На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир Акулов
    Есть  такое  правило  для  всех  живых  : не  работающий  орган  слабеет  и  отмирает...Надо  давать  умеренную  пост...Разрушитель суста...
  • Людмила Лиханова (Беговщиц)
    Согласна.Визуальный тест п...
  • Lora Некрасова
    Не знаю, как сейчас, но раньше в аптекарских магазинах продавались магнитофорные аппликаторы. Это такие эластичные на...Разрушитель суста...

Жизнь после изнасилования

304

Ужасно видеть, насколько идентичным было судебное разбирательство по делу об изнасиловании, проведенное 400 лет назад, с судебным разбирательством по делу об изнасиловании в 2000 году - потому что оно никогда не менялось. Давайте вспомним Артемизию Джентилески - героиню итальянского барокко. Ее популярность растет, пишут о ней очень много. В следующем году начнут снимать сериал о великой художнице. Скучным он, думаю, не будет – жизнь Джентилески насыщена и драмой, и горем. И признанием. 

Артемизия Джентилески (4).jpg

Мария Магдалина (1615–1616)

Однажды отец нанял своего друга, которому доверял, обучать живописи таланливую дочь.
С тех пор жизнь Артемизии изменилась навсегда.
У нее была дуэнья, которая считалась еще и подругой.
И вот однажды ночью 1611 года, воспользовавшись отъездом хозяина, эта «подруга» впустила мерзавца в спальню своей подопечной.
Вскоре оттуда послышались крики о помощи, но дуэнья осталась к ним безучастна.
Деньги, наверно, звенели в кармане.

Несмотря на негласные правила общества, Артемизия не смолчала и стала требовать суда над негодяем.
После огласки этого события ее «бартерная ценность» сильно упала.
Трудно представить себе, что пережила 17-ти летняя целомудренная девчонка, заявив во весь голос о насилии над ней.
Даже подать в суд она не имела права, потому что была женщиной.

От ее имени это сделал отец, сославшись на повреждение имущества!!!

Артемизия Джентилески (5).jpg

Юдифь, обезглавливающая Олоферна

Насильника звали Агостино Тасси. Это был повеса с мутными делами – говорили, что он причастен к смерти первой жены.
Состоялся суд по требованию Джентилески.
Тасси оскорблял девушку, говорил, что она шлюха, а значит, не может быть изнасилованной – так тогда считалось.
Он представлял письма, которые она якобы писала своим любовникам.
Но Артемизия была тогда неграмотной!

Суд длился 7 месяцев, за это время акушерки осмотрели Артемизию в присутствии судей, и к ней применили пытки, чтобы убедиться, что она не лжет. Едва не теряя сознание от боли, она продолжала выкрикивать одно и то же: «Это правда! Правда, правда!». Увечили ее руки.

Это у нас сегодня считается, что если тебя пытали, то показания не могут быть использованы, а в то чудесное далекое время всем было наоборот.

Агостино Тасси все-таки был обвинен - пять лет принудительных работ или изгнание из Рима. Он выбрал второе, но не уехал в итоге.
Влиятельные покровители-заказчики помогли, и вскоре торговки и лавочники судачили на улицах, что он победил, а Артемизия проиграла.

Артемизия Джентилески (2).jpg

Allegory of Inclination, 1615
– 1616, ceiling canvas Casa Buonarroti, Galleria, Florence.

Отец был раздавлен - боялся, что теперь его перестанут пускать во влиятельные дома и он потеряет заказы. Он тоже во всем обвинил дочь.
Для художницы процесс не закончился до самой ее смерти.
Пережитые унижения стали вдохновением для творчества.

Картины Джентилески обличали мужское насилие и воспевала силу духа женщин.
"Юдифь, обезглавливающая Олоферна", первая картина, которую она написала после процесса, просто насыщена мрачной решимостью и местью.

И дальше судьба ей не улыбалась, но Артемизия была удивительного боевого духа женщиной.
Дух, который побуждает очень одаренного человека без компромиссов гордо стоять со своими сверстниками.
О ее дальнейшей жизни позже, в другом посте.

Артемизия Джентилески (3).jpg

Свою первую большую картину «Сусанна и старцы» Артемизия написала тогда же - в 17лет.
Согласно легенде, за купающейся в саду Сусанной подглядывала пара почтенных судей, которые затем пытались шантажом принудить ее к связи, угрожая ложным обвинением в прелюбодеянии.
Но и под страхом смертного приговора девушка не согласилась. Спас ее от расправы пророк Даниил.

В эпоху Ренессанса и барокко вина перекладывается на Сусанну — ее изображают не просто обнаженной, но с вызовом глядящей на зрителя или — тщеславно — в зеркало, старцы же зачастую отходят на второй план — они просто прячутся и подглядывают.

Артемизия возвращается к средневековой трактовке сюжета.

Ее картина была написана во время судебного процесса, на котором художница смело, со всеми подробностями описала действия насильника и свои.

Артемизия Джентилески (1).jpg
Даная

Артемизия Джентилески (6).jpg

Автопортрет в виде аллегории живописи, Артемизия Джентилески, 1630 год

Сегодня работы художницы хранятся в коллекциях Метрополитен-музея в Нью-Йорке, Музея Прадо в Мадриде и Музея Каподимонте в Неаполе и других.

Артемизия Джентилески (1).jpg

Как и было написано в первой части – отец обвинил во всем свою дочь – из боязни потерять влиятельных заказчиков. Он предал ее.

Но выдал замуж за живописца Пьерантонио Стиаттеси, выступавшего, кстати, в защиту девушки на суде. Все, кому она верила, ее предали – ее гувернантка, которая считалась подругой, ее отец….. В день свадьбы Артемизия отказалась и от фамилии мужа, и от отцовской, взяв дядину — Ломи.

Артемизия Джентилески (7).JPG

Любви не было. Муж попрекал скандалом и рассказывал, какой он благородный.

При это прогуливал ее заработки – она очень хорошо зарабатывала.

Ее полотна покупали испанский король Филипп IV и вице-король Каталонии Фернандо Афан де Рибера.

В браке родилось 2 сына и дочь.

Однажды она встретила любовь.
Но, с ее несчастливой судьбой, но не срослось - оказалось, что любимый Франческо Мария Маринго женат.
А ведь они любили друг друга.
Остались несколько страстных писем, полных грамматических ошибок и нежных признаний.

Артемизия Джентилески (2).jpg

Артемизия Джентилески. «Лукреция».

Сыновья умерли, и она мирно рассталась со своим мужем.
В те времена это был уникальный случай.
И вернулась в Рим – в общем-то, победительницей.
Артемизия смогла добиться того, что её признали историческим живописцем.
Она стала единственной женщиной — членом Флорентийской академии живописи.
Став членом академии, она обрела полную юридическую независимость и получила право распоряжаться всеми своими делами наравне с мужчинами.

Артемизия Джентилески (6).jpg

Но даже в этом случае не все было гладко в ее творческой карьере: Джентилески в 1649 г писала, каково это – быть художницей:
«Я торжественно поклялась никогда больше не посылать никому своих рисунков, потому что меня обманывали. Например, только сегодня я узнала, что мой рисунок чистилища для епископа сан-гатского тот, чтобы потратить меньше денег, передал другому художнику, чтобы он нарисовал картину на базе моего рисунка. Если бы я была мужчиной, не могу себе представить, чтобы такое могло произойти».

Артемизия Джентилески (5).jpg

От любимого родилась внебрачная дочь, ее положено было отдать в приют – так все делали, это было бы по правилам.
Но и в этом случае она наплевала на общество, отстояла свое право на материнство, а для дочери – право на мать.
И уехала в огромный по тем временам Неаполь.
Но и там ей приходилось выдерживать тяжелейшую конкуренцию с мужчинами-художниками.
Ну, что же, это, как раз, нормально.

Артемизия Джентилески (3).jpg

Еще один любопытный факт: она попросила у властей разрешение на оружие. «Я должна иметь возможность защитить себя и своих дочерей».

Артемизия Джентилески прожила всего 60 лет — с 1593-го по 1653 год.
Умерла она предположительно от чумы.

До нас дошли 82 её картины.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх