На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ингерман Ланская
    пить меньше надо, надо меньше питьСпишь и падаешь –...
  • НС
    Удаляйте ребёнку гланды и аденоиды хирургически - только потом не плачьте!  Мало того, что операция болезненная и кро...5 глупых вопросов...
  • Владимир Акулов
    Сейчас  молодого  человека  воспитывают  тупые  *стрелялки* ,  порнуха  в  инете  и  уличные  друзья  ,  ориентирован...Цель воспитания и...

Про сказки

Почему детям так нравятся сказки? Почему они готовы, замерев и не дыша, слушать их чуть ли не часами? Потому что сказки – это мир фантазии и волшебства. Это тот мир, в котором живут малыши дошкольного возраста. И они воспринимают сказки совсем не так, как мы, взрослые. Они вообще по-другому видят жизнь.

Считается, что сказки несут в себе закодированную символическим языком народную мудрость, которая не всегда очевидна для взрослого, но абсолютно понятна ребенку. «Сказка — это ответ все испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души» (философ И.Ильин). Это идущие из глубины веков метафоры и образы, которые емко и лаконично рассказывают о том, как устроен мир и мы сами.

Магия сказки еще и в том, что все ее действие разворачивается ВНУТРИ человека, в его внутреннем пространстве. Все герои сказки живут в нас самих. Это наши добродетели и пороки, наши порывы и сомнения. Поэтому, как говорят знающие люди, сказка для ребенка - это путешествие внутрь себя, в глубину своей непознанной души. Это возможность пройти путь сказочных персонажей, испытать их эмоции, преодолеть препятствия, обрести силу и уверенность в себе.

Когда мы вырастаем, герои сказок никуда не исчезают – продолжают жить внутри нас. Даже если мы этого не чувствуем. И значат они для нас гораздо больше, чем мы можем себе это представить. И в самих сказках есть много такого, о чем мы даже не догадываемся…

Я всегда считала, что, скажем, «Колобок» или «Петушок - Золотой гребешок» – это сказки о наивной самоуверенности одних и коварной хитрости других… На самом же деле это лишь очевидный, поверхностный пласт смысла.



Если копнуть глубже, знакомый с детства сюжет о Колобке – это астрономические наблюдения наших предков за движением луны по небосклону – от полнолуния до новолуния. В первоначальном варианте сказки каждое животное, встретившееся Колобку на пути, откусывало у него по кусочку. Так круглая луна все уменьшалась в размерах, пока от нее не осталась «горбушечка», которую – ам! – и проглотила лиса.

(Существуют также другие трактовки сказки «Колобок». Так, например, одна из них считает Колобка символом солнца, которое в конце дня тонет в закате – пасти рыжей Лисы. Другая утверждает, что сказка показывает, насколько гибельным бывает отрыв от своих корней, от своего дома).

Астрологическими также считаются сказки «Петушок – Золотой гребешок» и «Заюшкина избушка». Первая – о смене дня и ночи. Петушок — это солнышко. Лиса – ночь, которая это солнышко крадет: хватает из окошка и несет «за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы». Собственно, здесь описывается тот путь, который проделывает солнце. Кот-утро солнышко возвращает.

«Заюшкина избушка» - сказка о временах года. Здесь уже лиса – это зима, а заюшка – лето. Зайчик, выгнанный из собственного дома, обращается за помощью к разным животным, которые в жизни без труда могли бы одолеть лису. Но побеждает петушок – солнышко, которого так боится лиса – зима.

«Курочка Ряба» - это вообще о чем? «Жили - были дед и баба. И была у них Курочка Ряба. Как-то раз снесла Курочка яичко. Да не простое, а золотое. Дед бил-бил, не разбил. Баба била-била, не разбила. А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а Курочка кудахчет:
- Не плачь, дед! Не плачь, баба! Я снесу вам новое яичко, не золотое, а простое…»



Спрашивается: о чем сказка?
- Я думаю, смысл в том, что не в богатстве счастье, - сказала моя мама. – Счастье в простых ежедневных радостях.

Как потом выяснилось, версий у этой сказки – видимо-невидимо.
Как вам, например, вот такая? Дескать, сказкой про Курочку Рябу можно проиллюстрировать мысль о том, что бывает с теми, кто не ценит своего шанса и использует стереотипные действия по отношению к нестандартным явлениям. Дед и Баба не отнеслись бережно к золотому яичку, пытались его разбить – по той же схеме, по которой обращались с простыми яйцами. В результате, ни Золотого Яйца, ни содержимого обычного яйца они не получили .

Кто-то считает, что в «Курочке Рябе» противопоставляется чудо и обыденность. И показывается, насколько эта обыденность ценна, насколько ценно все, что нас окружает. Есть также мнение, что это сказка о Мудрости, заключенной в Золотом Яйце. Мол, не каждому дано познать эту Мудрость, не всякому она «по зубам». Иногда приходится согласиться на простую мудрость, заключенную в простом яйце.

Вот еще одно толкование: в Древней Руси золотое яйцо (символ смерти) получали старые люди, когда им приходило время умирать. Пестрая курица (посредник между небом и землей) обозначала возможность выбора и перемен. А потому те, кому удавалось разбить золотое яйцо, оставались жить. Простое же яйцо – символ новой жизни. Сказка как бы успокаивала взрослых, давала им возможность не горевать из-за неизбежной старости, символизируя победу жизни над смертью, ее продолжение в детях .

Серьезные же исследователи считают сказку о Курочке Рябе вырожденным вариантом мифологического представления о Мировом Яйце, из которого, согласно мифам и легендам многих народов, возник мир и отдельные его части . То есть, получается, Золотое яйцо из сказки – это символ сотворения мира, а простое яичко – его спокойное эволюционное развитие, без каких-либо потрясений и радикальных преобразований. Но это уже, конечно, мои домыслы.

Если вообще придерживаться исторической правды, сначала у «Курочки Рябы» был другой, куда более обширный, многоэпизодный сюжет и соответственно несколько иной смысл. У разных народов детали сказочного сюжета варьируются, но суть одна – ничтожное по своей значимости событие (курочка снесла яичко, а мышка его разбила) приводит к катастрофическим последствиям. Например, в разных версиях после разбивания яйца, «дед плачет, баба плачет, курочка кудахчет, девочка-внучка с горя удавилась, ворота скрипят, со двора щепки летят, сорока ногу изломала, тын расшатался, дьячок перебил все колокола, попадья тесто разметала, поп церковные книги порвал» и т. д. В такой трактовке сказка о Курочке Рябе больше напоминает древний народный анекдот, смысл которого примерно следующий: нечего шум по пустякам поднимать. Также существуют версии сказки, когда первоначально яичко было простое, оно разбилось, и курочка снесла новое – золотое. Дед его продал и купил печь, трубу и избу…)

Со временем количество эпизодов и действующих лиц сократилось. Изменилась и концовка – обещание курочки снести новое (простое) яичко. Получилась совсем другая сказка, коротенькая, туманная, так и не разгаданная.

Версия последняя, психоаналитическая…
Прочитала как-то в Интернете версию одного психоаналитика. Мол, золотое яйцо, снесенное курицей, - это символ ребенка, имеющего особую значимость для родителей. Такую значимость, несомненно, имеет первый ребенок (первенец), на которого возлагаются особые надежды.
Дед и баба бьют яйцо, то есть воспитывают будущую «надежду и опору» согласно своим представлениям. Но их планы рушит маленькое серое существо. Мышка, «виляющая хвостом», это появившаяся в их жизни соперница – сноха. Разбивая яйцо, именно она добивается того, чего не смогли достичь дед и баба. Теперь их утешение – в новом, простом яйце, то есть следующем ребенке, с которым уже не будет связано столько чаяний.

Таким образом, в сказке бессознательно передаются сценарии семейного поведения. А ее основная мысль – в том глубоком разочаровании, которое испытывают родители, видя, что их «золотой ребенок» взрослеет не так, как им хотелось бы. В нагрузку добавляется еще один нюанс: «Курочка Ряба» рассказывается ребенку в период (если по Фрейду) анальной стадии его развития, когда идет активное – и не всегда успешное – приучение к горшку. Рассказывая сказку, родители (опять-таки бессознательно) выражают недовольство этими неуспехами и транслируют малышу всю горечь своего разочарования. Мол, мы на тебя так надеялись, а ты…

Отсюда вывод: ходить на прием нужно только к проверенным психоаналитикам :).

Про "Курочку Рябу" всё. В следующий раз напишу про БАБУ ЯГУ.Улыбается

 

Источник

Картина дня

наверх