cool, 1998 год

Если раньше пресса говорила с читателями свысока, нравоучительным тоном, то теперь на страницах журналов публиковались как будто старшие приятели подростков. К 1997 году одним из основных источников знаний о сексе становятся печатные издания (28-30%). Из видеофильмов получали информацию 72% подростков, из художественной литературы — 65%.

С массовым распространением интернета подростки ушли в онлайн-пространство: теперь можно загуглить все что угодно, и проблемы с доступом к информации нет.

Источник

Картина дня

наверх