На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ирина
    С туалетной бумагой-супер!Пенсионерка из Но...
  • Аршак Меликджанян
    молодец, умничка, а критиканы и т.д. идут лесом.................Пенсионерка из Но...
  • Надежда Rudi
    С удовольствием посмотрела фото. Талант для пародий. Я бы не догадалась.Пенсионерка из Но...

«У вас еще сервант? А мы стенку купили!» - Мебель СССР

«До какой нелепости доходили наши предки! Они мучались над каждым архитектурным проектом… А теперь во всех городах возводят типовые кинотеатры, типовые многоэтажные дома… Одинаковые лестничные клетки, окрашенные в типовой приятный цвет, типовые квартиры, обставленные стандартной мебелью, в двери врезаны типовые замки…» — так начинается знаменитая советская комедия «Ирония судьбы, или С легким паром!».

     Эти слова точно передают ту среду, в которой жил советский человек. Когда люди начали переезжать из коммуналок  в «хрущевки», чтобы уже в 1980 году встретить коммунизм в отдельной квартире, возникла необходимость обустройства частного быта.

    Тогда и была создана государственная, жестко централизованная структура, регламентирующая отношения человека с окружающими его предметами. В 1962 году постановлением Совета Министров СССР № 349 «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования» учрежден Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) с филиалами в столицах союзных республик и в крупных промышленных областях. В данном учреждении разрабатывались такие  разделы науки о дизайне как ритмика, современное цветоведение, эргодизайн, экономика красоты, дизайн-программирование, футуродизайн и множество других. Проектированием мебели занимался и созданный в1962 году Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели (ВПКТИМ), где работали мэтры мебельного дизайна 1960-х — начала 1970-х годов Ю. В. Случевский , К. К. Бломериус, Е. С. Бочарова, Э. Вельбри  и другие. Однако, типовая советская мебель, наполнявшая типовое жильё была простой, без лишнего декора, экономически и конструктивно рациональной. Элементы и детали унифицируются, используются лакированные ДВП, ДСП, пластмасса вместо дерева. Излишнее украшательство и стилизация тормозили массовое серийное производство. Дизайнеры находились в поиске конструктивизма 20-30х годов.

    Одним из главных предметов мебели в  уже несуществующем Советском Союзе, являлся сервант.

    Сервант – это низкий буфет, состоящий  из двух частей. Нижняя часть представляет собой шкаф, а верхняя часть – это надстройка, она имеет вид шкафчика поменьше. Чаще всего  надстроечная часть серванта остеклена. Он может быть разборным и неразборным. Высота серванта, как правило, небольшая. Часто встречаются модели с деревянной нижней частью, в некоторых из них выделено место для небольшого мини-бара.

   Изначально сервант предназначался для хранения посуды. В нём  тщательно и бережно расставляли чайные и кофейные сервизы, наборы бокалов и рюмок, хрустальные комплекты, стеклянные фигурки и прочие мелочи. Сервизы очень редко использовались, или не использовались вообще. Все это могло храниться годами в неизменном виде. Иметь в доме сервант было престижно.

 

   В начале 70-х годов начинается эпоха щитовой мебели, исчезает типологическое разнообразие, она делается «одна на всех». И в конечно итоге все типы мебели заменила «стенка».

     «Стенка»- предмет многофункционального назначения, насыщена различным оборудованием и устройствами с усложнённой внутренней структурой и композицией: чередованием открытых и закрытых ярусов со свободным размещением открытых ниш. В «стенке» усиливается стремление к подчеркиванию и выявлению вертикальных членений корпусных изделий, к насыщению лицевых поверхностей декоративными средствами».

   «Стенка» могла занимать пол комнаты в крохотной квартире, но не иметь ее было нельзя. Это был не просто предмет бытового назначения, а объекта престижа. «Стенка» дала толчок и к появившейся моде на коллекционирование хрусталя, книг и пр. Надо было чем-то заполнять полочки с красивыми стеклянными дверцами.

     На «стенку» долго копили, записывались в очередь, долго ждали и наконец обретали вожделенные ««гэдээровские», чешские или румынские гарнитуры. Надо сказать, что цены на них были довольно внушительные и доходили до 1000 рублей при средней зарплате инженера 180-200 рублей.  Во многих семьях покупка импортной мебели считалась очень хорошим и практичным вложением денег, покупали в наследство детям, то есть на века.

   

    У одной моей подруги родители тогда не могли себе позволить стенку и купили превосходный полированный сервант, а у другой, помню, была стенка не с квадратным, а круглым стеклянным проёмом. Это казалось очень современным и красивым, насколько я могла оценить мебель будучи ребёнком. У нас дома, как и во всей стране, одна мебель сменялась другой в зависимости от «современных» течений и возможностей достать тот или иной предмет. Был у нас сервант, затем появилась стенка и спустя некоторое время сменилась на другую, более дорогую по тем временам. На меня это не производило впечатления, так как у детей были совсем другие заботы и интересы, разве что я могла отличить однообразные квадраты от дверцы с круглым окном, о чем я писала выше.

    

Итак, типовая квартира 70-х годов состояла из дивана и «стенки», полированного стола, двух кресел и журнального столика. Расстановка мебели у всех была одинаковой, т.к. планировка не оставляла простора для фантазии. Жилище обставляли, исходя из одного принципа — «уместить бы!»

Большой популярностью пользовалась трансформирующаяся мебель с несколькими функциями.

Трансформации чаще всего подвергались кровати, которые могли превратиться в кресла кровати, диваны -кровати, а также столы (тумба-стол, сервант-стол, туалетно-письменные столы и т. д.)

Для многих семей это было спасением. Иногда, единственная комната вечером превращалась в одно большое спальное место: диван-кровать, кресла-кровати, раскладушки, матрасы на полу. В 7 утра раскладушки исчезали, кровати превращались в диван и кресла, а  модный торшер и журнальный столик занимали свои прежние  места. Днём комната вновь превращалась в гостиную.

днём гостиная

ночью спальня

Каждодневные спортивные упражнения с мебелью (сначала до щелчка от себя, потом с силой на себя, потом наоборот) совершало большинство советских граждан, так как кровати не были настолько популярны и даже считались чем-то неприличным после недавних мучений на пружинных сетках с пирамидками подушек на них. 

Софа –еще один предмет советского жилища, путём несложных манипуляций так же превращалась в спальное место, но имела существенный недостаток. После 5-6 лет эксплуатации поролон в подушка превращался в труху. У хозяина софы было два выхода: набивка и перетяжка или ватное одеяло поверх жёстких проволочных рёбер.

Бельевые тумбы и комоды были-таки  предметом роскоши.  Обычно они стояли в спальнях и свидетельствовали о том, что в квартире есть настоящая спальня.

Так же обязательным предметом советской квартиры трельяжи и зеркала с тумбочкой. Где установить этот предмет гордости, решали сами хозяева.

Трельяжа у нас дома не было, но был у подружки. Стоял он в гостиной, хотя слово «гостиная» мы не знали и всегда говорили проще — большая комната. Мы развлекались, рассматривая себя в нём сразу с трёх сторон. У моих родителей зеркало с тумбой стоит в спальне, а у другой подружки стояло в прихожей.

Кресла были в общем неплохи – удобные, с разнообразной обивкой, взгляд радовали, комфорт создавали.

В нашем доме они были столько сколько себя помню. Изначально мягкие, но с деревянными ручками, но затем произошла смена на целиком мягкие импортные. У подружек родители так же прикупили кресла с деревянными ручками, вся мебель лишь слегка отличалась размерами и цветом обивки.

    

Еще один обязательный предмет интерьера — раздвижной полированный стол.

Этот предмет мебели мне всегда казался лишним из-за своей громоздкости,когда хотелось поиграть и побегать по дому, однако был полезен. В детстве я с удовольствием за ним рисовала, и карандаши никуда не падали раскатываясь по всей площади стола.

  

Торшер в доме- мечта каждой домохозяйки, признак благосостояния.

В нашем доме торшер был и не один. Мало кто мог пройти мимо такой вещи в магазине и самое интересное, что я не помню, как мы ими пользовались, и куда они потом пропали.

Висюльки в дверном проёме либо покупали готовые, но это было дефицитом и дороговато,  либо делали сами, из фантиков от конфет или открыток.

В нашем доме были бамбуковые шторы с экзотическим рисунком. Мне они нравились, но был один минус- они гремели, а это развлекало только в самом начале, а потом появилась новая игра- пройти сквозь бамбуковые палочки, чтобы они не загремели.

Неизменные атрибуты гостиной: трехярусная люстра с пластмассовыми висюльками.

Это классический пример модного течения «хрусталь- чем больше, тем лучше». Хрустальную или стеклянную люстру могли себе позволить немногие, а имитацию из пластмассы сколько угодно. У всех была такая люстра, самый нудный момент- это мытьё каждой отдельной «сосульки». С каким же облегчением их снимали со своих потолков.

Безусловно, частью интерьера советской квартиры являлись ковры.  Вроде никому и не нужны, а без них — никак. Ну то есть совсем никак!  Есть подозрение, что они входили в строительную документацию при проектировке «брежневок» и «хрущевок».

   

Ковры в СССР имели двойное значение: как предмет быта и как произведение искусства.

Они составлял неразделимую пару с хрусталем. Хрусталь был самым лучшим подарком, особенно вазы. Наверное, до сих пор чуть ли не в каждой семье есть хрусталь родом из СССР. Если на полу или на стене лежал ковер, а лакированная «стенка» ломилась от хрустальных вазочек и конфетниц, значит жизнь удалась и вошла в русло обеспеченности. Даже у самой нищей семьи должен был быть ну хотя бы один ковёр. Люди ходили на цыпочках по крашеному полу, но «периодический дефицит» прочно укреплялся на стенах домов. Счастливчики позволяли себе иметь по ковру в каждой комнате.

Лучшими считались туркменские, азербайджанские, грузинские, армянские и дагестанские ковры. Ежегодно устраивались выставки, издавались каталоги и художественные альбомы ковров.

Но искусство ковроткачества мало интересовало рядового советского гражданина, спешащего по первому снегу со свернутым в трубочку ковром, чтобы выбить из него многомесячную пыль.    Именно ковер породил такой важный бытовой предмет, как красная пластмассовая выбивалка. Многие наверно помнят, как просыпались в воскресенье от ритмичный хлопков, выбиваемого соседями ковра.

 

Кроме эстетического значения, ковер на стене имел и практическое. Тонкие стены хрущевок были  не способны защитить от звуков соседской жизни, и он  выполнял функцию звукоизоляции, а так же в некоторых случаях прикрывали дефекты стены.

В нашем доме было много ковров: в каждой комнате по два. Откуда они появлялись и какими путями их «добывали» не могу сказать. Детьми мы всё воспринимали как само собой разумеющееся. Переехали в новый город- развесили ковры, мама пришивала ковровые кольца, папа вбивал гвозди в стену. У каждого над кроватью был свой ковер. То же самое я видела и у подруг, менялись узоры и цвета, не менялась обстановка и стиль советского жилища.

На сегодняшний день мнения о советской мебели неоднозначны, хотя многие продолжают пользоваться сервантами, шкафами и полками, сделанными в СССР. Одни говорят о высоком качестве и эргономичности, другие- о грубом исполнении и абсолютном отсутствии эстетических качеств. Но Советский Союз –это наше прошлое, которое останется неизменным независимо от того, как мы к нему будем сегодня относиться. Это часть эволюции человеческих вкусов и предпочтений и этот этап мы должны были пройти, чтобы оценить сегодняшний день, сегодняшние возможности и предложения. И через пятьдесят лет  наши нынешние дома так же будут объектом любопытства будущих поколений с неизбежной оценкой «за» и «против». Мы пройдем через пластиковые окна, китайские светильники и микроволновки  и придём еще к чему-нибудь. Но этот этап необходим для нашего будущего, так же как и прошлая эстетика советской квартиры была необходима для восприятия нашего настоящего.

Несколько вариантов переделки советской мебели:

  

    

        

Источник

Картина дня

наверх