На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир Акулов
    Есть  такое  правило  для  всех  живых  : не  работающий  орган  слабеет  и  отмирает...Надо  давать  умеренную  пост...Разрушитель суста...
  • Людмила Лиханова (Беговщиц)
    Согласна.Визуальный тест п...
  • Lora Некрасова
    Не знаю, как сейчас, но раньше в аптекарских магазинах продавались магнитофорные аппликаторы. Это такие эластичные на...Разрушитель суста...

Откуда берутся "дети-невидимки"

Как назвать тех людей, из-за которых в нашей стране в повседневный оборот вошло понятие "дети-маугли"? Узницей забитой мусором московской квартиры оказалась 5-летняя девочка Люба. Она смотрела на обнаруживших ее людей диким взглядом, в ее шею буквально вросла цепочка. О личной гигиене и питании малышки должна была заботиться ее мать, но в последние месяцы она изредка забрасывала ей скудные пайки и уходила. Теперь женщина под арестом, ее психическое состояние предстоит оценить специалистам. А девочка Люба в больнице под круглосуточным присмотром. Постепенно привыкает к человеческой заботе и нормальной еде. Ее навестила уполномоченная при президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова. После этой встречи она дала интервью "Вестям в субботу", в котором рассказала о состоянии Любы и положении дел в целом.

- Анна Юрьевна, пошло выражение "дети-маугли," а мне кажется, правильнее было бы сказать "дети-невидимки": что мальчик на МКАД, что эта девочка ужасной квартире. Я начал рассуждать логически. Вот от рождается ребенок. Мы с вами оба — родители. Звонят из поликлиники, начинает приходить медсестра. Она приходит 4-5 недель, по-моему.

- Должны прийти сразу после выписки из родильного дома. А потом — профосмотры.

- А потом поликлиника говорит: это не наша ответственность, может быть, вы в платную пошли. Нет проверки. Потом пахнет из соседней квартиры. Кому звонить? В Роспотребнадзор? Откуда эти дети? Куда они пропадают и откуда они берутся?

- Изучая последние ситуации, мы понимаем, что точнее термин "дети-невидимки". Но здесь задача не найти нужный термин, а задача найти способ, как это исправить. Президентом поставлены задачи по приближению социальной помощи семье. Каким образом в один момент эта семья попадает в"слепое пятно", когда ни одна из систем профилактики ее не видит, не достает?..

- Ни здравоохранение, ни ваша опека.

- Не диагностируют неблагополучие. Добавлю еще случаев. Кировская область. Трагедия, безусловно. Ребенок не стоял на учете в поликлинике, не посещал детский сад и в итоге на день рождения — в 3 годика — бабушка обнаружила, что ребенок погиб. Приведу и другой случай. В Бурятии, в Улан-Удэ, воспитатели четыре дня не видели ребенка в садике. Они позвонили в полицию. Все вышли на адрес и увидели, что ребенок 4 дня находится с мертвой бабушкой. Но сейчас он уже в семье, родственники оформили опеку. То есть тут система сработала. Но, к сожалению, это не каждый раз бывает.

- Я не отношусь к тем людям, которые считают, что нужно все непременно отрегулировать до запятой, потому что в любом случае жизнь сложнее, чем любая инструкция. Вот вы пропишете сейчас что-то в ответ на то, что произошло недавно, а потом случится нечто совершенно другое. Если мы говорим действительно об этих "детях-невидимках", особенно дошкольного возраста, но когда ребенок не пришел в школу, все-таки отреагировали.

- Маленькие дети наиболее уязвимы.

- Кто должен следить за этим?

- Я озвучу тот принцип, который, если он работает, то система обязательно его увидит. Это принцип доверия. Когда его нет, когда семья ли или окружающие, которые замечают неблагополучие, не считают важным или считают, что система не поможет, они туда не подают сигнал.  Это нашими руками все делается в том числе. И сегодня это — обращение к системе, это обращение к тем, кто должен регулировать и следить за эффективностью работы сегодняшних инструментов. Во-первых, это новации, который сегодня нужно наращивать. В некоторых регионах это сделано.

- Что, например?

- Специальные call-центры, в которые можно позвонить по любому поводу, касающемся ребенка. И система сама разведет с помощью координаторов эту просьбу. К сожалению, у нас пока нужно изучить функционал всех департаментов и ведомств для того, чтобы найти нужную дверь, а там еще скажут: "Приходите завтра".

- Не понятно, куда звонить. В Роспотребнадзор, Минздрав или, по-старому говоря, в РОНО?

- Абсолютно точно. Сегодня социальная инфраструктура ветвится, и много разных реабилитационных центров, и кризисных центров помощи женщине, но если женщина оказалась на улице одна, что, она будет судорожно искать эти телефоны? К сожалению, обнаружилось, что многочисленные службы доверия лишь номинально являются таковыми. И население о них не знает.

- А единого номера спасения не хватает в данном случае?

- Единый номер спасения, если вы говорите о пилотных проектах "112", которые работают в ряде субъектов Российской Федерации, — это телефон МЧС, Следственный комитет и иные федеральные структуры, которые подключены к одному телефону. У них задачи — работать с социальными проблемами, с социальными вызовами.

- Давайте вернемся к девочке Любе. В первые дни говорилось, что она и не разговаривает, и не реагирует. Есть прогресс?

- Она в первые дни не произносила вообще ни звука. Сколько я с ней была, я не услышала даже слогов.

- Сейчас есть прогресс?

- Сейчас, после того как я от нее вернулась, только приехала в кабинет, — мне звонит доктор, директор клиники, и говорит о том, что шепотом произнесены несколько слов: "огурец", "сок". Еще какие-то слова она стала произносить.

- Слава Богу.

- Да. С одной стороны, радуешься этим маленьким шажочкам, а с другой, — просто страшно. Что с ней было, что так заставило ее замолчать? Меня как маму многодетную…

- У вас шестеро детей?

- Да. Меня поразило одно. Я говорю: давай ручку, пойдем по коридору. Она не понимает, что такое "давай ручку". Я ей показала, как взять руку, чтобы "замочек" был. Она никак не могла понять, как взять ручку. Пыталась меня под локоть взять.

- То есть мама с ней не ходила?

- Можно обобщать и предполагать, но даже фразу "садись на коленки" она не понимает.

- Кем является ее мать? Я вглядывался в кадры — вроде бы прилично выглядящая женщина. И соседи говорят, что и хорошо одевалась, и опрятной была, при том что в квартире оказалась такая свалка. Там что-то с психикой? Есть какие-то первые выводы?

- Конечно, мы не будем сегодня ни апеллировать к медицинским понятиям каким-то, ни говорить и предварять итоги следствия. Идут следственные действия, привлекаются эксперты, чтобы получить полную картину того, что произошло, почему ребенок оказался в этом мусоре и в таком состоянии, с вросшей в шею веревочкой. Такое ощущение, что просто этот ребенок попал в "слепое пятно" собственной матери, как будто ее не было. Она вроде бы была и вроде бы ее и не было. Сейчас для нас что самое главное – ее здоровье, чтобы с девочкой все было хорошо. Я говорила с экспертами, к ней приглашала специалистов, они, к счастью, дают хорошие прогнозы. Второе, что для меня важно, — мы не отпустим ситуацию, пока ребенок не окажется с любящими, заботливыми родителями, с теми, кто будет с ней рядом.

- А речь идет о поиске приемных родителей для нее?

- Мы можем представлять, судя по практике предыдущих подобных случаев, что, скорее всего, это будут приемные родители. Но я еще раз говорю, что будем дожидаться решения суда. Органы опеки примут решение.

- Давайте немного назад вернемся. Вот квартира. Когда ее открыли, обнаружилось то, что обнаружилось. Но вокруг живут соседи. В общем-то они и подали сигнал. Но они видели, как появился ребенок у этой женщины, как она гуляла с коляской. Потом ребенок куда-то исчезает. Потом появляется запахи выясняется задним числом, что были отключены водопровод и электричество, но из внешних источников. Кто на каком этапе здесь пропустил ребенка?

- Комиссия по делам несовершеннолетних, если квартира отключена от коммунальных услуг, должны была прийти. Более того, если есть неуплата и факт большой задолженности, должны были выяснить, что происходит, заглянуть, зайти.

- Не заглянули.

- К сожалению, этого не произошло, и мы имеем то, что имеем. Что говорить? О совершенствовании системы или совершенствовании людей, которые в этой системе находятся? Мы подали предложение о необходимости повышения квалификации членов комиссии по делам несовершеннолетних. Это новая структура. На данный момент единственная, координирующая на местах органы системы профилактики. Там все: и здравоохранение, и МВД, и социальная защита. Все входят в эту общую структуру комиссии по делам несовершеннолетних, защиты их прав. К сожалению, пока она ограничивается выдачей административных мер к родителям, которые провинились. Это статьи за неисполнение родительских обязанностей. Это штраф. Но есть же другие инструменты. И семье не нужны штрафы, ей нужны поддержка и помощь. Когда пул этих мер будет нарастать, тех, которые могут помочь семье, тогда этих телефонных звонков будет больше. Позвонят все: и соседи, и сама семья позвонит, сама мама, поняв, что у нее что-то не так, у нее задолженность растет, у нее что-то с трубами. Она говорила очень много говорила в последнее время о том, что что-то мешало ей исправить ситуацию. Эти факты могли привести к тому, что она просто наберет телефон, а дальше уже специалисты делают то, что необходимо, исходя из ситуации, помогают, психологи, врачи, кто-то еще, кто может оказать содействие.

- Ваша должность — уполномоченная при президенте по правам ребенка. Вот встречаетесь вы в следующий раз с президентом, с какими предложениями после этой истории вы к нему придете?

- Я вам скажу больше: те предложения, о котором я вам сказала, мы уже обсуждали. Более того, это целый комплекс мер. Ведь мы сегодня не говорим о точечных фрагментарных решениях. Следующее, что я предложила, — это реформирование органов опеки и попечительства. И об этом мы говорили с министром просвещения,. Создана специальная рабочая группа по реформированию органов опеки. Пока идет наращивание мер в отношении приемной семьи. Но мы понимаем, что задача шире. Изменяется мир, и нужны те меры, которые помогут максимально быстро адаптироваться к этим изменениям, но самое главное — их опередить. Нужны инновации. Но, к сожалению, их недостаточно в социальной сфере, их гораздо больше в других сферах, экономической, связанной с развитием предпринимательства и так далее.

- Но там же деньги.

- Вы очень точно подмечаете эти вещи. Поэтому сегодня очень важно наращивать пул инноваций, который помогает сделать каждую социальную услугу доступной для семьи. Доступное информирование. Порой бывает, что я выезжаю в регион, встречаюсь с мамами, у которых дети с особенностями развития, и они мне говорят: у нас в регионе этого нет, мы не можем помочь своему ребенку, у нас нет программ реабилитации, которая нам необходима. Мы приглашаем тех, кто занимается развитием социальной политики региона.

- Они вам показывают отчет и говорят, что все хорошо?

- Не так порой бывает. Они говорят: перейдите дорогу, вот по этому адресу как раз то, что вам нужно. Важно не прятать социальную помощь от населения. Это очень важный момент — лечить на ранней стадии. Как система диспансеризации, выстроенная Министерством здравоохранения. Это наша воля. Мы хотим пойти и выявить свои заболевания на ранней стадии. Система здравоохранения нам говорит: приходите пораньше, ведь чем раньше вы найдете, тем быстрее вылечим. Раз мы экономику затронули: дешевле стоит вылечить. Поэтому в этой части сегодня нужно развернуть и не прятать социальные услуги, не прятаться от неблагополучия, а выйти и мониторить, срабатывать на опережение. Вот тут система, о которой я вам сказала, она на самом деле работает сегодня в нескольких регионах России, еще несколько ей заинтересовались. Это конкретный проект, который реализуется, который помогает снимать социальный запрос и то неблагополучие, которое в регионе есть, выстраивать инструменты для его решения.

- Поставьте нам в пример в таком случае эти регионы.

- Например, Тюмень, Пензенская область, где не так давно начал работать проект "Социальный навигатор". Суть его простая. У нас что-то случилось. Мы звоним по одному телефону в регионе, который висит везде на баннерах и о котором рассказывают по телевидению, крутятся ролики социальной рекламы. Например, как устроить ребенка в детский садик или как оформить инвалидность ребенку. Или как пройти диспансеризацию. Координатор направляет в нужное ведомство, не просто консультирует, а рассказывает, куда вам нужно пойти, сколько справок собрать, и на панель-контроль возвращается решенный вопрос. Это решенный вопрос. Дети, которые вернулись в семью, в которой теперь все нормально, — это решенный вопрос. Когда мы поговорили со специалистами, которые работают в этой системе сегодня, это специальная программа компьютерная. Заключено соглашение со всеми реабилитационными центрами, со всей инфраструктурой социальной помощи, медицинской помощи, системы здравоохранения.

- Этот центр знает, куда направить?

- Абсолютно точно.

- Да еще и прослеживает.

- Будем продолжать решать этот вопрос. Дети, которые вернулись в семью, в которой теперь все нормально, — это решенный вопрос. Если, например, необходимо пролечить маму от алкоголизма или еще какие-то вопросы, может быть, менее острые, менее болезненные, возможно, достаточно порой просто консультация об услугах, льготах и пособиях, которые этой семье положены, а она просто о них не знает. Поэтому я считаю, что чем оптимальнее и гибче подход к поиску социальной поддержки каждой семьи, чем она ближе (это прозвучало в Послании президента Федеральному Собранию), тем легче самой системе социальной защиты ориентироваться в этих вызовах.

- Регионы вы назвали. Надо следить теперь за тем, как другие это будут перенимать.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх