На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир Акулов
    Видел  ситуацию  у  знакомых...  В  трудные  90-е  годы муж  построил  огромный  коттедж...Жена  работала  в  офисе  ...Бытовые механизмы...
  • Владимир Акулов
    Хорошая  память  -  только  один  важный  элемент  качественного  интеллекта...Качественный  мозг  должен  уметь  хор...Вспомнить все: чт...
  • С 21
    Ценнейший материал для многих.Вспомнить все: чт...

PRO разницу поколений

3043090

Поколение людей, воспитанных в Советском Союзе и современное поколение молодежи – словно параллельные миры.

Безусловно, проблема отцов и детей извечна. Но когда видишь сейчас, насколько велика разница в жизненных позициях, осознанности, самооценке, амбициях, то хочется проанализировать влияние социо-культурного фактора чуть глубже.

Много статей и тренингов уже существует на данную тему. Я – не социолог, поэтому поделюсь исключительно своим личным опытом, наблюдениями за клиентами и мыслями по поводу тех или иных тенденций.

Пару слов о выборке – процентов 80 моих клиентов, все-таки, взрослые (30-45 лет), а 20 процентов – подростки (13-16 лет).

Дети, чье взросление и формирование личности пришлось на девяностые годы – совершенно отдельная каста, которую я бы не причислял ни к советскому поколению, ни к современной молодежи.

Помню, как поехал впервые в 13 лет в пионерский лагерь, где произошло первое «крушение моих идеалов». Это был 1991 год. Мальчик Владик взял с собой книжки для внеклассного чтения и своего удовольствия, чтобы летом погрузиться в мир классики и фантастики (Беляев тогда был любимым писателем), и осознал всю наивность и нелепость данного намерения, когда увидел, чем занимаются вожатые с пионерами из первого отряда, изумился, как в отсутствии водки молодежь пьет розовую туалетную воду (у одного «ребенка» аж сосуд в глазу лопнул, пока он пил эту отраву), курят чай, завернутый в туалетную бумагу (нужно было кидать такую самокрутку на пол и топтать, чтоб «сигарета» не горела, а тлела). Причем, это был «крутой» пионерский лагерь – папе-инженеру дали путевку «по блату». Взросление мое в этом лагере произошло быстро и внезапно. Весь трэш пересказывать не хочется, было и хорошее – первая влюбленность, первая драка за девушку… Но, поверьте моему слову, школа жизни была радикальной и интенсивной. Есть пару воспоминаний, которым было посвящен не один сеанс психотерапии в свое время – в 13 лет подростки более восприимчивы, чем это осознают, а структура личности уже формируется с изъянами, незаметно влияющими на отношение к жизни в целом и к себе, в частности. Кто смотрел фильм «Игла», «Маленькая Вера» и подобные шедевры того времени – поймут, о чем я вещаю. Родителям тогда даже не приходило в голову рассказывать подросткам обо всех «прелестях» взрослой жизни. Психологов тоже не было.

Ну, вы меня понимаете.

Родители свято верили, что отправляют чадо набраться сил и здоровья, а легионы «пост-советских» школьников худо-бедно интегрировали полученный жизненный опыт в свою неокрепшую психику и не жаловались, принимая трэш за норму.

Помню также время дефицита продуктов, талоны на сахар, километровые очереди за молоком и прочие атрибуты той эпохи, стимулирующие многих соотечественников впоследствии на завоевания, стремление к богатой и успешной жизни. Оценить влияние контраста Советской эпохи и лихих девяностых на формирование психики практически невозможно - слишком много переменных. Но многие мои ровесники, чей подростковый возраст приходился на девяностые – самые интересные и глубокие мои клиенты. Жизнь и судьба каждого из них заслуживает отдельной книги.

Если абстрагироваться от мафии, рэкета и прочих опасных тем того времени и посмотреть, как менее «непуганые» люди строили свою карьеру в то время (конец девяностых, начало двухтысячных) – этот опыт вызывает изумление, а порой - даже восхищение.

Один мой клиент, пиар-директор крупного международного холдинга в России, рассказал мне недавно свою историю.

Он работал в свое время гинекологом в одной из бывших союзных республик. Однажды, во время приезда американской делегации в их город, он сфотографировался с Хилари Клинтон на фоне продукции одного предприятия. За заслугу эту он устроился работать пиар-менеджером на это же предприятие, затем рос, переходил в другие компании и вуаля – он сейчас - пиар-директор одной из крутейших компаний в России.

Примеров таких много. Тогда люди не знали и не думали про эффективное целеполагание, эмоциональное выгорание, бирюзовые компании, коучинг. В те времена ментальные модели карьерного продвижения опирались на навыки, отработанные на способности достать талоны на сахар и несколько раз занять место в очереди, чтобы отхватить больше сахара, чем положено, и обменять «излишки» на банку китайских сосисок.

Вот такие софт-скиллз и были самыми востребованными. Крутились, вертелись, выживали.

Поэтому сейчас, когда эти люди видят кризис-менеджера из Америки или Европы, обладателя черного сигма-пояса, который рассказывает им про внедрение бережливого производства, коучинг, корпоративные ценности и прочие блага западной цивилизации – можно понять скептицизм и недоверие наших соотечественников, но делать вид и адаптироваться мы-то умеем! Как может в принципе доверять кому-то человек, которого в свое время так кинули?

До хаоса девяностых - была идеология.

Советский школьник знал, что такое «хорошо» и что такое «плохо». «Тимур и его команда» – пример для подражания, тунеядец и лежебока – стыд и позор для советского человека!

Пионер мог порой и не следовать данным установкам (что порицалось обществом), но, как минимум, их знал. Понимание того, что должен, а что не должен делать пионер, было неоспоримой данностью, правилом, аксиомой.

Каковы же характеристики современной молодежи? Эпоха индивидуализма, самопиара, превосходства формы над содержанием?

Соцсети заменили письма, блоги – книги?

Плохо ли это или хорошо?

Я на своих тренингах, когда говорю про самооценку, часто привожу один и тот же пример (да, настолько он меня впечатлил!) – в советские времена учитель в прописях подчеркивал ребенку «некрасивую» букву красным, чтобы ученик в следующий раз писал эту букву «как надо». Сейчас же, в некоторых школах, учитель подчеркивает зеленым красивую букву, чтобы ребенок стремился в следующий раз ее воспроизвести.

В первом случае – стыд, страх ошибки, осуждение. Во втором – стремление к красоте и совершенству, а также - гордость за проделанную работу. Возможно, самое глубинное отличие наших поколений – в цвете ручки? Эпоха страха сменилась на эпоху удовольствия? Звучит как-то драматично…

Помню, был как-то в Соборе Парижской Богоматери и там бегал ребенок. Он явно всем мешал слушать службу - кричал, капризничал, валял дурака. Я еще подумал, что у нас бы давно уже ему сделали замечание, чтобы вел себя «как следует» в таком месте. Удивился же я, когда услышал минутой позже русскую речь его молодых родителей, которые и не думали о том, чтобы призвать ребенка к порядку.

Многие современные родители, действительно, пытаются дать ребенку ту свободу, которую не имели сами во времена линеек, субботников, дежурств и сдачи макулатуры.

Советские дети были несколько отрезаны от понимания своих эмоций, желаний, переживаний. Было только «хорошо» или «плохо», «правильно» или нет - одни рамки, правила и долженствования. То есть люди, в итоге, были счастливы, но в определенных рамках. Сейчас же другая крайность, эмоции и желания – через край, но есть проблема с рамками, ответственностью перед обществом, выполнением обязательств.

Сейчас девочка-подросток, обвинившая парня в изнасиловании на пьяной вечеринке – звезда инстаграмма, светских вечеринок и эфиров на федеральных каналах. Предположить подобное лет 20 назад было бы абсурдно.

Институт семьи также постигла революция. Раньше общественной нормой было жить вместе до старости с одним человеком, сейчас это – архаизм или недостижимая мечта.

Раньше соревновались, кто больше принесет пользы обществу, сейчас – у кого больше лайков в инстаграмме.

Я отнюдь не утверждаю, что тогда было хорошо, а сейчас – плохо или наоборот. Такие выводы приберегу к пенсии. Практическую пользу из данного текста рекомендовал бы извлечь следующую:

  1. Молодежь, учитесь ответственности перед другими, целеустремленности в любимом деле, самодисциплине и самоконтролю, прокачивайте волю и способность концентрироваться (на задачах, книгах, людях), не распыляйтесь на все блестящее и поверхностное – тогда и для получения все большего удовольствия не придется прибегать к опасным для здоровья и психики суррогатам.
  2. Ровесники, учитесь свободе, пониманию и принятию своих эмоций, учитесь превращать желания в цели, реализовывать их и получать больше удовольствия от жизни, а самое главное - учитесь доверять (себе, прежде всего). Доверие другим – неизбежное следствие.
  3. Старшему поколению мне нечего советовать. Ибо воспитан в СССР. Здоровья и терпения Вам, дорогие!

Картина дня

наверх