Ну многим я думаю интересно - кто жил на территории той же Московской области раньше. Вообще когда говорим о России, современной, мы подразумеваем именно Центральную Россию, по границе где то Воронежской области, дальше традиционно южные края, которые относительно недавно, исторически, стали русскими.
Ну и задаются люди вопросами - как жилось тем, кто тут ходил скажем 3 000 лет назад или 1 000 лет до нашей эры. Уточню - я люблю писать именно сколько лет назад, что бы не пересчитывать в уме лишний раз цифры.
Нужно понимать, что на территориях Московской области, Тверской, Вологодской и по сути всей центральной России, Северной части России и Восточной, славян можно сказать не было. После распада Ямной культуры на ряд других, прото балто славяне по границе степей, бочком так, косясь на труднообрабатываемые дебри лесные, ушли к относительно тёплому Балтийскому побережью и там то и стали уже балтами и славянами. Но поскольку разговор идёт явно не за Германию и Польшу, где славяне и зародились, то....
Пропуская милосердно костёнковцев, которые 38 000 лет назад жили в Воронежской области, пропустим и мезолитчиков и заодно бронзовиков на этот раз. В Московской области и примыкающих к ней областях, жили те же фатьяновцы, но пока не о них, хотя там тоже всё былл интересно.
Посмотрим как жили люди Дьяковской культуры, жившие после фатьяновцев - существовала с 2700 лет назад до 1500 лет назад.. Вообще, если говорить и том, кто самый коренной москвич, то дьковцы почти любого могут послать куда подальше ( древнее их были фатьяновцы, жившие в Царицынском парке, но о них как нибудь потом ). Одно из их селений стояло в Парке Коломенское, там есть холм такой высокий, рядом с ручьём, с видом на Москву реку. Вот там и жили дьяковцы, это одно из долгосрочных их поселений было. И жили явно боясь многих вокруг. Потому что почти все селения дьяковцев, живших на территории Тверской[, Вологодской, Владимирской, Московской, Ярославской, Ивановской, Костромской и Смоленской, ставились по одному плану - выбиралось место у реки, выбирался холм как можно выше и на самой его вершине, на юру, вдалеке от родника, если смотреть по высоте, строились жилища.
Вот карту сделал - что бы наглядно было. Дьяковцы жили по сути в самой основе нынешней России, центровее некуда для нас.
Вот тут и начинается суть. Мало того что залезали всегда на холм, так даже его выбирали с тем расчётом, что бы спуск сколь либо пологий был ОДИН, а три других, что бы обрывы под 90 градусов. В Дьяковом городище, что в Коломенском, 2500 лет назад на холме, накидали вокруг строений земляной вал высотой 1,6 метра, а в него поставили деревянную стену. В итоге что бы сходить за водой, люди пёрлись вниз к ручью. Я поднимался на холм дважды и каждый раз замахивался даже с пустыми руками. Как выглядел подъём с двумя вёдрами воды на хребтине, да зимой - с ужасом могу представить. Жили в трёх домах, внутри разделённых перегородками. Очаги открытого типа - проще говоря как в индейских типи, печных труб дьковцы не ведали.
Активно разводили лошадей, коров и свиней. Высеивали просо и пшеницу. Что опять таки добавляет понимания к тому, что жизнь была опасной, набеги видимо случались часто. Ведь крайне не удобно спускаться за любой надобностью вниз и снова лезть на холм, где живёшь. Опять таки, на холмы дьковские явно не заводили скотину - сам с коровами рядом не раз ходил и могу сказать точно, никогда вменяемый человек даже не попробует затаскивать корову на такие кручи, она либо не залезет, либо уже не слезет, а без пасьбы нет и коровы.
В Кунцевском городище, расположенном в Кунцево, вообще заделали ТРИ вала земляных, видимо каждый был снабжён и стеной-частоколом. Это сделали 2 400 лет назад, когда активно освоили железо и начались не менее активные меж родовые тёрки за то, кто самый крутой на холме. При этом делить то по современным меркам было смех да грош. На всей территории Москвы было 10 городищ, в каждом от силы по 100 - 200 человек. Итого на 1000 квадратных километров аж 1500 - 2000 человек жило. Всегда ставили поселения в речных долинах, в степь не совались. И даже при такой низкой конкуренции за ресурсы, даже при явно отсутствии угрозы нападения тех, кому нужно злато и серебро, дьяковцы кучу сил тратили на то, что бы заволочь штабеля брёвен на холмы и горы земли перелопатить. Всё ради того, что бы свои же соседушки не удавили за лишний десяток коров.
Каждое городище осваивало 3 километра земли вокруг. Видимо хватало для выпаса коров и рыбной ловли с охотой. Жили они бедно, почти до самого конца культуры этой, использовали кость как материал. Лишь в нашу эру полностью от неё отказались. Что самое странное и говорящее о слабом развитии данной культуры, так отсутствие собак, между 2800 и 2300 лет назад, дьяковцы не ведали собак и вот как они без них обходились - большой вопрос. Собаки появляются 2200 лет назад у них. Видимо с этим связаны ряд интересных факторов.
Если условно разделить дьяковцев на два периода, где первый начиная от 2800 лет назад, а второй начинается с 2 200 лет назад, можно пронаблюдать их деятельность хозяйственную.
В первом периоде они не охотились на волков. Думаю именно из за отсутствия собак. При этом есть находки в городище медвежьих костей, рыси и лисы. Связано думаю с тем, что это животные не стайные. На стайных без собаки страшнее идти.
Били кабанов, лосей и оленей, которые тут водились в прошлом.
Вот только если взять базу, чем питались в плане мяса, то картина проста - в основном кониной и свининой. Что странно - лошадей только жрали, упряжь не найдена. Коров ели, но мало, не больше 10 процентов от общей мясной составляющей. А на зуб походу пробовали всё подряд, даже есть останки вороны, чайки, белки и барсука. Ставка на охоту была так себе. Учитывая радиус всего в три километра, особо не находишься за дичью - звери не идиоты и быстро разбегались из этих кругов смерти. В основном ловили рыбу и занимались скотоводством с земледелием. Имевшуюся небольшую окружность осваивали довольно плотно, включая изгороди, видимо что бы скотина не разбредалась излишне.
В плане металла постоянно был напряг сильный, поэтому изделий из кости куча, включая иглы и инструменты разного типа.
Скажем это - костяные ножи.
Варианты шил и игл из костей.
Скребки из костей.
Общий план поселений.
Дом бревенчатый, причём полноценно, без подвального пола.
Общий уровень культуры в итоге был так себе. С одной стороны лошадей знали, но больше жрали их, чем ездили. Образ жизни вели почти оседлый, торгуя иногда пушниной и меняя на бусы. Торговали в том числе и с Балтийским направлением. Из за общей недружелюбности своих же родов, никакого государства не было и в помине, даже княжеств. Только роды, по сути племена за стенками. Письменности тю тю, книг само собой тоже. Из монументального - дома да стены вокруг домов. В этот же период если что, с 2700 лет назад до 1500 лет назад, Древний Египет уже успел понастроить пирамид и начал подходить к своему закату, древние Хараппы - Инды уже вообще переселились кто куда, до этого понастроив города на 30 000 и больше человек с дорогами и канализацией.
Дьяковцы ничего не придумали в плане технологий. Никаких новшеств не зафиксировано. Это как бы часть финно угров, получивших ряд базовых знаний, включая знания о земледелии и скотине и ушедших жить в леса. На этих холмах они и застыли в развитии. Жить было на что, даже бронзовые украшения есть и стеклянные бусы с побережья Чёрного и Средиземного морей находят, но не более того.
Беда любого лесного народа - они жили в балансе с природой. При исследовании их зон, где велась рыбная ловля и обработка земли, подтверждается - они очень аккуратно всё использовали. Излишне не плодились, не ловили рыбу и не распахивали всё что можно было. Можно подумать - гармония. Но это именно беда для любого народа. Пока ты балансишь с природой, оберегая лишнюю десятину земли, другие народы не спят.
Дьяковцы, судя по принципу поселений и отсутствию врагов извне, больше боялись просто сходить до соседнего городка, без крайне нужды, норовя крутится в радиусе 3-х километров от дома. Сильно подозреваю, что торговали они на месте, продавая что можно из пушнины приезжим торговцам и покупая у них разное. А торговцы видимо давали деньги главам родов, что бы спокойно ездить. Зачастую торговцами были скифы, а потом сарматы.
Наконечники стрел. Тоже кость.
Вот что оставили по себе реально загадочное - домики мёртвых. В лесу. На сегодняшний день целыми осталось всего два таких домика. Но учитывая, что русские после 300 - 500-го года стали проникать на эти территории ( точнее славяне), они находили эти дома, а там понимаете ли кости, человеческие. Дьяковцы предварительно прикапывали умершего на территории городищ, потом, когда вся плоть отгнивала, переносили в домик, иной раз сжигая, иной раз кучкой кости складывая, но кости почти всегда всё таки обожжены, что в итоге сыграло злую вещь - очень сложно восстановить реальный облик дьяковца.
И вот представляем. Идёт наш суровый прото руссо предок. Топор железный, морда бородата. Хвать - избушка малая, ну он заходит, а там едри в качель, кости! Оборони нас боги суровые Северные! Кости, да явно человеческие? Вокруг лес, жилья рядом нету, к избушке тропок нету.
Да мало того, в избушке украшения, звенящие, от дуновения ветра...
К томуж е в погребальном обряде дьяковцев был обычай оставлять еду, посуду и в общем всю нужную покойнику утварь.
Вот отсюда, не раз струхнув, наши прото русские и повели видимо сказки про Бабу Ягу, что живёт в лесах дремучих, да в избе на ногах куриных, добрых молодцов жрёт, а кости в кучку кладёт или сжигает в печи. Не исключаю, уж лично от себя, что у дьяковцев за такими домиками и вправду пригляд вёлся ( по тому же принципу, по которому мы ухаживаем за могилами родных ) и скорее всего, учитывая, что работы всегда полно, пригляд вела.... какая нибудь утлая старуха. Дальше думаю сами догадаетесь. Дремучий лес, прото русский, избушка, кости, и тут бабка на непонятном финно угорском чего то тарабанит!
В итоге повторюсь - только два погребения дошло такого типа. Видать русские, приходя в себя, пёрли ломать бабкины дома, возможно попутно ломая и бабок и всех кто под руку лез. Потому и не сохранилось больше захоронений. Собственно к 500 году нашей эры славяне стали активно напирать на эти земли и шаг за шагом ассимилировали оставшихся дьяковцев. Правда без особого мордобоя, видимо сказывалось как количественное превосходство, заметное любому дьяковцу, так и технологические. Кривичи и вятичи, которые пришли, были намного более продвинутые в этом плане.
Нужно понимать, что на территориях Московской области, Тверской, Вологодской и по сути всей центральной России, Северной части России и Восточной, славян можно сказать не было. После распада Ямной культуры на ряд других, прото балто славяне по границе степей, бочком так, косясь на труднообрабатываемые дебри лесные, ушли к относительно тёплому Балтийскому побережью и там то и стали уже балтами и славянами. Но поскольку разговор идёт явно не за Германию и Польшу, где славяне и зародились, то....
Пропуская милосердно костёнковцев, которые 38 000 лет назад жили в Воронежской области, пропустим и мезолитчиков и заодно бронзовиков на этот раз. В Московской области и примыкающих к ней областях, жили те же фатьяновцы, но пока не о них, хотя там тоже всё былл интересно.
Посмотрим как жили люди Дьяковской культуры, жившие после фатьяновцев - существовала с 2700 лет назад до 1500 лет назад.. Вообще, если говорить и том, кто самый коренной москвич, то дьковцы почти любого могут послать куда подальше ( древнее их были фатьяновцы, жившие в Царицынском парке, но о них как нибудь потом ). Одно из их селений стояло в Парке Коломенское, там есть холм такой высокий, рядом с ручьём, с видом на Москву реку. Вот там и жили дьяковцы, это одно из долгосрочных их поселений было. И жили явно боясь многих вокруг. Потому что почти все селения дьяковцев, живших на территории Тверской[, Вологодской, Владимирской, Московской, Ярославской, Ивановской, Костромской и Смоленской, ставились по одному плану - выбиралось место у реки, выбирался холм как можно выше и на самой его вершине, на юру, вдалеке от родника, если смотреть по высоте, строились жилища.
Вот карту сделал - что бы наглядно было. Дьяковцы жили по сути в самой основе нынешней России, центровее некуда для нас.
Вот тут и начинается суть. Мало того что залезали всегда на холм, так даже его выбирали с тем расчётом, что бы спуск сколь либо пологий был ОДИН, а три других, что бы обрывы под 90 градусов. В Дьяковом городище, что в Коломенском, 2500 лет назад на холме, накидали вокруг строений земляной вал высотой 1,6 метра, а в него поставили деревянную стену. В итоге что бы сходить за водой, люди пёрлись вниз к ручью. Я поднимался на холм дважды и каждый раз замахивался даже с пустыми руками. Как выглядел подъём с двумя вёдрами воды на хребтине, да зимой - с ужасом могу представить. Жили в трёх домах, внутри разделённых перегородками. Очаги открытого типа - проще говоря как в индейских типи, печных труб дьковцы не ведали.
Активно разводили лошадей, коров и свиней. Высеивали просо и пшеницу. Что опять таки добавляет понимания к тому, что жизнь была опасной, набеги видимо случались часто. Ведь крайне не удобно спускаться за любой надобностью вниз и снова лезть на холм, где живёшь. Опять таки, на холмы дьковские явно не заводили скотину - сам с коровами рядом не раз ходил и могу сказать точно, никогда вменяемый человек даже не попробует затаскивать корову на такие кручи, она либо не залезет, либо уже не слезет, а без пасьбы нет и коровы.
В Кунцевском городище, расположенном в Кунцево, вообще заделали ТРИ вала земляных, видимо каждый был снабжён и стеной-частоколом. Это сделали 2 400 лет назад, когда активно освоили железо и начались не менее активные меж родовые тёрки за то, кто самый крутой на холме. При этом делить то по современным меркам было смех да грош. На всей территории Москвы было 10 городищ, в каждом от силы по 100 - 200 человек. Итого на 1000 квадратных километров аж 1500 - 2000 человек жило. Всегда ставили поселения в речных долинах, в степь не совались. И даже при такой низкой конкуренции за ресурсы, даже при явно отсутствии угрозы нападения тех, кому нужно злато и серебро, дьяковцы кучу сил тратили на то, что бы заволочь штабеля брёвен на холмы и горы земли перелопатить. Всё ради того, что бы свои же соседушки не удавили за лишний десяток коров.
Каждое городище осваивало 3 километра земли вокруг. Видимо хватало для выпаса коров и рыбной ловли с охотой. Жили они бедно, почти до самого конца культуры этой, использовали кость как материал. Лишь в нашу эру полностью от неё отказались. Что самое странное и говорящее о слабом развитии данной культуры, так отсутствие собак, между 2800 и 2300 лет назад, дьяковцы не ведали собак и вот как они без них обходились - большой вопрос. Собаки появляются 2200 лет назад у них. Видимо с этим связаны ряд интересных факторов.
Если условно разделить дьяковцев на два периода, где первый начиная от 2800 лет назад, а второй начинается с 2 200 лет назад, можно пронаблюдать их деятельность хозяйственную.
В первом периоде они не охотились на волков. Думаю именно из за отсутствия собак. При этом есть находки в городище медвежьих костей, рыси и лисы. Связано думаю с тем, что это животные не стайные. На стайных без собаки страшнее идти.
Били кабанов, лосей и оленей, которые тут водились в прошлом.
Вот только если взять базу, чем питались в плане мяса, то картина проста - в основном кониной и свининой. Что странно - лошадей только жрали, упряжь не найдена. Коров ели, но мало, не больше 10 процентов от общей мясной составляющей. А на зуб походу пробовали всё подряд, даже есть останки вороны, чайки, белки и барсука. Ставка на охоту была так себе. Учитывая радиус всего в три километра, особо не находишься за дичью - звери не идиоты и быстро разбегались из этих кругов смерти. В основном ловили рыбу и занимались скотоводством с земледелием. Имевшуюся небольшую окружность осваивали довольно плотно, включая изгороди, видимо что бы скотина не разбредалась излишне.
В плане металла постоянно был напряг сильный, поэтому изделий из кости куча, включая иглы и инструменты разного типа.
Скажем это - костяные ножи.
Варианты шил и игл из костей.
Скребки из костей.
Общий план поселений.
Дом бревенчатый, причём полноценно, без подвального пола.
Общий уровень культуры в итоге был так себе. С одной стороны лошадей знали, но больше жрали их, чем ездили. Образ жизни вели почти оседлый, торгуя иногда пушниной и меняя на бусы. Торговали в том числе и с Балтийским направлением. Из за общей недружелюбности своих же родов, никакого государства не было и в помине, даже княжеств. Только роды, по сути племена за стенками. Письменности тю тю, книг само собой тоже. Из монументального - дома да стены вокруг домов. В этот же период если что, с 2700 лет назад до 1500 лет назад, Древний Египет уже успел понастроить пирамид и начал подходить к своему закату, древние Хараппы - Инды уже вообще переселились кто куда, до этого понастроив города на 30 000 и больше человек с дорогами и канализацией.
Дьяковцы ничего не придумали в плане технологий. Никаких новшеств не зафиксировано. Это как бы часть финно угров, получивших ряд базовых знаний, включая знания о земледелии и скотине и ушедших жить в леса. На этих холмах они и застыли в развитии. Жить было на что, даже бронзовые украшения есть и стеклянные бусы с побережья Чёрного и Средиземного морей находят, но не более того.
Беда любого лесного народа - они жили в балансе с природой. При исследовании их зон, где велась рыбная ловля и обработка земли, подтверждается - они очень аккуратно всё использовали. Излишне не плодились, не ловили рыбу и не распахивали всё что можно было. Можно подумать - гармония. Но это именно беда для любого народа. Пока ты балансишь с природой, оберегая лишнюю десятину земли, другие народы не спят.
Дьяковцы, судя по принципу поселений и отсутствию врагов извне, больше боялись просто сходить до соседнего городка, без крайне нужды, норовя крутится в радиусе 3-х километров от дома. Сильно подозреваю, что торговали они на месте, продавая что можно из пушнины приезжим торговцам и покупая у них разное. А торговцы видимо давали деньги главам родов, что бы спокойно ездить. Зачастую торговцами были скифы, а потом сарматы.
Наконечники стрел. Тоже кость.
Вот что оставили по себе реально загадочное - домики мёртвых. В лесу. На сегодняшний день целыми осталось всего два таких домика. Но учитывая, что русские после 300 - 500-го года стали проникать на эти территории ( точнее славяне), они находили эти дома, а там понимаете ли кости, человеческие. Дьяковцы предварительно прикапывали умершего на территории городищ, потом, когда вся плоть отгнивала, переносили в домик, иной раз сжигая, иной раз кучкой кости складывая, но кости почти всегда всё таки обожжены, что в итоге сыграло злую вещь - очень сложно восстановить реальный облик дьяковца.
И вот представляем. Идёт наш суровый прото руссо предок. Топор железный, морда бородата. Хвать - избушка малая, ну он заходит, а там едри в качель, кости! Оборони нас боги суровые Северные! Кости, да явно человеческие? Вокруг лес, жилья рядом нету, к избушке тропок нету.
Да мало того, в избушке украшения, звенящие, от дуновения ветра...
К томуж е в погребальном обряде дьяковцев был обычай оставлять еду, посуду и в общем всю нужную покойнику утварь.
Вот отсюда, не раз струхнув, наши прото русские и повели видимо сказки про Бабу Ягу, что живёт в лесах дремучих, да в избе на ногах куриных, добрых молодцов жрёт, а кости в кучку кладёт или сжигает в печи. Не исключаю, уж лично от себя, что у дьяковцев за такими домиками и вправду пригляд вёлся ( по тому же принципу, по которому мы ухаживаем за могилами родных ) и скорее всего, учитывая, что работы всегда полно, пригляд вела.... какая нибудь утлая старуха. Дальше думаю сами догадаетесь. Дремучий лес, прото русский, избушка, кости, и тут бабка на непонятном финно угорском чего то тарабанит!
В итоге повторюсь - только два погребения дошло такого типа. Видать русские, приходя в себя, пёрли ломать бабкины дома, возможно попутно ломая и бабок и всех кто под руку лез. Потому и не сохранилось больше захоронений. Собственно к 500 году нашей эры славяне стали активно напирать на эти земли и шаг за шагом ассимилировали оставшихся дьяковцев. Правда без особого мордобоя, видимо сказывалось как количественное превосходство, заметное любому дьяковцу, так и технологические. Кривичи и вятичи, которые пришли, были намного более продвинутые в этом плане.
Свежие комментарии