На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • татьяна дурапова
    Глупо11 причин начать ...
  • Вовладар Даров
    Если у вас кишечник слабый, даже не пытайтесь!))11 причин начать ...
  • Владимир Акулов
    Моя  мама  работала  в  войну  в  военных  госпиталях...  Бывала  оперировали  раненых  на  открытом  мозге...Оказыва...Неврологи выяснил...

Лени не существует: это глупая выдумка психологов

Рассказывает нейробиолог.

Лени не существует: это глупая выдумка психологов. Вот что мешает вам работать

"Я работаю профессором нейробиологии с 2012 года. За последние шесть лет я стала свидетельницей того, как студенты всех возрастов откладывают написание курсовых, пропускают дни презентации, проваливают задания и срывают сроки.

Я видела, как перспективные студенты опаздывают своевременно подавать заявки. Я наблюдала, как кандидаты наук месяцами или годами переписывают один диссертационный проект.

Но я не думаю, что причиной этому лень. Я даже думаю, что лени не существует. Совсем.

Я социальный психолог, поэтому меня интересуют прежде всего ситуативные и контекстуальные факторы, которые влияют на поведение. Когда вы пытаетесь предсказать или объяснить действия человека, глядя на социальные нормы и личность человека, то часто ошибаетесь.

Ситуационные ограничения обычно предсказывают поведение намного лучше, чем личность, интеллект или другие черты индивидуального уровня.

Поэтому, когда я вижу, что студент не выполняет заданий, не придерживается сроков или не дает результатов в других аспектах своей жизни, я вынужден задать вопрос: каковы ситуативные факторы, удерживающие этого студента?

Какие его потребности в настоящее время не выполняются? И когда дело доходит до поведенческой «лени», я особенно интересуюсь: какие преграды для действий я упустила?

Преграды есть всегда. Их признание и понимание - часто является первым шагом к изменению «ленивых» моделей поведения.

Очень полезно реагировать на неэффективное поведение человека с любопытством, а не с осуждением. Я узнала об этом от своей подруги , писательницы и активистки Кимберли Лонгофер.

Теория преград на примере бездомных.

Ким увлечена спасением инвалидов и бездомных. Ее мысли о них - это одна из самых ярких работ, которые я когда-либо встречала. Частично это потому, что Ким сама была инвалидом и бездомной.

Ким - человек, которая научила меня, что судить бездомного за то, что он хочет купить алкоголь или сигареты, - глупость. Когда вы бездомны, вам плохо везде. Ночи холодные, мир недружелюбен.

Независимо от того, спите ли вы под мостом, в палатке или в приюте, трудно радоваться жизни. У вас могут быть травмы или хронические заболевания, которые настойчиво вас беспокоят, и отсутствие медицинской помощи. У вас нет нормальной пищи.

В этом хронически неудобном положении потребность в спиртном и сигаретах приобретает сакральный смысл.

gettyimages

Как объяснила мне Ким, если вы замерзли, лежа под мостом, употребление алкоголя может быть единственным способом согреться и заснуть. Если вы не доели, пару затяжек убивают голодные муки.

Для многих легче думать, что бездомные люди сами ответственны за свои страдания, а не признать ситуационные факторы.

И когда вы не полностью понимаете положение человека - каково это быть им каждый день, не чувствуете все небольшие неприятности и серьезные беды, которые присутствуют в его жизни, - легко навязывать абстрактные, жесткие ожидания в отношении его поведения.

Все бездомные должны отставить бутылку и приступить к работе. Ничего, что у большинства из них нарушено психическое здоровье и ряд заболеваний, и они постоянно борются за жизнь. Не берите в голову, что они нормально не отдыхали и не ели в течение нескольких недель или месяцев подряд.

Не вспоминайте, что даже в своей удобной и легкой жизни вы можете выпить или сделать безответственную покупку. Они должны быть лучше!

Но они уже делают все возможное. Я знала бездомных людей, которые работали полный рабочий день, и которые посвятили себя заботе о других людях в своих общинах.

Многим бездомным приходится постоянно взаимодействовать с социальными работниками, делопроизводствами, полицейскими, сотрудниками приюта, персоналом Медикейда и множеством благотворительных организаций, как благонамеренными, так и снисходительными.

Это тоже работа - быть бездомным. И когда бездомный или бедный человек опускает руки и делает что-то плохое, для этого есть чертовски веская причина.

Различия между ленью и прокрастинацией.

Если поведение человека кажется вам бессмысленным, это потому, что вам не хватает частей его картинки. Это так просто. Я так благодарна Ким за то, что она сообщила мне об этом. Никакой класс психологии, на любом уровне, не научил меня этому.

Но теперь, когда я знаю это, я присматриваюсь ко всем видам поведения, которые ошибочно принимают за признаки морального провала - и мне еще предстоит найти тот, который нельзя объяснить и сопереживать.

Давайте посмотрим на понятие академической «лени», которое, я считаю, есть не что иное, как промедление.

jimys.stumbleupon.com

Люди любят обвинять прокрастинаторов в их поведении. Даже они сами принимают свое поведение за лень. Вы должны что-то делать, а вы этого не делаете - это моральное нарушение? Это означает, что вы слабы, не мотивированы и ленивы, не так ли?

На протяжении десятилетий психологическое исследование способно объяснить промедление как проблему функционирования, а не как следствие лени. Когда человек не может начать проект, который его волнует , это обычно происходит из-за того, что:

а) беспокойство о том, что его попытка не будет «достаточно хорошей» или б ) путаницу в том, каковы первые шаги задачи . Не лень. На самом деле, промедление является более вероятным, когда задача имеет смысл, и человек заботится о том, чтобы делать дело хорошо.

Когда вы парализованы страхом неудачи, или вы даже не знаете, как начать сложное дело, чертовски трудно сделать дерьмо. Это не имеет никакого отношения к желанию, мотивации или морали.

Прокрастинаторы могут сами работать часами; они могут сидеть перед документом с пустыми буквами, ничего не делать и мучиться; они могут снова и снова испытывать вину - ничто из этого не облегчает задачу. На самом деле, их желание сделать эту проклятую вещь может усугубить их стресс и сделать задачу сложнее.

shutterstock

Вместо этого нужно искать то, что удерживает прокрастинатора. Если основным барьером является беспокойство, прокрастинатор действительно должен отвлечься на компьютер/книгу и заняться расслабляющей деятельностью.

Однако часто барьер заключается в том, что у прокрастинаторов есть проблемы с исполнительным функционированием - они пытаются разделить большую ответственность на ряд дискретных, конкретных и упорядоченных задач.

Вот пример исполнительного функционирования в действии: я закончила свою диссертацию (от сбора данных до окончательной защиты) чуть более чем за год.

Я написала ее довольно легко и быстро, потому что знала, что мне нужно: а) составить исследование по этой теме, б) набросать статью, в) наметить регулярные периоды написания и г) отфильтровать на бумаге, раздел раздел, день за днем, в соответствии с графиком, который я предварительно определила.

Никто не учил меня осуществлять такие задачи. И никто не заставлял меня придерживаться моего графика. Выполнение таких задач обеспечивает мой аналитический, гиперфокусированный, аутичный малый мозг.

У большинства людей нет такой легкости. Им нужна внешняя структура, чтобы держать себя в рамках - например, регулярные встречи с друзьями, а также сроки, установленные кем-то другим.

Когда сталкивается с крупным, масштабным проектом, большинство людей хотят получить советы о том, как разделить его на более мелкие задачи и сроки завершения. Чтобы отслеживать прогресс, большинство людей нуждаются в организационных инструментах, таких как список дел, календарь или учебный план.

Необходимость в таких вещах не делает человека ленивым. Это просто означает, что у них такие потребности. Чем больше мы это понимаем, тем больше мы можем помочь людям процветать.

У меня была студентка, который пропускала занятия. Когда она присутствовала в классе, она выглядела отрешенной и усталой. Она участвовала в небольшой групповой работе, но никогда не разговаривала во время более крупных дискуссий.

Многие мои коллеги будут смотреть на нее и думать, что она ленива, дезорганизована или апатична. Но при близком знакомстве с ней оказалось, что у нее есть психическое заболевание, которое она скрывает. Она как раз проходила серьезное лечение, имеющее много побочных эффектов. Получается, она не лентяйка, а наоборот большая молодец, что продолжала обучение!

Fotolia

Там же я встречала бесчисленное количество других студентов, которые были недооценены, потому что ситуации в их жизни не считались оправданием. Хотя они были достаточно серьезны.

Эти ученики пришли ко мне добровольно и поделились тем, что их беспокоило. И после этого разговора и моего понимания их ситуаций они обрели уверенность, улучшили свои оценки, начали готовиться к аспирантуре и стажировкам. Я восхищалась ими.

Но не все мои коллеги по психологии с такой доброжелательностью относились к ученикам с проблемами. Некоторые из них жестко карали за любое опоздание, срыв сроков и атмосфера в классах оставляла желать лучшего.

Мне морально отвратительно, что педагог мог быть настолько враждебен к людям, которым он должен служить. Особенно огорчает, что человек, осуществляющий этот террор, был психологом.

Я знаю, конечно, что преподавателей не учат размышлять о том, каковы трудности у их учеников. Некоторые университеты гордятся тем, что отказываются приспосабливаться к инвалидам или умственно больным ученикам - они ошибочно принимают жестокость за интеллектуальную строгость .

И, поскольку большинство профессоров - это люди, которые с успехом защитились, им сложно понять, что для кого-то учеба совмещена с сенсорными перегрузками, депрессией, борьбой с эмоциональными травмами, наркоманией или расстройствами пищевого поведения.

Ищем внешние факторы.

Я же вижу внешние факторы, которые приводят к этим проблемам. И именно поэтому я пишу эту статью. Я хочу, чтобы все проявляли любопытный и эмпатический подход к людям, которых они изначально воспринимали как «ленивых» или безответственных.

Если человек не может встать с постели, что-то мешает ему. Если студент не пишет курсовую, значит, некоторые аспекты задания он не может сделать без помощи. Если работник постоянно пропускает сроки, что-то мешает ему правильно организовать себя.

Люди не выбирают неудачу или разочарование. Никто не хочет чувствовать себя недееспособным, апатичным или неэффективным. Если вы посмотрите на действие (или бездействие) человека и увидите только лень, вам не хватает ключевых данных.

Всегда есть объяснение. Всегда есть препятствия. Просто потому, что вы не можете их видеть или не считаете их важными, это не значит, что их там нет. Смотрите глубже".

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх