На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир Соколов
    какие то глупости и оправдания бабы высосанные из пальца))Бытовые механизмы...
  • Геннадий Исаков
    Для того жены существуют, чтоб мужику жизнь сахаром не казалась. А иначе вообще обленится и опустится.Бытовые механизмы...
  • Борис Сторублевцев
    были детьми иногда падали о какой предмет кололись  ,лист подорожника  или мочились на рану и лист подорожника!!!!Первая помощь при...

Скрип зубами: причины и лечение

Многие дети младше 7 лет начинают «скрипеть зубами», но, как правило, это поведение исчезает само и не требует медицинского вмешательства. Тем не менее, скрип зубами в течение продолжительного времени, особенно, если у ребенка уже есть постоянные зубы, может серьезно ухудшить состояние зубов, привести к зубной боли, мышечным или головным болям и другим последствиям.

Бруксизм – это сильное сжатие или трение зубами друг о друга, которое является непроизвольным, привычным и не выполняет какой-либо функции.

Бруксизм – это один из типов повторяющегося, «парафункционального» орального поведения, как и привычка грызть карандаши или ногти или жевать внутреннюю сторону щек.

Бруксизм одинаково часто встречается у мальчиков и девочек. Продолжительный бруксизм гораздо чаще встречается у детей с нарушениями развития, в том числе, он может быть характерен для детей с аутизмом, синдромом Дауна и ДЦП. Очень часто бруксизм присутствует у детей, у которых есть нарушения сна.

Громкий скрежет зубами обычно происходит во сне и относится к двигательным нарушениям сна. Бруксизм в состоянии бодрствования встречается гораздо реже, и очень часто он проходит беззвучно, из-за чего он может остаться не диагностированным. У детей бруксизм часто появляется на фоне стресса, пережитой психологической травмы, хронических нарушений сна, травм головного мозга, и зачастую у родителей ребенка или других членов семьи была схожая проблема в детстве. Самым большим фактором риска для бруксизма во сне является апноэ – затруднения дыхания во время сна.

Причины бруксизма

Ниже перечисляются несколько возможных причин скрипа зубами у ребенка. Для установления точной причины необходимы консультации со специалистами, часто с несколькими специалистами разного профиля – педиатром, стоматологом, отоларингологом, психологом или поведенческим аналитиком и так далее.

1. Стоматологические проблемы

В первую очередь, если ребенок скрипит зубами или слишком сильно сжимает их, необходимо проконсультироваться со стоматологом. Иногда причиной бруксизма являются проблемы прикуса, неправильное расположение зубов и тому подобное. В среднем, стоматологические проблемы объясняют примерно 10% случаев бруксизма. В любом случае обследование у стоматолога необходимо, чтобы установить последствия сильного сжатия зубов, например, повреждения зубов, которые нужно вовремя залечить. Кроме того, рекомендуется, чтобы стоматолог участвовал в принятии решений о стратегиях по коррекции проблемы.

2.Побочные действия препаратов

Если ребенок принимает какие-либо лекарственные препараты, необходимо проверить, может ли сжатие или скрип зубами быть их побочным эффектом. Например, бруксизм может встречаться при приеме нейролептиков и некоторых антидепрессантов. Если это так, нужно проконсультироваться с врачом ребенка о возможности изменить его лечение.

3. Стресс и/или тревожность

Многие люди начинают сжимать зубы/скрипеть зубами в качестве реакции на стресс. Скрип зубами у ребенка, особенно в дневное время, может быть реакцией на различные стрессы, с которыми он сталкивается, а также может быть проявлением сильной тревожности или тревожного расстройства.

4. Самостимулирующее поведение («стимминг»)

Скрип зубами в дневное время может быть просто «плохой привычкой», как и привычка грызть ногти. В случае детей с аутизмом и другими особенностями развития это часто является вариантом «стимминга» – повторяющегося поведения, к которому ребенок прибегает, чтобы успокоиться, справиться с сильными эмоциями или занять себя. В этом случае детям обычно помогает тот или иной вариант «сенсорной диеты» – предоставления других способов для саморегуляции с помощью сенсорной стимуляции в специально отведенное для этого время. Как и с другими вариантами «стимминга», проблема может быть и в том, что ребенок больше ничем не может занять себя, то есть, делает это «от скуки». В этом случае, ребенок в первую очередь нуждается в обучении приемлемым и полноценным видам досуга.

5. Пониженная чувствительность ротовой полости

Пониженная чувствительность (гипочувствительность) ротовой полости – это одно из возможных проявлений нарушений обработки сенсорной информации, которые часто встречаются при аутизме и других особенностях развития.

Это может побуждать ребенка скрипеть зубами, чтобы получить больше сенсорной стимуляции в ротовой полости. Люди с оральной гипочувствительностью с трудом осознают, что происходит у них во рту, и для них характерен «сенсорный поиск» связанный с движениями челюсти. Например, дети с оральной гипочувствительностью часто жуют одежду, свои руки, несъедобные предметы и также они могут скрипеть зубами.

Лечение бруксизма

1.Медицинское лечение

В первую очередь, медицинское лечение бруксизма направлено на лечение его последствий и облегчение неприятных симптомов, которые с ним связаны, а также на защиту зубов от механических повреждений. Поскольку дети «перерастают» бруксизм в большинстве случаев, медицинские вмешательства, как правило, являются временными. Дети с нарушениями развития, страдающие от длительного бруксизма, могут нуждаться в продолжительном лечении, чтобы уменьшить мышечную боль в области челюсти и другие проблемы.

Возможные подходы могут включать:

  • теплые компрессы в области челюсти. Тепло помогает расслабить мышцы челюсти и уменьшить мышечные боли. Врач ребенка может проконсультировать о том, как применять данную стратегию;
  • врач может назначить обезболивающие или противовоспалительные препараты для облегчения мышечной боли, вызванной бруксизмом;
  • врач может рекомендовать мышечный релаксант, чтобы помочь расслабить мышцы челюсти;
  • как уже говорилось ранее, необходимо лечение проблем с зубами, которые могут быть связаны с бруксизмом;
  • для защиты зубов от повреждений, в первую очередь, при ночном бруксизме, для пациента можно сделать специальную каппу – приспособление, которое изготавливается по слепку зубов и надевается на челюсть. В этом случае, при скрежете зубами ребенок будет стирать каппу, а не сами зубы;
  • в некоторых случаях бруксизм вызван проблемами с затрудненным дыханием, в первую очередь, во время сна, и ребенку может понадобится консультация отоларинголога и лечение проблем, затрудняющих дыхание, например, удаление аденоидов.

2. Уменьшение стресса и обучение релаксации

Очень важно выявить возможные источники стресса в жизни ребенка, страдающего бруксизмом. Рекомендуются различные методы, которые помогают уменьшить стресс и способствуют расслаблению. В первую очередь, следует попробовать немедикаментозные методы релаксации – мышечную релаксацию, медитацию, музыкальную терапию, физические упражнения. В зависимости от наличия тех или иных диагнозов и сопутствующих проблем может понадобиться консультация с психиатром или психологом.

3. Сенсорная стимуляция в ротовой полости

Если причина скрежета зубами – сенсорный поиск, то эрготерапевт или логопед могут подобрать оптимальную стратегию, чтобы предоставить ребенку дополнительную стимуляцию в ротовой полости. Она может включать:

  • массаж ротовой полости. Такой массаж часто проводят логопеды, и он обеспечивает очень сильную сенсорную стимуляцию для полости рта;
  • различные массажеры, в том числе, вибрирующие массажеры, могут предоставить самый разный тип сенсорной стимуляции. Очень часто для детей с бруксизмом подходят вибромассажеры для полости рта, которые позволяют варьировать давление и стимуляцию. К тому же, массаж с вибрацией помогает многим детям расслабиться;
  • существуют разного рода прорезыватели и безопасные «жевалки», которые ребенок может использовать как альтернативу скрипу зубами. При бруксизме рекомендуется пробовать «жевалки» продолговатой формы и в форме трубочек, чтобы ими можно было легко достать до коренных зубов – это обеспечит похожие со скрипом зубами ощущения. Жевалки с неровной и варьирующейся поверхностью могут особенно понравиться детям с «сенсорным поиском»;
  • для увеличения стимуляции мышц челюсти можно осторожно попробовать следующее упражнение – дать ребенку укусить «жевалку» в форме буквы Т или трубочки, а потом очень мягко потянуть за жевалку 3-5 раз. Упражнение можно повторять до 5 раз с обеих сторон челюсти в течение дня.

4. Диетологическая помощь

Если ребенок скрипит зубами в качестве «стимминга» или «сенсорного поиска», то это поведение можно уменьшить, включив в рацион ребенка больше твердой, хрустящей и требующей продолжительного жевания пищи, например, сырой морковки, сельдерея, сухофруктов и тому подобного.

Многие дети с аутизмом имеют крайне ограниченный рацион или избегают твердой пищи. Тем не менее, у них все равно может быть потребность в получении определенных ощущений в ротовой полости и определенных движениях челюстью, и они могут получать их с помощью скрипа зубами. В этом случае поведенческие вмешательства для расширения рациона могут помочь уменьшить бруксизм.

Важно учитывать, что жевание жвачки, большие куски пищи или широкое открывание рта может привести у некоторых людей, страдающих бруксизмом, к обострению мышечной боли в челюсти.

Важно следить за тем, чтобы ребенок потреблял достаточное количество жидкости в течение дня – некоторые специалисты считают, что обезвоживание способствует бруксизму.

Если ребенок не может есть твердую пищу по медицинским показаниям, то можно разрешить ему использовать сенсорную «жевалку», чтобы восполнить недостающие ощущения.

Поведенческие вмешательства при бруксизме

Есть несколько исследований по коррекции бруксизма у детей с аутизмом с помощью методов на основе прикладного анализа поведения, но в основном это лишь исследования отдельных случаев.

Как правило, в этих случаях успешно применялись вербальные и физические подсказки, чтобы «переключить» на другое поведение ребенка, который скрипит зубами днем.

В некоторых случаях скрип зубами удавалось уменьшить, когда ребенку подсказывали повторить за взрослым определенный звук (например, «а-а-а») каждый раз, когда он начинал скрипеть зубами.

Повторение звука – это поведение не совместимое со скрипом зубами.

Также поведенческий аналитик может использовать другие стратегии, например, тренинг функциональной коммуникации.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх