Лилия К* предлагает Вам запомнить сайт «ПолонСил.ру - социальная сеть здоровья»
Вы хотите запомнить сайт «ПолонСил.ру - социальная сеть здоровья»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Главные тайны романа «Мастер и Маргарита»

развернуть

Главные тайны романа «Мастер и Маргарита»

Главные тайны романа «Мастер и Маргарита»

«Мастер и Маргарита» — один из самых загадочных романов в истории, над его толкованием до сих пор бьются исследователи. Мы дадим семь ключей к этому произведению.


Литературная мистификация

Главные тайны романа «Мастер и Маргарита»

Почему знаменитый роман Булгакова называется «Мастер и Маргарита», и о чем, на самом деле, эта книга? Известно, что идея создания родилась у автора после увлечения мистицизмом XIX века.Легенды о дьяволе, иудейская и христианская демонологии, трактаты о Боге – все это присутствует в произведении. Наиболее важными источниками, которыми консультировался автор, стали работы «История сношений человека с дьяволом» Михаила Орлова и книга Амфитеатрова «Дьявол в быте, легенде и в литературе средних веков». Как известно, у «Мастера и Маргариты» было несколько редакций. Говорят, первая, над которой автор трудился в 1928-1929 годах, не имела никакого отношения ни к Мастеру, ни к Маргарите, и называлась «Чёрный маг», «Жонглёр с копытом». То есть центральной фигурой и сутью романа был именно Дьявол - эдакий русский вариант произведения «Фауст». Первую рукопись Булгаков самолично сжег после запрета его пьесы «Кабала Святош». Об этом писатель сообщил правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе»! Вторая редакция, также была посвящена падшему ангелу и называлась «Сатана» или «Великий канцлер». Здесь уже появились Маргарита с Мастером, а Воланд обзавелся своей свитой. Но, нынешнее название получила лишь третья рукопись, которую, на самом деле, автор так и не закончил.

Многоликий Воланд

Главные тайны романа «Мастер и Маргарита»

Князь тьмы является, пожалуй, самым популярным персонажем «Мастера и Маргариты». При поверхностном прочтении у читателя создается впечатление, что Воланд – это «сама справедливость», судья, который борется с человеческими пороками и покровительствует любви и творчеству. Кто-то вообще считает, что в этом образе Булгаков изобразил Сталина! Воланд многолик и сложен, как и полагается Искусителю. Его рассматривают как классического Сатану, что и замышлял автор в ранних версиях книги, как нового Мессию, переосмысленного Христа, чье пришествие и описывается в романе.
На самом деле, Воланд – не просто дьявол – у него множество прототипов. Это и верховный языческий бог – Вотан у древних германцев (Один — у скандинавов), великий «маг» и масон граф Калиостро, который помнил события тысячелетнего прошлого, предсказывал будущее, и имел с Воландом портретное сходство. А еще это «темная лошадка» Воланд из «Фауста» Гете, который упоминается в произведении лишь однажды, в эпизоде, который упустили в русском переводе. Между прочим, в Германии черта называли именно «Фаланд». Помните эпизод из романа, когда служащие не могут вспомнить имя мага: «Может быть, Фаланд?».

Свита Сатаны

Главные тайны романа «Мастер и Маргарита»

Как человек не может существовать без тени, так и Воланд – не Воланд без своей свиты. Азазелло, Бегемот и Коровьев-Фагот – это инструменты дьявольского правосудия, самые яркие герои романа, за спиной у которых отнюдь не однозначное прошлое.
Возьмем, например, Азазелло – «демона безводной пустыни, демона-убийцу». Этот образ Булгаков позаимствовал из ветхозаветных книг, где так зовут падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Благодаря ему, женщины освоили «блудливое искусство» раскрашивать лицо. Поэтому, именно Азазелло дает крем Маргарите, толкает ее на «темную дорожку». В романе это правая рука Воланда, исполняющая «черную работу». Он убивает барона Майгеля, отравляет влюбленных. Его суть – бестелесное, абсолютное зло в чистом виде.
Коровьев-Фагот – единственный человек в свите Воланда. До конца не ясно, кто стал его прототипом, но исследователи возводят его корни к ацтецкому богу Вицлипуцли, имя которого упоминается в разговоре Берлиоза с Бездомным. Это – бог войны, которому приносили жертвы, а по легендам о докторе Фаусте – дух ада и первый помощник сатаны. Его имя, неосторожно произнесенное председателем «МАССОЛИТа» – сигнал для появления Воланда.
Бегемот – кот-оборотень и любимый шут Воланда, чей образ происходит из легенд о демоне обжорства и мифологическом звере ветхого завета. В исследовании И. Я. Порфирьева «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях», которое было явно знакомо Булгакову, упоминалось морское чудовище Бегемот, вместе с Левиафаном обитающее в невидимой пустыне «на востоке от сада, где жили избранные и праведные». Сведения о Бегемоте автор также почерпнул из истории о некой Анне Дезанж, жившей в XVII века и одержимой семью дьяволами, среди которых упоминается Бегемот, демон из чина Престолов. Этот бес изображался в виде чудовища со слоновьей головой, хоботом и клыками. Руки у него были человеческие, а громадный живот, короткий хвост и толстые задние лапы - как у бегемота, что напоминало о его имени.

Черная королева Марго

Главные тайны романа «Мастер и Маргарита»

Маргариту часто считают образцом женственности, эдакой пушкинской «Татьяной XX века». Но прототипом «королевы Марго» стала явно не скромная девушка из российской глубинки. Помимо явного сходства героини с последней женой писателя, в романе подчеркнута связь Маргариты с двумя французскими королевами. Первая - та самая «Королева Марго», жена Генриха IV, свадьба которой обернулось кровавой Варфоломеевской ночью. Это событие упоминается по дороге на Великий бал Сатаны. Толстяк, узнавший Маргариту, называет ее «светлая королева Марго» и лопочет «какой-то вздор про кровавую свадьбу своего друга в Париже Гессара». Гессар - парижский издатель переписки Маргариты Валуа, которого Булгаков сделал участником Варфоломеевской ночи. В образе героини видят и другую королеву - Маргариту Наваррскую, которая была одной из первых французских женщин-писательниц, автор знаменитого «Гептамерона». Обе дамы покровительствовали писателям и поэтам, булгаковская Маргарита любит своего гениального писателя – Мастера.

Москва – Ершалаим

Главные тайны романа «Мастер и Маргарита»

Одна из самых интересных загадок «Мастера и Маргариты» – это время, когда происходят события. В романе нет ни одной абсолютной даты, от которой можно вести отсчет. Действие относят к страстной неделе с первого по седьмое мая 1929 года. Эта датировка приводит параллель с миром «Пилатовых глав», которые происходили в Ершалаиме 29 или 30 года в течение недели, которая впоследствии стала Страстной. «Над Москвой 1929 года и Ершалаимом 29-го стоит одна и та же апокалипсическая погода, одна и та же тьма надвигается на город греха грозовой стеной, одна и та же луна пасхального полнолуния заливает переулки ветхозаветного Ершалаима и новозаветной Москвы». В первой части романа обе эти истории развиваются параллельно, во второй, все более и более переплетаясь, в конце концов они сливаются воедино, обретая целостность и переходя из нашего мира в потусторонний.

Влияние Густава Майринка

Главные тайны романа «Мастер и Маргарита»

Огромное значение на Булгакова оказали идеи Густава Майринка, произведения которого появились в России в начале XX века. В романе австрийского экспрессиониста «Голем» главный герой мастер Анастасиус Пернат в финале воссоединяется со своей возлюбленной Мириам «у стены последнего фонаря», на границе реального и потустороннего миров. Связь с «Мастером и Маргаритой» налицо. Вспомним знаменитый афоризм булгаковского романа: «Рукописи не горят». Скорее всего, она восходит к «Белому доминиканцу», где говорится :«Да, конечно, истина не горит и ее невозможно растоптать». Там же рассказывается о надписи над алтарем, из-за которой падает икона Божьей матери. Равно как и сожженная рукопись мастера, возрождающая Воланда из небытия, который восстанавливает истинную историю Иешуа, надпись символизирует связь истины не только с Богом, но и с дьяволом.
В «Мастере и Маргарите», как и в «Белом доминиканце» Майринка, для героев главным является не цель, а сам процесс пути – развитие. Только вот смысл этого пути у писателей разное. Густав, как и его герои, искал его в творческом начале, Булгаков стремился к достижению некоего «эзотерического» абсолюта, сути мироздания.

Последняя рукопись

Главные тайны романа «Мастер и Маргарита»

Последняя редакция романа, которая впоследствии дошла до читателя, была начата в 1937 году. Автор продолжал работать с ней до самой смерти. Почему он не смог закончить работу над книгой, которую писал дюжину лет? Может, он полагал, что недостаточно осведомлен в вопросе, за который взялся, и его понимание иудейской демонологии и ранних христианских текстов было дилетантским? Как бы то ни было, роман практически «высосал» жизнь автора. Последним исправлением, которое он внес 13 февраля 1940 года, стала фраза Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?». Через месяц он умер. Последними словами Булгакова, адресованные роману были: «Чтобы знали, чтобы знали…».

Источник


Опубликовано 01.02.2018 в 21:38

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Комментарии Facebook
Восхитительная Софи Лорен в …

Восхитительная Софи Лорен в фотографиях Альфреда Эйзенштадта

20 фев, 21:01
+30 0
Спорт - это жизнь: какие вид…

Спорт - это жизнь: какие виды спорта помогут при болезни суставов

20 фев, 20:00
+31 0
Как ухаживать за глазами и к…

Как ухаживать за глазами и кожей вокруг глаз: золотые секреты Аюрведы

20 фев, 19:01
+31 0
Тихий убийца: 7 смертельно о…

Тихий убийца: 7 смертельно опасных вещей в вашем доме

20 фев, 17:29
+37 2
Лысая Лиза. Монолог девушки,…

Лысая Лиза. Монолог девушки, потерявшей все волосы

20 фев, 16:21
+31 0
Кресты и змеи: история медиц…

Кресты и змеи: история медицинских символов

20 фев, 14:01
+40 2
Топинамбур – земляная груша …

Топинамбур – земляная груша в аптечке и на столе

20 фев, 12:01
+38 2
Мини-люди, мини-мамы, мини-жизнь

Мини-люди, мини-мамы, мини-жизнь

20 фев, 10:01
+44 13
Учитесь разбираться в людях …

Учитесь разбираться в людях ! Все, что люди говорят, — все неправда

20 фев, 08:16
+66 14
Мясо из пробирки: как его де…

Мясо из пробирки: как его делают, сколько оно стоит и почему это важно

19 фев, 21:37
+35 0

Поиск по сайту

Facebook Like Box

Читать

Последние комментарии

Елена Лисина
Плодятся больные люди - мне не кажется это все "прекрасным".....((((((
Елена Лисина Мини-люди, мини-мамы, мини-жизнь
марина бескровная
не а
марина бескровная «Жируха, стыдись!»: кому помешали полные женщины
Михаил Ершов
Алексей
Елена )))
А я согласна с автором, жизнь игра.
Елена ))) Учитесь разбираться в людях ! Все, что люди говорят, — все неправда
Елена Пашкевич
Как страшно жить)
Елена Пашкевич Тихий убийца: 7 смертельно опасных вещей в вашем доме
Вячеслав Владимиров
Clara**** ****
ольга ястребцева
Руслан Ч
вероника
И трогательно, и печально, и радостно. До слез.
вероника Трагичная история любви авторов знаменитых комиксов Love Is…
Любовь Константинова
swetlana werwein
2 змеи кундалини и чаша грааля это.
swetlana werwein Кресты и змеи: история медицинских символов
Obiivatel
Олег Ефименко
Арина, мне нравятся ВАШИ мысли, философские переживания о смыслах....
Олег Ефименко Философия жадности
Чудь заволочская
Валентина
Геннадий Ростовский
Aлёна Иванова2
Именно так!
Aлёна Иванова2 Учитесь разбираться в людях ! Все, что люди говорят, — все неправда
Aлёна Иванова2
Согласна!)))
Aлёна Иванова2 Учитесь разбираться в людях ! Все, что люди говорят, — все неправда
Aлёна Иванова2
Aлёна Иванова2
Александр Павлов
Лена Лена
Браво!  Нужно быть счастливым несмотря ни на что.
Лена Лена Мини-люди, мини-мамы, мини-жизнь
Александр Павлов
Марина Смолькова
Жесть какая то. Сами больные и таких же больных детей рожают
Марина Смолькова Мини-люди, мини-мамы, мини-жизнь
елена рогатных
Видно есть любовь на свете))
елена рогатных Мини-люди, мини-мамы, мини-жизнь
Рустам Дугоев
Alla
Светик