На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир
    Не знаю как насчёт восстановления, но по себе знаю, когда бросил, что голова соображает яснее и запоминается больше, ...Напиться и забыть...
  • Владимир
    Ну, эксперименты можно было и не проводить. Все и так знают, что пьяные не помнят, что было накануне. И преступления ...Напиться и забыть...
  • Гусаров Игорь
    А если бросишь совсем пить. Память восстановится?Напиться и забыть...

«Вася – Русский сувенир»: юродивый гений или самородок-сумасшедший?

Василий Яковлевич Ситников в мастерской.

Василий Яковлевич Ситников в мастерской.

Василия Яковлевича Ситникова вся дипломатическая и богемная Москва 60-х и 70-х, а также фарцовщики, осведомители КГБ, завсегдатаи Сандуновских бань и торговцы иконами, называли «Вася – Русский сувенир». Картины этого официально душевнобольного человека без паспорта, который не оставил после себя ни одной монографии и не дождался ни одной персональной выставки, сегодня хранятся в собрании Музея современного искусства в Нью-Йорке и в частных коллекциях.

На картинах Ситникова почти всегда снег.

На картинах Ситникова почти всегда снег.

Выставка под открытым небом, состоявшаяся 15 сентября 1974 года в Битцевском парке вошла в историю, как «бульдозерная». Тогда представители советского андеграунда выставили на всеобщее обозрение свои работы. Вместо социалистических строек - замоскворецкие дворы, пиво и россыпи раков, вместо портретов передовиков производства – портреты своих возлюбленных. Они не хотели рисовать по правилам соцреализма. Из работы провисели в парке около получаса, после чего художников и посетителей разогнали бульдозеры. Но других шансов выйти к зрителю у этих людей просто не было. 

Автопортрет.

Автопортрет.

Среди художников-нонконформистов, которые выставили свои полотна, был и Василий Ситников – один из самых своеобразных и талантливых художников авангарда. Жизнь этого человека полна страшных событий. Это настоящая череда испытаний, которые принимал он без ропота и со смирением. Во время войны он был арестован за то, что подбирал немецкие листовки в надежде использовать хорошую бумагу для рисования. Тюрьма, психиатрическая больница. Результат - галерея карандашных портретов своих сокамерников.

Храм небесный.

Храм небесный.

Попав в Москву, Ситников стал любимцем дипломатов и иностранцев, с удовольствием скупавших его картины. Его называли «Вася – Русский сувенир». Заработанные деньги он тратил на старинные иконы. Самую ценную из них – редчайшую работу домонгольского периода – он подарил московскому музею Рублева.

Москва и москвичи.

Москва и москвичи.

Затем эмиграция. Он уехал сначала в Европу, а потом в Америку с одной авоськой, в которой лежало мочало и мыло, не зная языка. Уехал, «чтобы научиться писать, как любимые великие художники». «Искусство – это качество исполнения и ничего больше», - говорил он. 

Детали на картинах Ситникова можно рассматривать бесконечно.

Детали на картинах Ситникова можно рассматривать бесконечно.

Сегодня картины Василия Ситникова хранятся в престижных частных коллекциях в Америке, Австрии, Англии и в собрании Музея современного искусства в Нью-Йорке. Работал он в фантастическом жанре, соединявшим лубочные московские пейзажи с саркастическими образами демонов.  

Обратите внимание на чёрного кота.

Обратите внимание на чёрного кота.

Каждая из его работ поражает некой истерической интенсивностью. Есть в его наследии и потрясающие по тонкости исполнения почти абстрактные картины, а он признан выдающимся мастером живописи. 

Купола и снег.

Купола и снег.

Скончался в Нью-Йорке. Стараниями сестры Тамары и брата Николая прах Василия Яковлевича Ситникова перевезен из США в Россию и захоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище. 

И тишина...

И тишина...

Источник

Картина дня

наверх