На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Алексей
    Хреновые...Анастезия это "маленькая смерть".Принцип действия ...
  • Dash45
    Доиграемся! Сами скбя угробим.Как искусственный...
  • Лада Киселева
    Так то чайный гриб не гриб вовсе ) медузомицет, симбиоз указаных в начале статьи бактерий.и достаточно проверен време...Наши бабушки были...

«Врачи сказали: только мужу не говорите!» Откровения женщин, которые живут без матки

304

«Давайте просто выбросим этот орган, он для вас лишний», — с таким отношением медиков столкнулась Ирина, когда наблюдала растущую миому матки. У Анжелики все было мягче: врачи тактично объяснили ей, что матка с опухолью угрожает ее здоровью, поэтому нужна операция. При этом добавили: «Мужу не говорите об этом ни в коем случае. Часто мужчины уходят из семьи…» После таких слов, по мнению женщин, очень сложно сохранять чувство собственного достоинства.

Источник фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Женские половые органы медики предлагают удалять по разным причинам. Иногда это связано с онкологией — тогда вопрос о целесообразности операции обычно не поднимается. Но чаще всего к удалению матки приводит миома. Это доброкачественная опухоль, так называемый «узел на матке», который возникает обычно в позднем репродуктивном возрасте (35-45 лет) и встречается, по разным данным, у 20-40% женщин. Это одно из самых распространенных гинекологических заболеваний.  

Не всегда миому надо удалять — иногда за ней просто регулярно наблюдают. Но в некоторых случаях опухоль настолько снижает качество жизни, что приходится идти на операцию. И так получается, что жизнь без матки многие женщины воспринимают как приговор.

«У меня был сильнейший внутренний протест»

Ирина решилась на операцию лишь недавно — в 48 лет, хотя миому у нее обнаружили лет 10 назад. Какое-то время опухоль не увеличивалась в размерах, ее просто наблюдали. Потом врачи стали говорить о том, что нужно матку удалять. 

— Причем отношение у медиков к этому такое: «А зачем вам этот мешочек, вы же рожать уже не будете?» Или еще хуже, когда орган сравнивают с мусором: «Давайте уже просто выбросим лишнее». А у меня всегда был такой сильнейший внутренний протест: ведь лишних органов нет, есть полный комплект, что выдала природа, то и должно быть. Конечно, был еще страх. Страх неизвестности, страх перестать быть женщиной. Я с этим работала долго с психологами, искала для себя выход. И по максимуму отодвигала операцию.

Источник фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Белоруска подчеркивает, что ее переживания не были связаны с невозможностью в дальнейшем стать мамой. Она уже воспитывала на тот момент двоих детей, то есть матка для вынашивания детей ей действительно была не нужна. Рациональных причин отказываться от операции не было, но решиться на этот шаг все равно было непросто.

— Как-то при очередном осмотре я спросила у доктора: «А что у меня там останется после операции?» На что мне прямо ответили: «Культя влагалища». Меня просто охватил ужас. На самом деле после операции ничего страшного не происходит, все нормально функционирует, в том числе в сексуальном плане, но само по себе это звучит как инвалидность. То есть вот это отношение к телу женщины, как к куску мяса, пугает больше всего. Это лишнее, как будто ты отработала свой номер! К счастью, не все медики так говорят, есть и внимательные люди.

Источник фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Ирина решилась на операцию только тогда, когда миома начала стремительно расти. Появились очень сильные кровотечения, из-за этого упал гемоглобин, появилось жуткое состояние усталости. А однажды даже пришлось вызывать скорую. В итоге медики поставили вопрос ребром.

— Я уже сама понимала, что в любой момент могу просто истечь кровью, и это опасно. Операция прошла довольно легко, два месяца я восстанавливала силы, ничего не могла делать, но теперь чувствую себя отлично. Я действительно испытала облегчение, как будто достала из тела какую-то тяжесть. То есть у меня уже все остальные органы работали на то, чтобы поддерживать матку. Я даже немного похудела после операции — этого я точно не ожидала, — делится неожиданной радостью белоруска.

Когда Ирина ложилась на операцию, была удивлена, насколько распространена эта процедура. Это поток, рядом было много женщин, которым в тот же день удалили матку. Важно при этом понимать, подчеркивает собеседница, что в большинстве случаев яичники остаются нетронутыми (а именно они вырабатывают гормоны). То есть операция по удалению матки не приближает женщину к климаксу, как многие могут подумать. И все равно некоторые пациентки начинают чувствовать себя ущербными.

«Мне было стыдно смотреть людям в глаза»

Анжелика очень тяжело переживала операцию по удалению матки. Ей понадобилось несколько лет, чтобы прожить все нахлынувшие эмоции и начать более спокойно относиться к своему телу.

Источник фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Миому у героини обнаружили на УЗИ около 6 лет назад (сейчас Анжелике 49). Это была очень быстро растущая опухоль — около 7 см, по размерам матка была как будто на 12-недельном сроке беременности. Вот почему медики сразу стали настаивать на операции.

— Для меня вся эта ситуация была довольно неожиданной. Я пришла на платное обследование на УЗИ, и там обнаружили миому. Каких-то ярких симптомов — обильных кровотечений или болей — у меня не было. Я жила с миомой и ее не замечала. Но врачи сказали, что ждать не стоит, надо удалять. Ребенок у меня уже был, в этом плане я не переживала.

Физически Анжелика восстановилась довольно быстро, уже на пятые сутки ее выписали. А вот нахлынувшие в дальнейшем чувства начали выбивать из колеи. Возможно, сказалось «напутствие медиков». Врачи аккуратно намекнули женщине, чтобы она не говорила мужу об удалении матки. Сказали, что лучше соврать про маленькую «косметологическую операцию», иначе супруг может уйти из семьи.

— У меня с мужем очень откровенные и доверительные отношения, он знал с самого начала о моей проблеме. Это был первый человек, с которым я поделилась новостью о миоме. Конечно, для меня такие предупреждения от врачей были стрессом. Какой будет моя жизнь после операции? Не отвернется ли муж?   

По словам Анжелики, в какой-то момент переживания завели ее в тупик. Она перестала ощущать себя «полноценной женщиной».

— Мне стало казаться, что я с каким-то изъяном, хотя ведь никто об операции не знал! Этого же не видно! Идя по городу, я начала понимать, что не могу смотреть другим людям в глаза. Мне казалось, что все видят, что я ущербная, что со мной что-то не так, был страх отторжения общества. Скорее всего, это какие-то совершенно бессознательные страхи.

Источник фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Героине помогло то, что ее подруга начала организовать различные тренинги для женщин и приглашала Анжелику поучаствовать. И хотя на встречах открыто белоруска не рассказывала о своей проблеме, постепенно начала замечать, что ее тепло принимают, что она абсолютно такая же, как и все, что в ней ничего не самом деле не изменилось. Психологическое состояние начало приходить в норму.

В этом году Анжелика решила попробовать объединить женщин с подобными проблемами. С этой идеей она даже успела поучаствовать в конкурсе социальных проектов Social Weekend. В планах развивать Центр поддержки женщин «Твое особое место», куда желающие могли бы прийти за помощью.

— Уже сейчас в социальных сетях создана закрытая группа «Ты здесь не одна» для женщин, которые прошли через операцию по удалению матки. В группе можно поделиться своими страхами и опасениями, рассказать о своих чувствах. Но мы бы хотели пойти дальше и проводить группы поддержки, организовывать встречи со специалистами — гинекологами, психологами, сексологами. Наверное, мы свое уже прожили, и появилось четкое осознание, что есть другие женщины, которые переживают подобные чувства. Нам бы очень хотелось им помочь, — вот как объясняет Анжелика открытый разговор о довольно интимной проблеме. 

Источник фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

— Многие недооценивают проблему, — рассуждает Ирина. — Я слышала от некоторых такие слова: «Подумаешь, матку удалили? А что здесь такого? А если у тебя зубов нет, что теперь создавать группу по поддержке женщин, у которых нет зубов?» Нам сложно что-то ответить таким критикам. Они просто этого не пережили. Одна моя знакомая, которой удалили почти все женские органы, год провела в сильнейшей депрессии. Она ходила только в магазин и домой. Хотелось бы помочь женщинам, чтобы они не испытывали этого желания «спрятаться», забыться.

«Иногда женщины живут с миомой, кровят, страдают, но на операцию не идут»

Миома — действительно очень распространенное заболевание, рассказывает врач с 20-летним опытом, акушер-гинеколог медицинского центра «Эксана» Светлана Никуленкова.

— В возрасте 45 лет (+-5 лет) у женщин происходят гормональные изменения, и миомы, которые могли себя не проявлять, начинают доставлять неприятности. Из-за сдавления соседних органов женщину может беспокоить болевой синдром — сильные тянущие боли внизу живота, которые отдаются в поясницу, ногу и т.д. Это показание для операции.

Иногда миома начинает резко расти и может увеличиваться чуть ли не в два раза за год — тогда мы тоже говорим о необходимости удаления матки, потому что есть риск перерождения доброкачественной опухоли в злокачественную (хотя риск онкологии небольшой, но настороженность есть).

Часто у женщин с миомой бывают сильные кровотечения во время менструации. Они настолько обильные, что возникает тяжелая анемия, у женщин падает гемоглобин, и мы не можем его восстановить препаратами железа. То есть женщина с кровью теряет железа больше, чем она может получить с препаратами. Конечно же, в этом случае мы тоже настаиваем на операции.

А есть женщины, которые говорят: «Нет, удалять матку не буду»?

— Конечно, это их выбор, мы же не можем никого заставить. Хороший  врач должен все женщине рассказать о ее состоянии, описать все риски, а женщина сама принимает решение. Очень многие не удаляют миомы, живут с ними, кровят, болеют, а есть те, кто относительно нормально все переносит.

Это сложная операция?

— Есть два вида операции. Первый вариант более легкий — это надвлагалищная ампутация матки, когда оставляется шейка (а мы помним, что матка содержит тело и шейку). Бывает, что удаляется полностью вся матка, шейка и верхняя часть влагалища — это более длительная по времени операция. Но технически оба варианта несложные, все оперирующие гинекологи-хиргурги их делают. Выполняется операция под наркозом.

Осложнения очень редкие, к нам приходит очень много прооперированных женщин, и я никогда не слышала жалоб. Но надо понимать, что все женщины готовятся к операции, они обследованы, в случае необходимости им назначают антибиотики.

Удаление матки не приближает климакс?

— Нет, в гормональном плане ничего не меняется. Матка — это просто мышечный орган, гормоны вырабатывают яичники, а их всегда стараются оставлять. Удаляют только в критических ситуациях, при раке яичников, например. Это называется хирургической кастрацией. Простое удаление матки никак на женщину не влияет.

А в сексуальном плане?

— Конечно, нарушение  нормального строения половых органов — это травма. И поскольку все эти органы участвуют в сексуальном возбуждении и оргазме, эта функция будет несколько страдать, но каких-то особенных жалоб я тоже не встречала.

Скорее в психологическом плане женщины очень тяжело переносят операцию, потому что многие почему-то считают, что матка — это олицетворение женской сущности, как будто без нее они уже «не женщины». Но это не так, ведь у женщины много разных ролей, не только материнская функция. Тут, как мне кажется, больше идет некое психологическое «зацикливание» на проблеме.

А почему вообще появляется миома на матке?

— Есть много теорий. С медицинской точки зрения миома считается гормонально зависимым заболеванием. Если у женщины появляется дисбаланс гормонов, тогда в мышечном слое матки может возникать участок клеток, которые начинают делиться. Формируется узелок — небольшой очаг, потом он разрастается и превращается в шарик — опухоль. Считается, что появившуюся миому нельзя перегревать: противопоказаны физиопроцедуры, массаж на нижней части тела, бани, сауны — все, что может способствовать усилению кровотока и кровообращения, ведь это усиленно питает миому и может провоцировать ее рост.

Есть также версия, которая больше уходит в психосоматику.  Диссертаций по этой теме, конечно, никто не защищал, но есть предположение, что появление миомы говорит о неосознанном желании женщины родить ребенка. Часто бывает миома у женщин нерожавших, еще совсем молодых. Иногда эта проблема появляется у женщин в возрасте 40-45 лет, которые хотели бы родить еще ребенка, но по каким-то причинам не могут. Таким образом тело считывает этот сигнал — и появляется миома. Интересно, что миому даже измеряют неделями беременности — 10 недель, 12 недель. 

А беременность с миомой может наступить?

— Все зависит от того, какой размер узла и в каком месте он расположен. Если миома больше 3-5 см (средняя и большая), могут быть затруднения для наступления беременности и для вынашивания ребенка. У таких женщин повышен риск выкидышей, ведь миома деформирует матку. Также неблагоприятной считается ситуация, когда узел растет в полость матки, в слизистой, а не в самой мышце расположен. Тогда беременность вообще не наступает, но это редкий случай.

В моей практике было довольно много женщин, которые успешно рожали детей с небольшими узлами. В этих случаях просто идет наблюдение, осмотр и УЗИ раз в год, мазок на цитологию — этого достаточно. Но если миома большая и доставляет неудобства, лучше ее удалить.

Светлана Белоус

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх