На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Боль в пояснице: как предотвратить межпозвонковую грыжу

Мальчиков растят мужчинами: больно? Терпи, пройдет! Вот так и со знакомой каждому болью в пояснице. Потерпишь пару-тройку дней — и правда, проходит… Наш автор на собственной спине испытал, что такое межпозвонковая грыжа, и рассказывает, почему терпеть боль — мужественно, а предотвратить ее — все-таки приятнее.
3043090

На жене белый халатик, под которым ничего нет. Она медленно приближается с пятикубовым шприцем в руке. Мне хотелось бы думать, что это очередной эпизод наших сексуальных игр… Но адская боль в спине не позволяет отвлекаться на всякие там шалости.

Дорос до фитнеса

«Почему бы мне наконец не походить в спортзал? — подумал я. — Благо вот он, рядом с работой». Перевалив за первую половину четвертого десятка, я стал испытывать недостаток физической активности. Занятия баскетболом были заброшены по медицинским показаниям (поскрипывающие голеностопы). По этой же причине отпадал бег. И вот преимущественно сидячий образ жизни вкупе с привычкой есть много и быстро накинул сначала пяток, а потом и все десять лишних килограммов.

Стремления тягать железо у меня не было никогда. Скучно же. Так что, оплатив полугодовой абонемент, я решил, что буду появляться в спортзале три раза в неделю на час, причем половину времени буду тратить на кардио (выбрал эллиптический тренажер), а другую половину — на какие-нибудь несложные силовые упражнения.

Мне как новичку полагалась бесплатная консультация инструктора. Я рассказал апатичному накачанному молодому человеку о задуманной программе и попросил посоветовать несколько упражнений на спину, поскольку хотелось поправить осанку. Он сказал, что кроме спины надо прорабатывать пресс, и посоветовал:

  • вертикальную тягу широким хватом за голову;
  • скручивания на скамье с наклоном;
  • подъем ног в упоре на локтях;
  • гиперэкстензии (сначала без веса, потом с весом).

Как раз нормально на полчаса, подумал я. Причин не доверять тренеру не было — и потекли ленивые летние деньки. Кардиополовина тренировки мне нравилась. А вот силовая часть все равно была скучной. Я считал повторы и подходы, посматривая на секундную стрелку часов. Упражнения я делал в том порядке, в котором мне их посоветовали, и довольно скоро после гиперэкстензии начал чувствовать несильную боль в пояс­нице, эдакое ощущение напряжения, сдавливания и усталости. Списал все на смену режима и просто ждал, когда пройдет. И оно проходило. Уже после сауны становилось легче.

Вот только как-то уже под коне­ц лета, когда я занимался очередным бессмысленным тяжелым трудом на даче, в спине что-то как будто сместилось, и я чуть не упал, завопив от резкой боли. После чего двигаться я мог уже только медленно и осторожно. И боль эта не прошла ни за день, ни за два. Более того, в отличие от преды­дущих случаев, когда ныло только в пояс­нице, боль стала отдавать в ногу.

 

Операция? Ы-ы-ы…

Кое-как добравшись до Москвы, я добрался и до поликлиники. Там невролог-хирург послал меня на МРТ. Первые подозрения, что все плохо, появились, когда я увидел лаборанта. «Болит?» — спросила она. «Ну, побаливает», — ответил я. На ее лице читалось сочувствие и… удивление.

Причину я понял, когда отнес заключение неврологу. По мере чтения («протрузия размером 3,5 мм в диске L3-L4, «грыжа сагиттальным размером 12 мм протяженностью 21 мм в диске L4-L5» плюс еще одна «размером 6 мм в диске L5-S1») его лицо вытягивалось все больше.

«Ну… вы понимаете, что у вас все плохо? — уточнил он. — Если честно, я не представляю, как вы вообще можете ходить и сидеть. С такой картиной люди обычно лезут на стенку от боли, а некоторые даже ходят под себя. Давайте проверим ваши рефлексы».

Рефлексы оказались в норме, но толку-то: невролог рекомендовал срочную госпитализацию с целью оперативного лечения. После небольшой панической атаки ко мне вернулась способность мыслить. И, проконсультировавшись с семейным врачом, я отправился за вторым мнением в Центральный институт травматологии и ортопедии.

Профессора, которого мне рекомендовали, не оказалось, и я попал к еще одному хирургу. В его заключении было написано и подчеркнуто, что консервативное лечение малоэффективно, поэтому необходимо оперативное. При отказе от операции рекомендовался курс таблеток и уколов, ношение пояснично-крестцового корсета, лечебная физкультура (ЛФК), аппликатор Ляпко, ограничение осевых нагрузок и переохлаждения.

Так что же? Оперироваться? А как же тот факт, что операция не дает гарантий? Нет, я все же хочу к тому профессору, по рекомендации. И вот что она мне сказала, когда встреча наконец состоялась: «Ходить можешь? Сидеть? Ну так пролечись укольчиками. Поделай гимнастику. Походи в корсете. Ну и посмотрим, как пойдет. Грыжи эти да протрузии подсыхают, если выдерживать щадящий режим. За год могут в два раза уменьшиться. Хирурги всегда говорят резать, но я считаю, что надо сначала пробовать неинвазивные методы. Резать — только если медикаментозное лечение не снимает боль».

Я спросил ее о причинах. Насколько во всем этом виноваты упражнения, которые я делал последние три месяца? «Такие грыжи не вылезают за столь короткий срок. Нужны годы, чтобы получить такую картину, как у тебя. Упражнения просто стали последней каплей», — ответила она.

Фото 1 - Боль в пояснице: как предотвратить межпозвонковую грыжу

Отпуск на игле

Вернемся к фантазиям про медсестру. В шприце — витамины. В1 и В6, по очереди. Ежедневно в течение месяца (спасибо, хоть не в спину, а в задницу). И, как назло, пик болевых ощущений приходится на неделю перед отпуском, который мы собрались провести в Юго-Восточной Азии. Билеты куплены. Гостиницы забронированы.

А тут такое: на стенку лезу, ночью спать не могу. Что делать? Снова за советом к профессору. «Азия? А что же, хорошо, там жарко, — говорит она. — Вот и поезжайте, прогреетесь». И вот я сижу в зале вылета и с ужасом представляю, что будет, если меня прихватит в неудобном кресле самолета, в котором мне предстоит провести ближайшие 10 часов. Выручает корсет. Полет проходит нормально.

Вот так у меня небоскребы Куала-Лумпура, храмы и рисовые плантации Бали и фантастический Сингапур оказались навсегда связаны с ежедневными инъекциями и ношением корсета — несмотря на жару.

А в Москве меня ждала физиотерапия в поликлинике и ЛФК из двух несложных упражнений: разминаться, лежа на полу на животе, и «тянуть» перед зеркалом по очереди разные отделы позвоночника. В итоге, после месяца уколов и месяца физиотерапии с физкультурой я почувствовал себя как будто новеньким. Но, как сказала мне моя профессор, грыжи и протрузии — это навсегда.

Жизнь не будет прежней

Через год ежедневных упражнений и ограничения нагрузки мои грыжи действительно уменьшились вдвое. Приступов больше не было. Аппликатор Ляпко отправился в Германию, где у коллеги обнаружили что-то подобное. Однако любое нарушение щадящего режима аукалось тупой болью в пояснице, и я не раз надевал спасительный корсет.

Ты представить себе не можешь, как сильно меняет жизнь мужчины запрет нагибаться и поднимать больше пяти килограммов. Завязать шнурки — проблема. Постричь ногти на ногах — еще большая проблема. Ребенка на руки не взять (не говоря уже о жене). Прыгать на батуте на даче — нельзя. Сноуборд — забудь, компрессионные удары вредны для позвоночника. Для спины вредны даже, как я недавно прочитал, длительные поездки за рулем — из-за тряски.

Есть, конечно, и пара положительных моментов. Во-первых, что ни говори, а у меня теперь всегда есть отмазка. Пусть еще кто-нибудь сменит бутыль на кулере. Или помогает бухгалтерии переехать на другой этаж. Во-вторых, поскольку прогревания помогают, в баню или сауну ходить начинаешь чаще. А значит, чаще видишься с друзьями. И это вроде как по медицинским показаниям…

А что же с теми десятью лишними килограммами? Купленный домой эллиптический тренажер решил проблему только наполовину: летом я с него не слезаю, но зимой лень берет свое, жир возвращается. Я тут подумал: может, мне заняться спортивным ориентированием? Или стрельбой из лука? Но повторять ошибки не хочу, так что у меня есть идея: пройду-ка полную диспансеризацию. Как раз сороковник на носу. А заодно и подберем с врачами подходящие физические нагрузки. Мужик я или нет, в конце концов?

Фитнес-редактор Дмитрий Смирнов резюмирует:

1. Почему это случилось? 
Первое, что хочется сказать: апатичный или нет был тренер, а упражнения порекомендовал адекватные. В идеале, конечно, клиента надо было протестировать на предмет особенностей осанки и наличия мышечных дисбалансов, но, учитывая баскетбольное прошлое нашего героя и соответствующие предрасположенности, мне все кажется более чем оправданным. Проще говоря, тренер не виноват, забудь! Да, гиперэкстензии — упражнение не без подводных камней. Но кто знает, может, стоило слушать тренера чуть внимательнее, выполнять все аккуратнее, да и тренажер научитьс­я устанавливать правильнее? В конце концов, гиперэкстензии — не для спины, а для разгибателей бедра, тренинг которых на осанку влияет лишь положительно. За техникой надо следить, а не поглядывать на секундную стрелку.

2. Рядовая ли это история? 
Пожалуй, нет. Серьезные травмы могут случаться лишь по недосмотру, а недосмотр со стороны самого героя был, мягко говоря, ярко выраженным. Спина, конечно, болит у всех: у тех, кто тренируется регулярно, и у тех, кто избегает физкультуры. У страдающих лишним весом и нет. Рано или поздно это догонит каждого из нас, вопрос лишь в том, насколько серьезной будет ситуация. Но думать, что игра в баскетбол, лишний вес и сноуборд не покалечат мужскую спину к сорока годам, — верх самонадеянности. Главная ошибка героя истории — последовательное наплевательское отношение к собственному телу. Уверен, что даже машину он осматривал и чинил чаще, чем собственный организм. А сорокалетний пробег — он, знаешь ли, быстрым ремонтом в виде предсказуемого «пойду заниматься спортом» не лечится. Поздновато.

3. Как следовало поступить? 
Ну, во-первых, апатичного тренера надо было нанять хотя бы на три-четыре месяца. Фитнес — это не так просто, как кажется, ему тоже надо учитьс­я. Учиться соблюдать режи­м, правильно питаться, регулярно и технически безукоризненно тренироваться. А для этого требуются время и наставник, как и в любом другом виде спорта.

4. Что же теперь делать? 
С подобным диагнозом и почти не изменившимся отношением к жизни я бы не рекомендовал человеку тренажерный зал вовсе. Заниматься ЛФК, выбирать нагрузки без непосредственного воздействия на позвоночник (вроде плавания), контролировать свой вес посредством регулировки питания — дальнейшая стезя героя. А гиперактивные развлечения молодости… Что ж, пришло время с ними попрощаться, как и следовало поступить лет десять назад.

5. Как уберечь позвоночник? 
Я не стал бы разделять правила профилактики травм вообще и правила сохранения здоровья позвоночного столба. Правило одно: постепенность и адекватность нагрузки! Не спеши, тренируйся понемногу, но час­то; постепенно увеличивай нагрузки; начинай с простых упражнений, даже если в прошлом ты мастер спорта по тяжелой атлетике. Потрать хотя бы полгода на обучение фитнесу, на освоение как можно большего количества упражнений, очень плавно увеличивая их сложность. Не увеличивай интенсивность, объем и частоту нагрузок одновременно или более чем на 10% в неделю. В общем, будь разумен, береги себя. Тренажерный зал — опасное место. Будешь относиться к нему без головы — пострадают и другие части тела.

Источник

Картина дня

наверх