Лилия К* предлагает Вам запомнить сайт «ПолонСил.ру - социальная сеть здоровья»
Вы хотите запомнить сайт «ПолонСил.ру - социальная сеть здоровья»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

развернуть

Нейрон. Как рождается мысль?

Сегодня разговор о том месте, где рождаются и умирают мысли. Речь пойдет о нейроне.

Нейрон — это структурно-функциональная единица нервной системы. Так нейрон в википедии обзывают. В целом все элементарные клетки схожи по строению. Оболочка, цитоплазма, ядро с ядрышком. Вроде амеба без некоторых деталей. Кстати говоря… Оболочка нейрона состоит из липидов (в сущности из жира). Через оболочку нейрон получает питание. Она пропускает жиро-растворимые вещества такие как кислород и глюкозу. Естественно оболочка нейрона постоянно обновляется, как и все в организме. Так что задумайтесь, любители низкокалорийных диет, исключающих употребление жира. Вы сильно рискуете тем, что ваш похудевший мозг останется без сладенького.

Нейроны бывают разные: безаксонные, униполярные, псевдоуниполярные, биполярные, и мультиполярные нейроны. Различают их по строению и функциональному назначению, кроме безаксонного. Сидит он себе в спинном мозге, грустный и ничего не делает, а может и делает, но никого не интересует. Может по этому он и грустный :) Нас он тоже не интересует, а интересует нас мультиполярный нейрон. Именно он и является структурной единицей коры головного мозга. Наш нейрон отличается от остальных… Много конечно чем отличается но то, что нам нужно, это его отростки. И так у нашего нейрона имеется один аксон и множество разветвленных дендритов.

В нашем контексте, дендриты – это десятка на нашей мишени. Именно их нам нужно наращивать и развивать. Именно дендриты формируют нашу нейронную сеть, связываясь с другими нейронами. При росте дендрита (да в общем, как и аксона) на его конечной части появляется небольшое утолщение. Так называемый «конус роста». Он не статичен и находится в постоянном движении. Это, как если колонну возводят множество рабочих, постоянно выкладывают новые кирпичи, и суетятся чего-то там. А строительный материал к конусу роста, переносится в мембранных пузырьках по микротрубочкам цитоскелета нейрона, который в свою очередь состоит из белка «тубулина». Продвигается этот рост со скоростью около одного миллиметра в сутки. Печально, хотелось бы быстрее. Но так устроен мир, на все требуется время. И кстати один миллиметр в масштабах нейрона – это не так уж и медленно. А что делает дендрит? Зачем он нужен?

Нейрон. Как рождается мысль?

Дендрит принимает сигналы от аксона соседнего нейрона через синаптическую щель:) Ладно… До этого еще дойдем. А пока поговорим об аксоне. Это другой отросток нейрона и в отличии от дендрита он один. Так же, как и дендрит, имеет трубочную структуру. У своего основания, у тела нейрона имеет аксонный холмик, который так же является триггерной зоной нейрона (зона наибольшей возбудимости). Сверху покрыт миелиновой оболочкой (у дендрита её нет). К своему окончанию аксон ветвится на нервные эффекторные окончания (терминали). Именно этими терминалиями аксон присоединяется к дендритам соседних нейронов. Но бывает, что он соединяется с телами соседних нейронов, а также с другими аксонами, образуя аксо-соматические и аксо-аксональные синапсы. Последние участвуют в процессах торможения. И так, смыслом жизни аксона является передача нервных импульсов от тела нейрона к дендритам соседних нейронов. Так же аксон транспортирует нейромидеаторы (дофамин, адреналин, серотонин и т. д.) с помощью которых он и воздействует на дендриты соседних нейронов. И еще целую гору биомолекул, о которых писать в этой статье не имеет смысла.

Далее идет синапс. На самом деле нейроны не соприкасаются друг с другом но контактирую через синапс. Синапс или синоптическая щель – это место соединения дендритов и аксона. Между собой они взаимодействуют при помощи нейромедиаторов (гормонов) которые секретируются (выпускаются) в синаптическую щель из терминалий аксона.Преодолев синапс, нейромедиаторы попадают на рецепторную зону дендритов соседних нейронов. Рецепторная зона дендритов избирательна. Т.е. для каждого нейромедиатора предназначен свой рецептор.

Как рождается мысль?

Надеюсь все помнят из школьного курса «физики», что электрический ток — это направленное движение заряженных частиц. Так в нейроне такими заряженными частицами являются ионы калия, натрия, хлора и т. д. Забыл сказать о том, что поверх липидной оболочки нейрона расположен слой белков который формирует калийные, и натриевые каналы которые ведут внутрь нейрона. В состоянии покоя эти каналы закрыты. Положительно заряженные ионы расположены вне нейрона, а отрицательно заряженные ионы — внутри нейрона. Таким образом, на оболочке нейрона возникает разница напряжений. Такое состояние называется потенциал покоя.

Далее нейромедиаторы попавшие в нейрон через рецепторы дендрита, вызывают в нем химические и изменения, что в свою очередь приводит к открытию ионных каналов и, попадания положительно заряженных ионов с поверхности оболочки внутрь нейрона. Этот процесс в нейроне называется деполяризацией и сопровождается изменением вольтажа и как следствие => разрядом. Этот разряд называется потенциалом действия или нервным импульсом. Вот это, как раз и есть «осколок мысли». Далее калий-натриевый баланс в клетке восстанавливается при помощи калий-натриевых насосов (один из специализированных белков нейрона), а наш нервный импульс полетел дальше через аксон, к другим нейронам изменяясь и множась. Вот так все и происходит, уважаемые читатели. Надеюсь было интересно. Ну или хотя бы понятно.

Нормальная психическая деятельность обеспечивается не только процессами возбуждения, но так же и процессами торможения.

Опубликовано 05.08.2017 в 19:01