Ученые "расшифровали" раковые клетки и обещают революцию в лечении. Суть открытия в 100 и 500 словах

Последовательность ДНК под лупой

Правообладатель иллюстрацииSCIENCE PHOTO LIBRARY

Международная команда ученых впервые полностью расшифровала генетическую информацию 38 видов раковых клеток, составив исчерпывающий каталог мутаций ДНК, приводящих к развитию онкологических заболеваний.

Беспрецедентное по масштабу исследование "Анализ полного генома всех видов рака" (PCAWG) заняло более 10 лет. В работе приняли участие около 1300 генетиков из 37 стран, а ее результаты были опубликованы в четверг сразу в двух десятках научных журналов.

По словам самих ученых, причины возникновения рака можно сравнить с пазлом, состоящим из 100 тысяч кусочков. До сегодняшнего дня мы пытались собрать общую картину, имея на руках лишь каждый сотый фрагмент, и лишь теперь можем взглянуть на нее целиком."С помощью собранной информации о происхождении и развитии опухолей мы можем разработать новые способы ранней диагностики рака, более направленные методы терапии - и лечить пациентов с большим успехом", - заявил член координационного комитета PCAWG Линкольн Стайн.

Русская служба Би-би-си коротко (в 100 словах) и чуть подробнее (в 500 словах) объясняет, в чем суть этой беспрецедентной работы и как она может произвести революцию в онкологии.

100 слов

Причина любого рака - мутации в ДНК. Однако ученым мало известно о том, где именно и почему происходит поломка генетического кода, ведущая к возникновению раковой опухоли.

Участники проекта PCAWG полностью расшифровали генетическую информацию раковых клеток почти 2800 пациентов, страдающих от 38 разных видов онкологических заболеваний.

руки на ДНКПравообладатель иллюстрацииGETTY IMAGES

В результате было сделано несколько десятков открытий - от количества и точного расположения так называемых драйверных мутаций (то есть ведущих к развитию опухоли) до неожиданных генетических совпадений у раковых клеток различных тканей.

В том числе выяснилось, что предрасположенность к некоторым видам рака может сформироваться за несколько десятилетий до постановки диагноза - иногда в детском возрасте.

500 слов

Рак - это не одно заболевание, возникающее в разных органах, а общее название для двух сотен различных болезней, протекающих по одной и той же схеме. Одна из клеток ткани мутирует - и начинает быстро и бесконтрольно делиться, формируя опухоль.

Поломка происходит на генном уровне, но до сегодняшнего дня, пытаясь понять ее возможные причины, ученые в основном анализировали лишь "полезную ДНК" - ту часть генома, в которой закодированы белки и которая составляет лишь около 2% всей наследственной информации.

Оставшаяся часть генетического кода, известная как "мусорная ДНК", не вызывала особого интереса, поскольку заключенная в ней информация не отвечает за производство белков - строительных материалов клетки - и вообще долгое время считалась рудиментарной (то есть накопившейся в процессе эволюции, но утратившей полезные функции).

Термин "мусорная ДНК" был введен около 50 лет назад и позже признан не вполне корректным, когда обнаружилось, что некоторые фрагменты "бесполезного" генома выполняют другие важнейшие функции для поддержания жизни клетки.

Было решено расшифровать генетическую информацию раковых клеток целиком, чтобы отследить и изменения в некодирующих генах.

Пробирка на фоне последовательности ДНКПравообладатель иллюстрацииGETTY IMAGES

В результате ученые обнаружили тысячи генетических мутаций и описали более 80 процессов, ведущих к поломке генетического кода. Одни из них вызваны возрастными изменениями, другие передаются по наследству, третьи могут быть связаны с вредными привычками или диетой.

Одно из главных открытий состоит в том, что один и тот же вид рака могут вызывать абсолютно разные наборы мутаций. В клетках рака легких было обнаружено до 100 тысяч мутировавших генов, а в некоторых образцах детского рака мутации можно было пересчитать по пальцам.

"Самое удивительное открытие - это то, насколько сильно раковый геном одного пациента отличается от генома раковых клеток другого", - заявил член координационного комитета PCAWG Питер Кэмпбелл.

Однако были выявлены и неожиданные совпадения - например, одна и та же драйверная мутация может привести к развитию рака груди у женщин или рака простаты у мужчин. А значит, методы лечения, разработанные для рака груди, могут оказаться эффективными и в лечении рака простаты.

Некоторые сделанные открытия дают возможность значительно более ранней диагностики заболевания - в частности, выяснилось, что некоторые виды рака начинают формироваться на генетическом уровне задолго до развития опухоли, иногда за несколько лет или даже десятилетий.

"Это показывает, что у нас есть намного больше возможностей раннего вмешательства [в ситуацию], чем мы думали раньше", - уверяет Кэмпбелл.

Кроме того, составленный по итогам исследования каталог мутаций поможет избежать постановки неверного диагноза, что иногда случается из-за совпадения симптомов разных видов заболевания.

Однако в 5% образцов раковых клеток вообще не было выявлено драйверных мутаций - а это значит, что точное место критической поломки генетического кода еще предстоит установить.

"Если мы поймем, что происходит с нашими здоровыми органами по мере старения, что заставляет мутации накапливаться, почему некоторые клоны бесконечно размножаются, а некоторые угасают, как на этот баланс влияет образ жизни - тогда мы сможем придумать способы раннего вмешательства, чтобы предотвратить или замедлить развитие неизлечимых видов рака", - заключает профессор Кэмпбелл.

Источник ➝

Полезная выпечка с имбирем

торт

Имбирь – это универсальный продукт питания, который применяется в медицине, косметологии и кулинарии. На этот раз речь пойдет о последнем. Самые разнообразные рецепты вкусных и полезных лакомств с имбирем блуждают по всему миру. Предлагаем вам узнать о некоторых из них.

Овсяное печенье с имбирем

печенье

Ингредиенты: сливочное масло – 100 г, сахар – 130 г, яйцо – 2 шт., овсяные хлопья – 200 г, пшеничная мука – 180 г, лимон – 1/2 шт., тертый имбирь – 1 ч.л., соль – щепотка, сода – 1 ч.л., уксус – 1/2 ч.

л., кунжут – для посыпки.

Приготовление: С помощью миксера взбейте масло с сахаром. Затем введите в полученную смесь по одному яйца. В отдельной посуде смешайте овсяные хлопья, просеянную муку и соль. Затем соедините обе массы и добавьте гашенную соду, имбирь и цедру половины лимона. После выложите массу ложкой на проложенный бумагой противень, оставляя место между печеньками. Сверху посыпьте их кунжутом. Отправьте печенье в разогретую до 180 градусов духовку на 20 минут.

Медовый кекс с имбирем

кекс

Ингредиенты: пшеничная мука – 300 г, кефир – 200 мл, сахар – 200 г, вода – 1 ст.л., сливочное масло – 150 г, корень имбиря – 100 г, яйцо – 2 шт., лимон – 2 шт., жидкий мед – 3 ст.л., разрыхлитель – 1 пакетик, соль – щепотка, сахарная пудра – для украшения.

Приготовление: Просейте муку с солью и разрыхлителем. Снимите с лимонов цедру с помощью мелкой терки и выжмите сок. Корень имбиря очистите от кожуры и натрите на мелкой терке. Из 100 г сахара и воды сварите сироп. Сахар должен полностью растаять и потемнеть. Затем добавьте туда мед, цедру, имбирь и лимонный сок. Хорошо перемешайте и прогрейте все пару минут. Пусть сироп немного остынет. Отдельно взбейте оставшийся сахар с размягченным сливочным маслом. По одному добавьте яйца. После влейте кефир. Постепенно добавьте мучную смесь и в самом конце влейте сироп. Все хорошо перемешайте, чтобы не было комков. Форму для кекса смажьте сливочным маслом, выложите туда тесто и выпекайте в предварительно разогретой до 180 градусов духовке в течение 40 минут. Готовность блюда проверьте зубочисткой. Если она останется сухой, когда вы проткнете кекс посредине, то кекс готов. Дайте десерту немного остыть и аккуратно выньте из формы. Остывший кекс посыпьте сахарной пудрой.

Имбирно-грушевый торт

торт

Ингредиенты: груша – 3 шт., тростниковый сахар – 250 г, сливочное масло – 225 г, пшеничная мука – 450 г, молотый имбирь – 1 ч.л., молотая корица – 1 ч.л., сода – 1 ч.л., мускатный орех – 1 ч.л., жидкий мед – 370 г, яйцо – 3 шт., йогурт – 250 г, сливки 33% – 80 г.

Приготовление: Груши порежьте ломиками, предварительно очистив их от косточек и хвостиков. На сковороде растопите 100 г сливочного масла и добавьте 125 г коричневого сахара. Когда сахар растворится, положите туда кусочки груши. Аккуратно помешивая, готовьте груши, пока они не карамелизируются. Затем уберите фрукты с огня и выложите их шумовкой на тарелку. В миске смешайте муку, соду, имбирь, корицу и мускатный орех. В другой посуде соедините оставшийся сахар и сливочное масло. Взбивайте масло с сахаром на средней скорости, пока масса не посветлеет. После добавьте мед и яйца. Теперь добавляйте в массу сухие ингредиенты, чередуя их с йогуртом. Далее застелите дно формы для выпечки пергаментом, а бока смажьте маслом. Выложите на дно кусочки груши, а сверху вылейте тесто. Выпекайте торт при 160 градусах около 60 минут. По истечении этого времени выньте десерт, дайте ему остыть в форме минут 15, а затем аккуратно переверните его на тарелку. Оставшийся в сковороде сироп доведите до кипения и варите минут 5. Затем влейте сливки и, помешивая, готовьте еще пару минут. Полейте торт сверху получившейся карамелью.

Приятного чаепития!