На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ринат Ахметуллин
    Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не вешалось...Жесты, защищающие...
  • Сергей Сарматов
    опять удивляется...)))«Давайте и вам но...
  • vagas Karlito
    Согласен! Женщина она постоянно с детьми (правда не все и не всегда)! Дети растут и мужик как бы оказывается за борт ...Бытовые механизмы...

Стоит ли ребенка ограждать от Деда Мороза, страшных сказок и стресса?

3043090

Какая самая главная функция у сказок? Конечно же, учить добру, взаимопомощи, справедливости. Но в этом волшебном мире немало и насилия: колобка проглотили, волку вспороли живот, кто-то сварился в котле, кого-то съел Людоед, а Дед Мороз и вовсе странный персонаж с бородой. Для современных родителей, которые обеспокоены душевным спокойствием ребенка, это слишком. Может лучше без всего этого хардкора?

Психолог Катерина Мурашова развеивает родительские тревоги по поводу детских страхов, а заодно и родительских иллюзий.

Запретить Деда Мороза

Намедни довольно рано утром меня разбудил телефонный звонок. Звонивший представился журналистом и рассказал, что кто-то где-то якобы запрещает Дедов Морозов в детских садах, потому что дети их боятся. Журналиста интересовало, что я, как психолог, об этом думаю — стоит запрещать или нет? Я что-то ответила и отправилась досыпать. Но не тут-то было. Через непродолжительное время мне позвонили из другого издания и задали тот же вопрос. Я сказала приблизительно то же самое, а про себя подумала: какие-то дураки явно перестарались, или просто кто-то что-то не так понял, а теперь журналисты по всей России будут готовить из этой оплошности жирную желтую уточку и подавать ее на столы разнообразных СМИ с соусом из развесистой клюквы.

Однако в тот же день ко мне на прием пришла девочка шести с половиной лет с некоторыми невротическими симптомами. «Очень интеллектуальная, но такая прямо очень чувствительная…» — так ее охарактеризовала мама, рассказав, что девочка всю жизнь отказывается слушать сказки, где есть действенное противостояние доброго и злого героя, и про Красную Шапочку они первый раз прочитали только пару месяцев назад. В основном девочка просит читать ей одни и те же, зачитанные до дыр, книжки, и мама от них уже просто офонарела.

Следующим посетителем был «очень талантливый и интеллектуально развитый выше своего возраста» мальчик — старший дошкольник. Мама сидит с ним на всех кружках, потому что если она пытается уйти, он бежит следом и закатывает истерики.

Обеим мамам я сказала, что читать любые сказки старшим дошкольникам и оставлять их в знакомых и любимых кружках — это нормально, и они уже вполне могут предоставить своим «интеллектуально высокоразвитым» детям выбор: ты ходишь туда, подчиняясь общим правилам, или не ходишь вообще; и — я готова прочитать тебе те сказки, которые сама считаю возможными и интересными, но ты всегда можешь отказаться от моего чтения и лечь спать просто так. Настаивать (на чтении именно этой сказки или посещении кружка) я не буду ни в коем случае.

— А у ребенка не случится от этого стресс? — одинаково отреагировали обе мамы. — Ведь я же всегда к нему прислушивалась и учитывала его чувства и желания.

— Случится, непременно, — честно ответила я.

Мамы заохали и явно решили повременить с экспериментами по взрослению.

В теме «стресса» есть две основных теории. Одна — Ганса Селье, ученого-биолога, человека, который, собственно, и ввел само это понятие. По Селье «стресс» — это одна из основных адаптационных реакций организма, сопровождающаяся вполне конкретными биохимическими и нейрофизиологическими событиями внутри этого организма (подробно говорить обо всех этих гипоталамусах и надпочечниках не буду, поскольку речь не о том). На что реакция? На изменение окружающей среды. Причем изменение может быть как с условным знаком минус, так и с не менее условным знаком плюс. Если вы потеряли миллион рублей, у вас, скорее всего, будет стресс. Если в комнату внезапно войдет ваша давно пропавшая любимая сестра, у вас тоже будет стресс. И реакции в вашем организме в обоих случаях будут очень похожи.

Картинки по запросу дети стресс страхи

Эта самая реакция организма переводит его на более «высокий» уровень функционирования метаболизма. То есть организм готовится «преодолевать». И, как правило, действительно преодолевает и дальше живет спокойно. До следующего стресса, когда среда снова изменится. Спешу заметить, что среда у нас с вами (а значит, и у наших детей) меняется очень быстро, интенсивно и малопредсказуемо.

Есть еще когнитивная теория стресса психолога Ричарда Лазаруса. В его теории в схему «изменения среды — ответная реакция организма» вводится еще два дополнительных фактора: оценка самим человеком степени угрозы, идущей от этих изменений, и одновременно оценка своих ресурсов для преодоления сложившейся ситуации. То есть одна и та же ситуация — например, сдача экзаменов — для кого-то «туши свет!», а кого-то, может быть, приятно тонизирует. И реагировать на нее разные люди будут по-разному.

От чего зависит эта оценка? С ходу можно выделить несколько факторов:

  1. Насколько хорошо я знаю экзаменационные билеты.
  2. Насколько успешными были для меня предыдущие сдачи экзаменов.
  3. Насколько меня запугали родители и учителя тем, что люди без высшего образования все сплошь неудачники и маргиналы.
  4. Какой у меня темперамент, сила нервной системы, насколько я умею мобилизоваться и т. д. (здесь есть врожденные факторы, но и тренировка тоже важна).

Теперь вернемся к Дедам Морозам.

Есть ли дети, которые действительно их боятся? Безусловно, да. Шумный, большой, с бородой, с мешком… Страшновато, конечно, особенно если мамы рядом нет. А еще дети, бывает, боятся клоунов, собак, страшных фильмов, книжек, ледяных горок, мух — проще, кажется, перечислить, чего никто и никогда не боится.

Надо ли детей от всего этого ограждать? Безусловно, нет. Потому что все это — часть жизни. И вовсе не случайно среди базовых волшебных сказок так много реально страшных. И не случайно дети всех времен и народов любили ходить на кладбища, в темные подвалы и заброшенные здания. Это их тренировка, выработка ресурсов (смогу! преодолел!) по Лазарусу и адаптация по Селье (мобилизовался! преодолел!).

Картинки по запросу дети стресс страхи

Что всегда должно быть у ребенка, встречающегося с потенциально стрессовой ситуацией? Возможность выхода из нее (или даже невхождения). Не хочешь — я не буду читать сказку. Боишься Деда Мороза? Не пойдем туда, обойдемся без праздника. В темные подвалы моего детства всегда можно было не пойти. Насильно никого не тащили. Собственный опыт победы над собой — вот что важно. Ну и мнение значимых людей.

Однако: «Только хорошо сданные экзамены и только институт! И никаких других вариантов!» — это не стресс, а уже дистресс, истощение. Потому что здесь «выход» вообще не предусмотрен.

Жизнь без стрессов странновата — что за жизнь без опыта осознанного преодоления? — да, пожалуй, она и невозможна. А закладывается все в детстве. Насколько стрессоустойчивым будет ваш ребенок? Вам решать.

Автор: Екатерина Мурашова

Источник

Картина дня

наверх