На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Борис Сторублевцев
    были детьми иногда падали о какой предмет кололись  ,лист подорожника  или мочились на рану и лист подорожника!!!!Первая помощь при...
  • С 21
    Статья довольно точная. Можно было бы даже еще добавить примеров, ну да ладно, основное уже написано в этой статье.Бытовые механизмы...
  • Ирина Черных
    Отдавать надо с удовольствием, а получать с благодарностью, тогда все будут довольны.Бытовые механизмы...

Беспорядок в доме: ругаться или расслабиться?

Мама кричит и ругается – в доме чисто, мама мила со всеми – в доме грязь. Кто из матерей, особенно многодетных, не сталкивался с такой ситуацией? Живое обсуждение вызвала эта тема и в группе Екатерины Бурмистровой «Клуб многодетных семей», которое мы публикуем здесь с разрешения участников.

Это, наверное, у многих так… А если не так, напишите, как! В общем, взаимодействие меня и моих четверых детей возможно лишь в двух версиях: либо я ничего не требую, и мы живем мирно и благодушно, а наша двухкомнатная квартира за считанные часы превращается в притон, либо я постоянно требую, любое требование встречается в штыки, на меня орут, я ору, все друг на друга злы, зато порядок и уроки сделаны. Без моих требований не делается ничего — я молчу про уборку и мытье посуды, мне б добиться хоть элементарного: пролил — вытри, просыпал — собери. Почему-то по умолчанию общие косяки должна разгребать я. А если вдруг не я — незамутненное изумление и праведный гнев. «Чего это я должна донести свою грязную кофту до контейнера?» То есть, получается, я должна выбирать между благодушной мамой и семейным раем в свинарнике — и мамой-мегерой и круглосуточным ором в чистоте. У кого баланс — как вы этого достигли?

Ольга

Нам помогает список ежедневных домашних обязанностей для каждого ребенка, единый и неизменный. Он обновляется после дней рождения, а висит на видном месте. Неисполнение двух пунктов в неделю влечет за собой лишение карманных денег. Игнорирование влечет лишение радостей жизни вроде интернета, игр и мультиков.

Сверх домашних обязанностей есть еще и другие правила: ребенок, который ходит в колготках или носках по дому без обуви, — галочка. Две галочки — пылесось всю квартиру для младших или мой полы для старших (у нас собака и кошка, поэтому дети, которые ходят без обуви, собирают на носки/колготки грязь и шерсть, а потом кидают это в грязное белье, так что все белье до стирки или после стирки надо чистить валиком). Вроде простые пункты, но насколько проще с ними жить!

Семилетка убирает на своем столе и под столом, поднимает с пола всю обувь и тапки и прячет в шкаф, раскладывает в нем обувь по парам, меняет собаке воду. Девятилетка тоже убирает свой стол и под столом, плюс кормит по утрам собаку, плюс каждый вечер должна убрать все вещи со своей и семилеткиной кровати в ящик с грязным бельем или в шкаф. Раз в неделю обе должны развесить на вешалки то, что валяется на дне шкафа. Раз в четверть на каникулах выдвинуть все ящики кроватей, достать оттуда все, что нападало, разобрать и пропылесосить. Аналогично на каникулах — уборка в ящиках письменных столов.

Двенадцатилетка ежедневно гуляет утром с собакой, разбирает посудомойку и расставляет посуду, тоже свой стол и под столом. С 13 лет вводится новая обязанность: раз в неделю приготовить что-нибудь и накормить каждого члена семьи. То есть не мюсли на себя одну, а хотя бы макароны, гречку, омлет…

Мария

У меня старшая должна утром (иначе завтракать не садится) помыться-причесаться, заправить кровать, насыпать кошке корм, разобрать посудомойку. Вечером: с моей помощью рассортировать и убрать мягкие игрушки, карандаши, остальные игрушки, книжки, одежду. Но это все ежедневный бой, особенно вечером. А сама по себе она любит пол помыть новой красивой шваброй. Не очень, я вам скажу, чисто, но пусть ребенок порадуется. Давать деньги за домашнюю работу считаю неправильным. Старшая периодически начинает жаловаться, что за малышами игрушки убирает, но я обычно говорю: «Я же готовлю на всех? И ты иногда убирай за всеми».

Екатерина

Мы сдвинули эту проблему графиком дежурств. Знаю семьи, где каждый отвечает за свою часть уборки, тут надо подбирать под конкретную ситуацию. В графике дежурств расписано по дням, кто за какой день отвечает (включая папу и маму). И список обязанностей, что надо сделать (на кухне, в ванной, в прихожей, в своей комнате). Сказать, что у нас идеальный порядок, нельзя, но и не «притон». Грязи и беспорядка стало в разы меньше. Так как «свой» день каждый выбирал себе сам, график всей семьей долго обсуждали, утверждали, поэтому вопроса «почему я» нет вообще, в свои дни пытаемся показать пример, легонько обратить внимание, без обвинений. В итоге стали гораздо больше помогать друг другу и, если просишь, помогают и нам.

Татьяна

Один из вариантов действий мамы. Мама приходит вечером с работы, валится с ног в буквальном смысле, дети тоже валятся. Вместо грозного оклика, неожиданно выдаю дочери: «Давай пойдем поваляемся, отдохнем немного. А вы, ребят, пока в лего поиграйте». И пока валяемся, рассказываю про свою работу: как одна девочка сегодня непослушная была, как я с ней и другими справлялась. Иногда приходит понимание со стороны дочери (11 лет), да и мальчишки вдруг удивятся, какая у меня работа сложная. После этого обычно сами ужин готовят и тихо себя ведут. Не всегда, но бывает.

Ася

У нас тоже распределение обязанностей, зон ответственности и «правила этого дома». Причем все в письменном виде и на холодильнике перед глазами. Расписание дежурств между старшими (их двое: 14 и 9 лет) — через день на кухне и в квартире. Например: понедельник, среда, пятница — Игорь моет посуду, а Маша в эти дни дежурная по квартире — пылесосит. Потом наоборот. Уроки у старшего контролирует муж. У Маши — я. И то контролем это не назовешь, контролирую не процесс, а результат (оценки). Ну и если что-то непонятно — объясню… У младших тоже обязанности. У сына (4 года) — помогать накрывать на стол, поливать цветы, открывать домофон, собирать игрушки. У младшей пока — подружиться с горшком и помогать собирать игрушки.

Еще работает распределение ответственности по зонам. У девчат комната — отвечает Маша. У мальчишек — Игорь. В шкафы стараюсь к ним не заглядывать: не сложил — пошел в мятом, твои проблемы. Нет чистой одежды, не успел кинуть в стирку — ходи грязный.

Ну и «правила дома», тоже на бумаге большими буквами:

1. Все кровати убраны.
2. Накосячил — убери за собой.
3. Телефон всегда заряжен и с собой (все на связи).

Если правила нарушаются — наказание. Тут каждому свое: кому денек без планшета хватает, кому дома на выходных без друзей посидеть.

Ну и самое главное, я им всегда говорю: «МАМА — НЕ ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ПЕРСОНАЛ! Вас пять, я одна!»

Строго? Да. Но мне кажется, надо себя в детстве вспомнить. Я вот, например, добровольно никакие дела не делала. Тоже, бывало, и ругала меня мама, и со скандалами заставляла стирать, в магазин ходить и т.д. Я тоже все озвучиваю: кому сегодня (согласно списку) дежурить на кухне, а кто кровати не убрал, а уже час в планшете сидит. Так вот, с «пинками», все и продвигается…

Наталья

У нас по поводу неотмытой тарелки так: не помыл за собой — будешь из грязной есть. Жизнь — штука тяжелая.

Наташа

У нас — обещаю, что неразобранную сумку для ланча я не достаю из рюкзака и не собираю утром следующего дня. Говорю: «Забываки будут есть подтухшее, то, что не доели накануне».

Евгения

А нам помогает приложение Happy Kids Timer. Они зарабатывают там звездочки за дела, а за определенное количество звезд получают что-то желаемое. Криков стало значительно меньше (дочки 10 и 6 лет).

Ульяна

Когда я была маленькой, мама нас заставляла все делать по дому… Подметать, мыть пол, посуду. Стирать носочки и трусики, убирать в доме. Нашей обязанностью было полить огород, покормить кур, козу, собаку. Мы ездили сажать и собирать картошку. Ну и конечно, сбор вишни, малины, смородины. При этом мы успевали делать уроки, гулять и вечерами пришивали манжеты и воротнички к форме. И да, сами ее гладили.

А ведь тогда не было воды в доме, ходили за водой на колонку, выносили мусор, подметали двор. А в летний сезон помогали делать маме заготовки.

Может, часов в сутках было больше? Мне кажется, мы сегодня излишне жалеем и боимся перегрузить наших детей…

Ирина

У нас более-менее спокойно. Дежурства нет. Но примерно по очереди всех прошу что-то сделать. Старшие сыновья всегда сами объединяются, чтобы быстро и весело дело шло. Один со стола убирает, другой посудомойку загружает. Есть помощница. Она, когда приходит, всегда младших детей в уборку включает. Вместе убирают вещи, вместе загружают-разгружают стиралку, вместе готовят. Я сижу тут же и работаю на компьютере. Для них это интересная игра, которая входит постепенно в привычку. Поэтому проблем с этим нет.

Анастасия

Я выбираю свинарник и стальные нервы. Раз в неделю убирает домработница — и я счастлива, на неделе всех стараюсь подключать: свои вещи чтобы не бросали, посуду мыли, в комнате убирали… Но смирилась уже с тем, что беспорядок будет всегда, если дома есть маленькие дети.

Ксения

У меня второй ребенок родился, когда первой девочке было 3 года. В три года Таня стирала пеленки, пела братику колыбельные, следила за ним, гладила пеленки… много помогала. Сама рвалась. Я это приветствовала. Говорила ей: «Ты моя помощница». Понятно, что качество работы не сразу стало хорошим. Но главное же — желание. А опыт приходит со временем. Сейчас, в 12 лет, Таня все умеет по дому. Мне кажется очень важным не упустить момент, когда дети хотят помогать. Убираем в квартире всегда вместе всей семьей. Как говорится, совместный труд. За собой дети все убирают. Младшие ориентируются на старших. Вот и все.

Елена

Мне кажется, главная проблема тут в папе. Он на вашей стороне? Поговорите с ним об этом спокойно, без нервов, без детей. У нас в семье я всем детям объясняю, что прислуги у нас нет, что мы команда и все должны заботиться друг о друге. И я ненавижу себя, когда ору. Стараюсь больше объяснять, дескать, если я буду делать все одна, то не смогу уже играть, читать, говорить по душам. Это, кстати, помогает. Продемонстрируйте, насколько вы устали. Это порочный круг: они ничего не делают и поэтому не ценят ваш труд. У меня теперь старшая ругает всех чаще, чем я, так как она ценит свой труд. А у меня появился союзник. И последнее. Кому чистые вещи нужнее всего? Тому, кто их носит. Я, конечно, могу помочь, но не успеваю. Не положил в грязное — ходи так. Из стиралки не развесил? А кто должен об этом помнить? Мама не робот.

Наталия

Очень сочувствую и понимаю, о чем речь! Один из советов на эту тему — про минимизацию детской одежды и игрушек: все, за чем они не готовы ухаживать, убирается в кладовку.

Евгения

Муж придумал «15 минут уборки перед сном». Я с малышкой на груди играю в командира, отдаю приказы, дети убирают все (буквально руковожу их действиями: сейчас возьми эти штуковины и положи вот в это ведро, собери шахматы, припаркуй мусоровоз, собери сумку на танцы, положи школьные вещи в рюкзак), а муж в это время посудомойку грузит. Он приходит к окончанию действа, может подмести пустой пол. Спасает то, что старший включается в игру, средний за ним повторяет. Говорят: «Да, капитан мама, слушаюсь, капитан мама. Будет исполнено, капитан мама».

Как только пищит таймер — игра заканчивается. Ну, я могу попросить что-то доделать, но в целом они знают, что это не долго и нудно, а 15 минут.

Ну и главное: если все быстро и хорошо убрано, мы смотрим кино. Если нет — ложимся спать. Пока работает.

Вообще, таймер — наше все. Уроки — только по таймеру, гуляем, уходим с прогулки — по таймеру. Иногда торгуемся: сколько ставим, например, до ухода с прогулки. Но никогда не врем: ставим ровно столько, на сколько договорились. Старший очень ревностно соблюдает таймерские договоренности. А средний за ним повторяет.

Важно, что муж активно участвует в уборке. Ни у кого и мысли нет сказать, что это моя обязанность. Я, конечно, больше всех за домом слежу, но муж на равных все делает.

Марина

Мы проводим дома семейные собрания. На них каждый высказывается по кругу, что его волнует в жизни семьи, что нравится, не нравится, что хотел бы изменить. Никто не перебивает, высказываются и старший, и младший. Потом формулируем решения и голосуем. Записываем решения в тетрадь и копию вешаем на холодильник. С распределением трудовых обязанностей — так же. У нас работает.

Татьяна

Буду рада, если вам пригодится что-то из нашего опыта:

1. С подростками вполне работает прием «если я тебе помогаю, то и ты мне помогаешь». Я объясняю тебе химию/ разгребаю твои завалы/ общаюсь с классной, а ты готовишь ужин/ сидишь с мелкой/ кидаешь белье в стирку (потому что пока я занималась с тобой химией, я не могла заниматься ужином и т.д.).

2. Подростки охотнее приготовят что-нибудь необычное, чем согласятся просто чистить картошку. Можно предложить им, например, запечь ее в кожуре и изобрести к ней пару соусов. И для дальнейшей жизни умение вкусно готовить весьма полезно.

3. А если еще подключить соревновательность — у кого вкуснее и интереснее…

4. Если у детей имеются личные деньги, я бы устроила семейный совет и объяснила старшим про аллергию и необходимость чистоты в доме и предложила выбор: либо убираем сами, деля все операции на четверых (мама, папа, старшие дети), либо приглашаем клининг и коллективно на него скидываемся.

5. К борьбе с системным беспорядком тоже можно подключать детей. Пусть думают, как реорганизовать их личные рабочие места и места хранения, чтобы вещи не накапливались абы где, а по возможности сразу оказывались на своих местах. Это вполне творческая, дизайнерская задача, плюс навык заботиться о себе и своем удобстве.

Ольга

Источник

Картина дня

наверх