На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир Акулов
    Моя  мама  работала  в  войну  в  военных  госпиталях...  Бывала  оперировали  раненых  на  открытом  мозге...Оказыва...Неврологи выяснил...
  • Patria
    Когда на ровном месте в спокойном состоянии начинает тяделеть и болеть голова, а тонометр показывает от + 10 до + ......Я всю жизнь была ...
  • Татьянка Яцук
    Автор, будете смеяться, но я даже повышение давления на 5 единиц ощущаю, как уже болезненное, а если у меня 140-150- ...Неврологи выяснил...

Отличники vs троечники. Зачем (не) стараться?

«Как меня оценивают?»: отличники и не очень рассказывают о том, как воспринимают свои отметки.

Школьники всегда гласно или негласно делятся на отличников, середнячков и троечников. Иногда сами, иногда — с подачи учителей старой закалки. Середнячкам, без троек и надежд на золотую медаль, повезло больше, чем троечникам и отличникам. От одних требуют знать и делать всё безошибочно, а других зачастую вовсе не воспринимают серьёзно.

Для одних оценки — это ежедневная борьба, а для других — просто не слишком приятная данность. От оценок может зависеть отношение учителей, обстановка дома или даже отношения с одноклассниками, но влияют ли они хоть как-то на интерес ребёнка или подростка к учебе? Ради чего одни лезут из кожи вон, и почему другие сознательно перестают стараться?

Честнее всего — не цитировать министров и экспертов, а расспросить самих школьников. Мы так и сделали.

3043090

Светлая сторона: отличники

person_image
Настя Колесниченко, 16 лет
десятый класс Апрелевской школы №1 в Подмосковье

Я занимаюсь журналистикой, играю на гитаре, а раньше играла в баскетбол. За почти десять лет с первого класса я не получила ни одной четвёрки за четверть.

С самого начала у меня просто получалось лучше, чем у моих сверстников — способности это, талант, называйте, как хотите, но так и было. К тому же, у меня военная и очень образованная семья, поэтому ни с дисциплиной, ни с эрудицией у меня проблем не было никогда.

С первого класса учеба не казалась мне сложной, и просто так повелось, что по всем предметам я учусь на «отлично». Явных проблем у меня нет ни с одним предметом, но склад ума у меня гуманитарный — понятно, что гуманитарные дисциплины даются легче, и заниматься ими мне приятнее.

При этом на меня никто никогда не давил — ни родители, ни учителя не требовали от меня идеальных оценок и сейчас не требуют. Папа даже иногда говорит мне, мол, Настя, забей уже, и без того забот хватает! А как тут забить?

Да, просто забить я не могу. Я называю это «синдромом отличницы». Моя болезнь заключается в том, что я не могу что-то делать не идеально, не на пять баллов. С одной стороны, это вроде бы хорошо, потому что по-настоящему важные дела я привыкла доводить до конца. С другой стороны, отличник должен поспевать везде и сразу, всё знать и всё уметь… Но в сутках, увы, только 24 часа.

В этом моя главная проблема. Я пытаюсь всё делать хорошо и из-за этого не могу уделять достаточно времени тому, что мне на самом деле важно и нужно.

Например, вот очень хочется сесть часа на три и по косточкам, по образам, до самых-самых крохотных деталей разобрать «Преступление и наказание», но я не могу себе этого позволить — уроки сами себя не выучат.

Хотя, можно сказать, что я уже от своей болезни лечусь. Вот недавно я совсем не учила химию и получила за контрольную тройку. Это моя вторая тройка в жизни! Я помню то чувство, когда сидишь, смотришь на задания и не знаешь, как это делать… Неприятно, но в то же время очень хорошо, потому что понимаешь, что потратил это время на что-то более важное.

В «отличничестве» есть и свои плюсы. В частности, отношение учителей — поблажки, снисходительное отношение к моим отъездам. Бывает такое, что мне ставят пятерки скорее не за то, насколько я хорошо проработала тему, а за то, что я «молодец». Я просто зарекомендовала себя. Но в кругу сверстников хорошие оценки не дают ровным счетом никаких преимуществ.

В общем-то, если бы в школе вовсе не ставили оценок, я бы точно меньше времени уделяла учебе. Вернее, меньше занималась бы непрофильными предметами в пользу профильных. Без оценок у меня явно упала бы мотивация заниматься тем, что мне не очень нравится. Это немного больше, чем просто цифры… Оценка для меня — это обозначение того, насколько сильно я стараюсь.

Зачем я это делаю? Не знаю. Просто уже не могу не делать.

person_image
Вета, 16 лет
десятый класс, школа в Тверской области

У нас небольшой городок, все друг друга знают, и я не хочу, чтобы это прочитали мои знакомые, поэтому на всякий случай не назову своей фамилии.

Я отличница с первого класса, но это не требование моих родителей — я сама понимаю, что это мне нужно для поступления. Потому что и в МГИМО, и в МГУ все сплошь отличники. Правда, даже если у меня выйдет в четверти четвёрка, я не стану из кожи вон лезть и бегать исправлять, потому что медаль мне это все равно не сорвёт. Учитываются только отметки за год.

Раньше, в начальных классах, учёба давалась намного легче, и я даже не особенно задумывалась об оценках. Просто всегда были пятёрки. В среднем звене объём материала сильно увеличился, и стали появляться сложности. Сначала было тяжело расставить приоритеты — комплекс отличницы же, привычка делать всё на 100%. Прямо помню, как я возвращалась домой и делала даже ИЗО. Дорисовывала то, что не успела на уроке… Теперь ситуация изменилась, и я научилась правильно распределять силы и время. Хотя не сказать, что я учусь постоянно, 24 часа в сутки. Какой-нибудь неважный предмет я прочитаю за десять минут до урока, но зато профильный проработаю от а до я.

За учителями я не бегаю и считаю, что выпрашивать оценки — это очень низко, хотя так многие отличники делают. Правда, на экзаменах всё равно всё встанет на свои места — у нас так в прошлом году медалистка и гордость школы ЕГЭ по английскому на тройку написала.

Я в классе долгое время была изгоем. Например, постоянно ходили слухи, будто я «стучу» учителям на них, кого-то кому-то сдаю. Естественно, такого никогда не было, даже близко. Нет, я не вела себя заносчиво, и вроде как у меня не было проблем с адаптацией к коллективу.

Но даже некоторые педагоги иногда рассказывают, что к троечникам нужно относиться с пониманием, потому что в будущем они будут нами, отличниками, управлять. Сижу на уроках, слушаю все это и думаю про себя — ну-ну, здорово.

Вообще, до десятого класса оценки были как бы показателем репутации. То есть, если ты отличник, то для учителей ты уже по определению молодец, тебе делают поблажки и иногда завышают баллы. Но больше это не работает — нас начали запугивать перед ЕГЭ. Теперь оценки — это результат умения или неумения маневрировать во всей этой школьной суете, результат верной или неверной расстановки приоритетов.

person_image
Алёна Русакова, 14 лет
седьмой класс Вятской православной гимназии

Я в православной гимназии, но православной меня назвать нельзя. Просто был момент, когда моя семья жила недалеко от гимназии. И когда встал выбор, отдать меня в обычную школу или в специализированную, родители отдали меня сюда.

Что значит «православная гимназия»? У нас углубленно изучают русский язык и древние языки. Например, церковнославянский, греческий, латынь. Ещё есть несколько часов основ православной культуры, но за это не ставят оценки — так, для общего развития. В одном здании со школой есть ещё храм, и туда нас несколько раз в месяц водят молиться. Неверующие просто стоят в сторонке.

Я отличница. Некоторые предметы мне даются очень легко, за другие приходится «биться», что-то постоянно исправлять. Например, по математике я часто бываю на грани. Не сказать, что очень парюсь из-за оценок — да, бывает, приунываю, когда выходит не то, что я хочу, но я не убиваюсь из-за этого.

Честно, не считаю, что мне это очень нужно. В основном этого просят мои родители, а зачем мне нужны с ними конфликты? Иногда, если мои отметки не устраивают их, они могут ограничить меня в чем-то, запретить мне делать то, что я люблю. Вот в начале года папа забрал у меня компьютер, телефон, сказал, что я больше не пойду на кружки… Но он разумный человек, и скоро понял, что зацикливаться только на учебе — не вариант. Школа — это, увы, не то место, где ты можешь развиваться как личность. Здесь приходится постоянно признавать правоту учителя и кого-то слушаться, негде себя проявить.

А учителя любят послушных учеников. В некоторых случаях по оценкам можно определить, кто больше бунтует, а кто меньше. Классе в пятом, когда у меня случались серьёзные «скачки» вверх и вниз, моя классная постоянно разговаривала со мной, мол, подумай над обучением, это тебе пригодится в жизни… Но кто она мне такая?

Так и получается, что я получаю хорошие оценки не для себя. Просто чтобы на меня не кричали и давали мне возможность заниматься своим делом.

image_image

Тёмная сторона: не совсем отличники

person_image
Марк Демаков, 15 лет
девятый класс физико-математического лицея

Оценки не всегда радуют — у меня обычно выходят тройки по русскому языку и физике. Но иметь тройку по физике в нашей школе — это, мне кажется, не так и плохо. И один раз, когда-то уже очень давно, выходила тройка по биологии, но там просто разовый случай.

Вообще для меня в приоритете спорт. Уже несколько лет я занимаюсь конькобежным спортом, и довольно серьёзно — у меня первый взрослый разряд, и в сезон я часто уезжаю на соревнования. Тренировки и сами по себе отнимают много времени и сил, поэтому в определенный момент встает выбор. Пока он в пользу спорта, и на учёбу это влияет.

Дело в том, что это мое любимое дело, а своему делу я привык отдаваться на 100%. Учёба не приносит мне такого же удовлетворения, но я не совсем забиваю на неё. Просто есть некоторые предметы, которые мне совершенно неинтересны. Ясно, что по ним у меня каких-то заоблачных баллов не будет.

Точно иду в десятый класс, к экзаменам готовлюсь пока не слишком интенсивно, но планирую вплотную заняться этим чуть позднее, уже ближе к ОГЭ. Судя по пробникам, это не особо сложно. Ну, и перед ЕГЭ, конечно, тоже буду готовиться, но только по окончании конькобежного сезона.

Пока точно не знаю, в какой вуз и на какую специальность буду поступать, но, думаю, что-то связанное с математикой, с точными науками — не зря же я столько лет учусь в физмате! И вот для этого всё-таки нужен хороший аттестат. Фактически я учусь не для себя, а для подстраховки, для достойного будущего, но не потому, что мне интересно. Ну, и ещё чтобы порадовать родителей — они оба учителя.

Наверное, если бы я не занимался спортом, у меня бы было гораздо больше свободного времени. Но это не значит, что я его полностью уделял бы только учёбе. Больше бы занимался любимыми предметами, но нелюбимыми — вряд ли.

Сложно сходу сказать, что такое для меня оценки. Думаю, это показатель того, насколько хорошо я готовился, сколько времени уделил предмету. Но для меня это совсем не главное.

person_image
Лиза, 16 лет
девятый класс, физико-математический поток

Не хочу светить своим именем и фотографией под такими словами. Не самое выдающееся моё достижение.

Я учусь на физико-математическом потоке, хотя мне это совершенно неинтересно. Мама всю жизнь мечтала стать астрофизиком, но из-за зрения не смогла поступить. Поэтому, когда встал выбор, в какой класс мне идти, она сразу приняла решение.

Но я оказалась чистейшим гуманитарием. Хорошо идут языки, литература, право — мне этим нравится заниматься. Поначалу, в младших классах, это не было так заметно, но скоро стало просто очевидно. Меня никогда не интересовали точные науки, даже раздражали. А часов математики с каждым годом становилось только больше и больше. В шестом классе добавилась физика, и я до сих пор не знаю ни одной формулы.

Стоит ли говорить, по каким предметам у меня тройки? Разве что иногда ещё добавляется тройка по химии — в восьмом классе я уже достаточно чётко расставила приоритеты, поэтому химией тоже никогда особо не занималась.

Оценки для меня не имеют значения, если только немного — как-то всё равно кажется, будто это серьёзно повлияет на мое будущее. Раньше, класса до седьмого, мне это было ещё важнее — избежать конфликтов с мамой, выпендриться перед учителями, даже когда-то была близко к отличнице! Только две четверки имела. Угадайте, по каким предметам.

К середине седьмого класса начался переходный возраст. Я забросила учёбу и чётко обозначила, что хочу учить, а чего мне не надо и даром. Но дело в том, что если забросил один раз, то снова вернуться в колею очень сложно. Это же нужно снова каждый вечер делать домашние задания (не только письменные, а даже устные!), снова пытаться ухватиться за каждый предмет… Нет, я не готова. Не вижу в этом смысла.

Зато я вижу смысл в любимом деле. Это языки. На сегодняшний день я изучаю испанский и английский, планирую начать итальянский или турецкий, подрабатываю переводчиком-фрилансером и планирую поступать на художественный перевод — люблю читать. Мне кажется, даже если я сейчас сама захочу изучать точные науки, я не смогу. Потому что мне это набило такую оскомину, остались такие ужасные воспоминания об этом.

Честно, я злюсь на ситуацию. Злюсь, что у меня было так мало языковой базы и так много математики-физики-черчения-информатики и так далее. Я чувствую, будто что-то упустила. Почему не перехожу? Сначала было слишком рано, потом — слишком поздно. Точно уйду с десятого класса в другую школу на гуманитарный поток.

Оценки для меня — это только показатель моих приоритетов. Если по английскому вдруг выйдет четвёрка, я забеспокоюсь, если выйдет пятерка по математике — забеспокоюсь вдвойне.
image_image
Выводы

Школа делает что-то не так. Это должно было стать противостоянием двух сторон, но в результате все оказались в одной лодке. И отличники, и не очень отличники задумываются о будущем и трезво оценивают текущее положение дел. И если хорошие оценки — это обязательное условие хороших отношений с родителями, уважения к себе и надежды на какой-то успех в жизни, то школа определённо что-то упустила. Потому что туда не ходят за навыками и развитием. Ходят за оценками.

А что? Можно обменять их на какие угодно блага, которые могут быть в жизни школьника. Однако из-за этого учёба из увлекательного и приятного процесса превращается в работу. Или даже в рабство — потому что выбора, ходить в школу или не ходить, у ученика нет. Расставить приоритеты? Непросто, если привык всё делать по максимуму.

Что же троечники? Верно, им приходится немного легче. Они могут выбрать, чем точно не хотят заниматься. И всё же установка «хорошие оценки = успех» заставляет их крутиться, вот только… Неужели оценки этого стоят?

Источник

Картина дня

наверх