На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Алексей
    Хреновые...Анастезия это "маленькая смерть".Принцип действия ...
  • Dash45
    Доиграемся! Сами скбя угробим.Как искусственный...
  • Лада Киселева
    Так то чайный гриб не гриб вовсе ) медузомицет, симбиоз указаных в начале статьи бактерий.и достаточно проверен време...Наши бабушки были...

О любви к кошкам и не только

Все, кто побывал в Стамбуле, отмечают то огромное количество котов и кошек, которое населяет этот город. Но дело даже не в количестве хвостатых, а в отношении к ним стамбульцев. У них нет понятия "бездомные" или "уличные" кошки. Такие кошки называются здесь общественными, и каждый горожанин ответственен за их здоровье и благополучие.

В принципе, стамбульцы вообще любят животных. Даже к собакам, которые в мусульманских странах считаются животными нечистыми, здесь относятся по-доброму: их кормят и не прогоняют даже из самых публичных мест. Конечно, по сравнению с кошками, их количество никак нельзя назвать огромным, но все-таки никаких особых гонений они не испытывают. У многих горожан есть домашние собаки, и грехом это не считается.

На Востоке особое отношение к кошкам зародилось еще в глубокой древности. Их особенно почитали в Древнем Египте, где они считались священными воплощениями лунной богини Баст, которую изображили в виде женщины с кошачьей головой. Баст была богиней женской красоты, молодости, радости и сексуальности; она дарила любовь и чувственные удовольствия, покровительствовала музыкантам и танцорам, отвечала за домашний уют, была символом плодородия и охраняла рожениц.

Египетские кошки были членами семьи, к ним относились с особым почтением. После их смерти хозяева сбривали себе брови в знак траура. Кошек мумифицировали и хоронили на специальных кладбищах. Даже фараоны приносили жертвоприношения в честь кошек. Убившего кошку приговаривали к смертной казни. Черная кошка была символом целительства, ее изображение можно было увидеть на доме, где жил врач. Не менее почтительным было отношение к кошкам и у персов-зароастрицев. Они также считали убийство кошки серьезным преступлением, хотя и не карали за него смертной казнью, как в Египте.

Поскольку кошка по своей природе - животное ночное, ее считали также владычицей ночи. Удивительную способность выживать в ситуациях, когда другие животные и даже люди погибали, стали приписывать особым магическим свойствам, присущим кошкам, их даже считали посланниками далеких звезд. Кошек ценили за способность видеть духов и защищать от злых сущностей, излечивать от болезней, а так же за их непостижимую интуицию.

Обожествление кошек в той или иной форме свойственно многим религиям. Считается, что кошку впервые одомашнили в Северной Африке, однако страны Дальнего Востока оспаривают древность происхождения домашних кошек.

В древнем Китае уважали независимость кошек, их самодостаточность, умение видеть в темноте. Способность кошек медитировать, полностью погрузившись в себя, поднимала их в глазах китайцев на самый высокий уровень духовного развития.

В Китае фигурки, изображающие кошек, использовались в качестве талисманов, отгоняющих демонов и крыс.

В буддистских храмах по всей Азии кошек держали для истребления мышей и других грызунов. Считается, что сиамские и тайские (не путайте, это разные породы!) кошки происходят именно от этих храмовых животных. В Таиланде  членов королевской семьи традиционно хоронили вместе с их кошками. Еще в двадцатых годах ХХ века кошка, олицетворявшая душу усопшего короля, участвовала в коронации нового монарха, чтобы умерший мог увидеть церемонию восхождения на трон своего преемника.

По преданию, в Японии кошки появились в десятый день пятого месяца 999 года, когда один китайский чиновник преподнес императору Итидзё белую кошку с очень коротким пушистым хвостиком, похожим на помпончик или цветок. Вскоре в императорском дворце Киото у нее родились пятеро котят, и это стало началом процветания Японии.

 

В Японии существовала традиция хоронить умершую кошку в храме, который посещал хозяин или рядом с ним. В тот же день на алтарь храма приносили ее изображение, скульптурное или нарисованное. Это обеспечивало хозяину кошки спокойствие и благополучие на всю жизнь.

Сегодня в Японии статуэтка кошки с поднятой, словно манящей лапой, символизирует счастье и процветание. Ее называют Манэки-нэко, Манящая Кошка. Моряки считают фигурки кошек талисманом, спасающим от штормов в океане, они берут их с собой, отправляясь в плавание.

После того, как древние культуры Ближнего и Среднего Востока, а также Северной Африки сменил ислам, отношение общества к кошкам не только не изменилось, но и в каком-то смысле еще более упрочилось. Отношение мусульман к животным четко определено: "Аллах проявляет свою доброту и любовь к тем, кто доброжелательно и милосердно относяится ко всем его созданиям". В Коране прописаны характеристики почти каждого животного, вплоть до муравья. Во многом основанием для этих характеристик было поведение животных во время путешествия на Ковчеге после всемирного потопа, когда праведник Нух (он же библейский Ной) спас, как известно, "каждой твари по паре", чтобы жизнь на Земле могла продолжиться после этого катаклизма.

Совершенно особое место в животной иерархии занимают кошки. Прописаны три основных постулата того, как правоверный мусульманин должен относиться к ним.

  • Кошек нельзя продавать или обменивать на товары.
  • Слюна кошек чиста и обладает целебными свойствами, поэтому ею нельзя брезговать.
  • Мусульманин может не держать кошку у себя в доме, но обязан давать пищу и воду тем кошкам, которые живут рядом. Он также обязан не ограничивать их свободу и разрешать им гулять там, где им вздумается.

Осталось множество свидетельств, рассказывающих о любви пророка Мохаммеда к кошкам вообще, а особенно к своей любимице, кошке Муэцце, которой он был обязан жизнью. Вот как рассказывал об этом случае сподвижник и друг Мохаммеда по имени Абу Хурайра. Такое прозвище, которое по-арабски означает "отец котят", дал этому человеку сам пророк за то, что он помог выходить и выкормить многих, оставшихся без матери, котят. Именно Абу Хурайра положил начало мусульманской традиции, разрешающей кошкам жить в мечетях.

Итак, история, рассказанная этим кошачьим защитником, повествует:

"Однажды ядовитая змея заползла в рукав халата пророка и никак не хотела покидать теплое место. Вытаскивать змею насильно было опасно, ведь она могла укусить Мохаммеда. Тогда на помощь пришла Муэцца. Она упросила змею высунуть из рукава хотя бы голову, чтобы они могли обсудить, на каких условиях та согласится покинуть одежду пророка. В конце концов змея поддалась на уговоры и высунулась из рукава. Муэцца тут же схватила ее и унесла в сад. Дальнейшая участь змеи оказалась печальной..."

Мохаммед мог пить воду, которую уже пила кошка и совершал ритуальное омовение перед молитвой этой водой. "Любовь к кошкам - часть нашей веры", - провозглашал пророк.

Мусульмане считают, что буква "М", которую образуют темные полоски на лбу многих кошек, появилась от того, что пророк часто гладил свою Муэццу по ее умному лобику. А от поглаживания ее по спинке, всем кошкам досталась способность никогда не падать на спину, всегда переворачиваясь при падении на все четыре лапы.

Кстати, ранние христане считали, что кошачье "М" является символом девы Марии, и что сама божья матерь покровительствует этим животным. Однако впоследствие это было признано ересью, и на кострах, пылавших по всей средневековой Европе, мракобесы тысячами сжигали не только людей, но и кошек, обвиненных в колдовстве.

Инквизиция считала, что после смерти ведьма превращается в кошку, а у кошки, как известно, девять жизней. Поэтому, чем больше будет истреблено кошек, тем меньше шансов останется у ведьм для нового возрождения. Итог был печален: засилье крыс и других переносчиков чумы, которых стало некому уничтожать, привело к возникновению эпидемий этой смертельной белезни, от которых буквально вымирали целые европейские города.

Но вернемся в Стамбул. Как известно, лучше всего приживаются традиции и обычаи, имеющие практическое значение. В этот крупный порт заходили торговые суда из многих стран. Мыши и крысы - этот нештатный экипаж любого судна - переберались по швартовым канатам с судов на берег и с берега на суда. Они не только портили зерно и другие продукты, они были переносчиками чумы, туляремии и других ужасных инфекционных заболеваний, от которых в то время не было иного спасения, кроме молитвы.

С античных времен в арабской и турецкой культуре, в отличие от европейской, особое значение придавалось чистоте. У них были, пусть несколько примитивные, водопровод и канализация, "водяной домик" - предвестник ватерклозета, а турецкая баня-хамам и сегодня не потеряла своего значения, она сих пор доставляет людям массу удовольствия и пользы. Однако все это не спасало в полной мере от заразы, распространяемой крысами. Спасителями оказались кошки - первая санитарно-карантинная служба стамбульского порта. Неутомимые охотники, они активно расправлялись с полчищами опасных грызунов, вызывая еще большую любовь и уважение людей.

Сегодня, даже на самых современных судах, во время стоянки в порту на швартовые канаты надевают круглые металлические пластины диаметром 30-40 см, которые препятствуют попаданию крыс с берега на судно. Если верить морским байкам, эту идею когда-то подсказал людям один умный портовый кот-крысолов. Он устраивался на канате неподалеку от берега и караулил, когда по нему побежит крыса, затем кидался на нее, прокусывал горло и сбрасывал в воду, а сам ловко спрыгивал на береговой кнехт.

Источник

Картина дня

наверх