Интровертами быть стало чуть ли не модно, а экстравертам нужно порой сдерживать свою страсть к общению. Но можно быть амбивертом, то есть взять от обоих типов психики лучшее. Оказывается, большинство из нас — именно они.
Интроверт или экстраверт?
Считается, будто первый замкнут и стремится к уединению, а второй — общительный и дружелюбный открытый миру человек.
Но на самом деле все не так просто, и чистых типов, как правило, почти что и нет. То есть даже совсем уж закрытые люди в действительности вполне могут раскрываться и проявлять чудеса коммуникабельности, если создать им специальные условия.Вопрос настолько неоднозначный и не изученный по многим причинам до конца, что единого мнения, как определять тип, нет: разные тесты могут дать одному и тому же человеку разные результаты.
Кадр из сериала "Друзья"
Юнг, например, определял экстраверта как человека, который направляет свое внимание и энергию на внешнее, никак не обрабатывая субъективно полученную информацию. А интроверт, по его мнению, действует и мыслит, исходя из внутренних ощущений и установок. Именно из них получаются великолепные ученые или писатели. Как можно понять, все это не имеет никакого отношения к общительности или стремления к одиночеству и затворничеству. Это просто способ коммуникации с внешним миром. И не более того.
Связь физиологии и психологии
Психолог Ганс Юрген Айзенк пошел дальше и исследовал поведение солдат. Одни были ментально совершенно здоровы, а другие являлись явными невротиками. Оказалось, что они точно так же выстраивают линию отношений с окружающим миром, как определял Юнг, но интроверты при этом чрезмерно чувствительны к внешним раздражителям.
Поэтому, например, от большого скопления людей и шума они быстро устают физически. А экстраверты, напротив, недостаточно быстро реагируют и возбуждаются, так что им физически требуется постоянная подпитка от окружающих. Они — своего рода энергетические вампиры.
Дофамин определяет тип психики
Ученые нашли и другое убедительное обоснование для типа психики — это гормон радости, дофамин. У интровертов его изначально больше, поэтому они спокойно находятся в одиночестве. А экстраверты вынуждены получать его, чтобы поддерживать гормональный фон в оптимальном состоянии и гармонии с миром.
Амбиверт — золотая середина
А теперь представим человека-экстраверта, который слишком повысил свой уровень дофамина. Условно, переел сладкого. И теперь его передергивает от одной мысли от общения и прочих песен с плясками. Понятно, что он тут же станет условным интровертом, но в то же время он прекрасно владеет коммуникативными навыками. И в целом очень дружелюбен по отношению к людям. До определенного момента он будет ни интровертом, ни экстравертом. А окажется амбивертом. И таких, как показывают исследования, большинство.
Наша психика просто постоянно подстраивается под изменения в окружающем мире и наши потребности в дофамине — и в сумме это дает мотивацию то изнутри, то снаружи. То есть в большинстве своем мы ведем себя то так, будто мы интроверты, то вдруг становимся экстравертами.
Типичный пример: если застенчивый интроверт выпьет, то он вдруг становится общительным и разговорчивым. Вспомним, как вел себя товарищ Новосельцев, когда оказался на домашней вечеринке с коллегами и «мымрой».
Если у человека есть возможность балансировать между двумя полюсами психики, то все в порядке. Но когда амбиверт застревает по какой-то причине только на одном, он может заработать настоящий невроз. Попросту говоря, даже у самого дружелюбного экстраверта должна быть возможность спрятаться в норку, чтобы помолчать и снизить избыток полученного ранее дофамина до приемлемого уровня.
Верно и обратное — даже самому закоренелому молчуну и домоседу нужно периодически выходить «в люди», чтобы пообщаться и контактировать с другими людьми. Очень важно вовремя отслеживать этот момент и использовать его себе на пользу (эмоциональную как минимум).
Свежие комментарии