На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Garry
    ВЕШАЙСЯ, АВТОР!!!Частицы пластика ...
  • Наталья Середа
    Владимир, поделитесь.Пропал гриб, уезжала.Буду признательна🙏❤️Наши бабушки были...
  • Андрей Тимохин
    Ии и биохимические процессы? совсем рядом, улыбнутся жалким потугам  🤪Как искусственный...

Смерть замечательных людей. Петр I. Часть 2



Мы продолжаем рассказ о болезни и смерти Петра I. В первой части нашего повествования мы рассказали об увлечении Петра I медициной и о диагнозах, бывших с ним с детства. Теперь же расскажем, что послужило причиной смерти первого русского императора.

При описании последних лет Петра больше всего уделяется внимание урологическим симптомам, поскольку именно они и стали причиной смерти царя. Давайте попытаемся проанализировать состояние и диагнозы императора в конце жизни.

Лейб-медик и профессор медицинского факультета Московского университета Вильгельм Рихтер в своей «Истории медицины в России»1, вышедшей в 1814 году, пишет:

«Многие иностранные врачи почитают ложно каменную болезнь причиной кончины его, последовавшей 28 января 1725 г. Рассечение, учиненное по смерти его, разрешило все сомнения, поелику никак не могли найти камней. Другие авторы столь же несправедливо приписали болезнь его последствию сифилитической фазы. Большая часть иностранцев полагают главной причиной чирей около мочевого пузыря. Самое же нелепое, однако, есть мнение тех, кои полагают причиной последней болезни Петра Великого яд, данный ему еще во время юности. Обстоятельное и справедливое описание болезни и кончины императора Петра Великого принадлежит академику Штелину, позаимствовавшему их из уст гоф-хирурга Паульсона, который под присмотром Блюментроста пользовал императора».

Итак, уже в начале XIX века некоторые диагнозы отвергались: отравление, сифилис, мочекаменная болезнь. Впрочем, эти нозологии всплывали вновь и вновь. Так, например в 1970 году комиссия Центрального кожно-венерологического института в Москве в составе профессоров А. Студницына, Н. Смелова, доктора медицинских наук Т. Васильева и кандидата медицинских наук О. Никонова снова обсуждала вопрос о сифилисе2 и пришла к тому же выводу, что и один из первых российских историков медицины Рихтер.

Anamnesis morbi

Какие же симптомы испытывал царь и как он умер?

Вероятнее всего, так называемые симптомы нижних мочевых путей (СНМП) Петр испытывал еще с конца XVII века. К ним относятся слабый поток мочи, прерывистое мочеиспускание, жжение при мочеиспускании, частое мочеиспускание и так далее. Этот вывод мы можем сделать, что Петр c середины своей жизни часто прибегал к лечению минеральными водами.


Гонококк Neisseria gonorrhoeae в мазке гноя

Большинство историков сходятся во мнении, что исходной точкой начала всего комплекса заболеваний Петра I, приведшего его на смертное ложе, стало заболевание, передающееся половым путем. О невоздержанной половой жизни Петра I написано много, и мы не будем останавливаться на этом подробно. Если же попытаться остановиться на одном из возможных заболеваний, то тогда следует выбрать гонорею, в народе – перелой. Вызываемая грамотрицательным диплококком Neisseria gonorrhoeae (гонококк), заболевание поражает слизистые оболочки сначала половых органов, а затем может распространиться на всю мочеполовую сферу.



Екатерина Алексеевна (Марта Скавронская)

Из писем («цидулок») к Екатерине Алексеевне мы знаем, что лет за пять до смерти Петр уже употреблял большое количество снадобий и возил с собой аптечку, не доверяя лечение медикам. Летом 1722 года наступила острая задержка мочеиспускания. Мы достоверно знаем, что Петр I страдал стриктурой уретры. Это сужение мочевого канала, мешающее мочеиспусканию.

Более того, первый российский император, помня о своей «прокачанности» в области медицины, мужественно лечил ее себе сам, полагая, что он лучше владеет хирургической техникой, да и недоверие лекарям у Петра к тому времени выросло почти до паранойи: сохранились серебряные катетеры, которые сам Петр вводил себе в уретру во время очередного приступа. Естественно, это было болезненно.



Бужирование уретри в XVII в европейскими медиками

Историк XIX века Михаил Иванович Семевский пишет: «Лето и осень 1724 г. очень недомогал, и уже не расставался с лекарствами, но помощь от них была небольшой». Дальше болезнь была рецидивирующей – то императору было совсем плохо (ноябрь 1724 года – вот тогда он переохладился, спасая матросов с севшего на мель у Лахты бота. Тогда врачами применялось втирание горячего гусиного сала с тертым чесноком в обе половины грудной клетки, а от «ломоты в затылке накануне непогоды» — прикладывание пиявок. Также был назначен сок облепихи и шиповника), то в январе 1725 года заезжает на свадьбу к своему денщику Василию Поспелову.



А. Коцебу. Петр спасает моряков при Лахте. Этот сюжет был распространенным в живописи XVIII-XIX века

То самое, «смертельное» переохлаждение случилось с ним 6 января, на церемонии освящения Крещенской проруби. Он прошел во главе Преображенского полка по берегу Невы, спустился на лед и простоял всю службу во время освящения иордани.

Последние дни императора Александр Сергеевич Пушкин описывает так:

«16-го января Петр начал чувствовать предсмертные муки. Он кричал от рези.
22-го исповедовался и причастился. Все петербургские врачи собрались у государя. Они молчали; но все видели отчаянное состояние Петра. Он уже не имел силы кричать и только стонал, испуская мочу.
26-го к вечеру ему стало хуже. Его миропомазали.
27-го присутствующие начали с ним прощаться. Он приветствовал всех тихим взором. Потом произнес с усилием: „после“… Все вышли, повинуясь в последний раз его воле. Он уже не сказал ничего. 15 часов мучился он, стонал, беспрерывно дергая правую свою руку, левая была уже в параличе. Петр перестал стонать, дыхание остановилось — в 6 часов утра 28 января Петр умер на руках Екатерины.
2 февраля труп государя вскрыли и бальзамировали. Сняли с него гипсовую маску».



Голова Петра I выполненная по посмертной маске

Процитируем Феофана Прокоповича4: «В начатом 1725 г, генваря в 16 день, смертоносную силу возъимела болезнь. И такая начала быть трудность в испражнении воды, которая часто напиралась, что за прелютейшую резь, терпеливый и великодушный в иных случаях муж от вопля не мог себя удержать».

Дополнительно мы можем сказать, что 23 января Петру сделали операцию на мочевом пузыре (вероятно, пунктирования), во время которой было удалено около 900 миллилитров («два фунта») гнойной мочи. 25 января провели повторную катетеризацию и снова удалили около литра мочи с вкраплениями разрушающейся ткани. 26 января – высокая температура. 27 января – снова припадок, после которого Петр потерял сознание на два с половиной часа, а когда очнулся была утрачена способность говорить и двигать правыми конечностями – так называемый правосторонний гемипарез. До двух часов дня император осознанно реагировал на присутствующих, затем начал угасать. Дальше – развязка и смерть. Точное время смерти: 5 часов 15 минут.

Итак, что же случилось? Вслед за всеми авторами мы отвергнем версию об отравлении – слишком долго и слишком явно болел император. Хроническое отравление можно исключить (не четверть же века его травили), а дальнейшее стало печальным, но естественным исходом заболевания. Вынуждены мы поспорить и с замечательным патологоанатомом Юрием Молиным: мы доверяем сведениям Рихтера с прямым указанием на то, что камни в почках и в мочевом пузыре не были обнаружены при вскрытии. Однако согласимся с тем, что финальную точку в жизни Петра I поставил инсульт – слишком ясна клиническая картина с гемипарезом. Тем более, что 6 января 1725 года лейб-медик Иван Блументрост записал: «Жалоба августейшего пациента на ломоту в затылке накануне перемены к непогоде, дождю со снегом, или же, наоборот, к солнцестою объясняется тем, что атмосфера давит на кровь и оная выше обычной нормы поднимается, заполняя мозг в избытке. Однако ж пиявки, прикладываемые на загривок августейшего пациента, в течение часа боль снимают, и наступает сон, после коего следует полное облегчение при некоторой слабости, проходящей к утру следующего дня». Так что вероятно, к 1725 году к совокупности недугов Петра прибавилась артериальная гипертензия.



Личная подпись лейб-медика во втором поколении Иоганна (Ивана) Блументроста

Поэтому наша версия: непролеченная гонорея вызвала сначала уретрит (и симптомы нижних мочевых путей), затем – вероятно, в 1722 году, развитие уретрита привело к стриктуре уретры, затем – перешло в цистит и далее, вероятно, в воспаление почек (нефрит) или их лоханок (пиелонефрит). Началась уремия – отравление организма продуктами жизнедеятельности организма. Однако добил пациента инсульт, приведший менее, чем через сутки к летальному исходу. Увы, важную роль в том, что болезнь пошла по самому неблагоприятному сценарию, оборвав жизнь Петра Великого в самом расцвете сил, сыграли беспорядочные половые связи государя, злоупотребление алкоголем (которое считается фактором риска развития цистита и артериальной гипертензии), а также невнимание к переохлаждению.

Источник

Картина дня

наверх