В России нужно запретить продажу корвалола и валокордина. Об этом в эфире «Радио 1» заявил врач-кардиолог, геронтолог, гериатр Юрий Конев. Наш постоянный медицинский обозреватель комментирует это заявление
Наверняка в вашей домашней аптечке есть корвалол или валокордин/валосердин – все это примерно одно и то же.
В моей он точно есть, стоит себе на одной из кухонных полочек рядом со специальной маленькой рюмочкой с делениями. Скажу больше: находится он там, сколько я себя помню, потому что служили эти капельки верой и правдой трем поколениям моей семьи. Сначала их принимала бабушка, потом мама, а теперь очередь дошла и для меня.Полагаю, что валокординовая история моей семьи весьма типична и что-то подобное рассказать о себе могут многие семьи.
И вот годами испытанное средство ряд российских врачей призывает запретить. Хорошо ли это?
Обрати внимание – сделано в Германии!
Наш любимый препарат отлично продается и широко используется в нашей стране уже более 60 лет – с 1959 года. Корвалол, однако, не является отечественной разработкой. Советские фармацевты скопировали старый немецкий препарат валокордин, который, между прочим, германская фармацевтическая компания Krewel Meuselbach производит до сих пор. Важно отметить, что при этом большая часть продукции идет на экспорт в постсоветские страны.
Немецкий валокордин включает в себя четыре элемента: фенобарбитал, масло перечной мяты, этиловый эфир альфа-бромизовалериановой кислоты и масло хмеля. Отметим, что главное действующее вещество препарата – фенобарбитал, который под торговой маркой «Люминал» выпускался компанией Bayer еще c 1912 года.
Отечественные фармацевты почти полностью скопировали валокордин: наш корвалол содержит те же основные ингредиенты, за исключением масла хмеля, а также еще два второстепенных.
Когда в 2008 году валокордин и корвалол в России попытались перевести в разряд рецептурных, это вызвало панику среди людей среднего и пожилого возраста. Препараты буквально смели с аптечных полок, и встревоженные российские власти решили не ссориться гражданами.
Сегодня российские аптеки продают примерно 50 миллионов упаковок корвалола в год.
Что необходимо знать о препарате?
Фото: Артем Геодакян/ТАССВалокордин и его аналоги относятся к группе седативных, а проще говоря успокоительных препаратов, благодаря прежде всего фенобарбиталу, который относится к группе барбитуратов. Он же облегчает засыпание, а потому многие люди – и лично я из их числа – используют его в вечерние часы.
Если вы ближе к вечеру сильно понервничали и не можете уснуть, то 15–20 капель, разбавленных водой, скорее всего, вам облегчат эту задачу. Лично для меня это средство скорой помощи, к которому я прибегаю раза 3–4 в год, то же самое относится и к другим членам моей семьи.
Вот официальный перечень свойств валокордина/корвалола и его ингредиентов: фенобарбитал способствует устранению нервного напряжения и обеспечивает снотворный эффект; этиловый эфир альфа-бромизовалериановой кислоты снижает панику, тревогу и страх, выравнивает эмоциональную неустойчивость; масло мяты перечной усиливает оба эффекта и оказывает легкое спазмолитическое и обезболивающее действие.
В каких случаях его назначают? Вот перечень показаний корвалола:
- функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы (кардиалгия, синусовая тахикардия, повышение артериального давления);
- бессонница (нарушение засыпания);
- невротические состояния;
- вегетативная лабильность;
- раздражительность;
- ипохондрический синдром.
Кроме того, он может применяться в качестве спазмолитического средства при спазмах мускулатуры органов желудочно-кишечного тракта (кишечная и желчная колика).
Это невротическое расстройство, в основе которого лежит нарушение регуляции вегетативной нервной системы, отвечающей за стабильность и слаженность деятельности всех внутренних органов и организма в целом.
А что такое ипохондрический синдром?
Это тревога и страх наличия серьезной болезни или возможности ею заболеть.
Что касается побочных явлений, то это в основном сонливость и головокружения.
При длительном применении больших доз возможно развитие хронической интоксикации, проявлениями которой бывают депрессивное настроение, апатия, ринит, конъюнктивит, геморрагический диатез, нарушение координации. В общем, приятного мало, однако если мы будем принимать его лишь в особых случаях, то интоксикация нам не грозит.
Другое дело – острое отравление, в результате которого время от времени происходят летальные случаи.
Надо заметить, однако, что несчастные погибшие выпивали перед этим от двух до 20 флакончиков корвалола/валокордина. Никогда так не делайте!
Принимайте, как указано во вкладыше к лекарству – по 15–30 капель, предварительно растворив в небольшом количестве воды, 2–3 раза в сутки. Врач может прописать вам курс, и в этом случае следует закончить прием в точном соответствии с его рекомендацией.
Необходимо иметь в виду, что наличие алкоголя в крови значительно усиливает токсичность корвалола/валокордина!
Фенобарбитал: устаревший и небезопасный компонент
Признаюсь честно, мне очень не хочется, чтобы корвалол/валокордин стал рецептурным препаратом. Впрочем, однажды взяв рецепт и купив флакончик, я обеспечу таким образом свою годовую (а то и двухгодичную) потребность в каплях.
В то же время не могу не признать, что препарат, содержащий фенобарбитал, должен продаваться по рецепту.
Надо сказать, что фенобарбитал является устаревшим препаратом. Куда более современными и безопасными лекарствами являются бензодиазепины. Но вот в чем проблема – бензодиазепины отпускаются строго по рецепту, и корвалол/валокордин является практически единственным седативным средством в свободной продаже.
Кто-то может сказать, что бедолаги, отравившиеся корвалолом, принятым в гигантских количествах, сами виноваты, но это же не значит, что от подобных опасностей их не надо охранять.
Кстати, в Европе и США валокордин не популярен, присутствует на фармацевтическом рынке лишь в небольших количествах и продается строго по рецепту.
В 2013 году ФБР раскрыла организованную преступную группу (Pikesville crime ring), занимавшуюся контрабандой из России. Им предъявили обвинение в незаконном ввозе в США сигарет на миллионы долларов, что не вызывает большого удивления: такая преступная практика, к сожалению, время от времени обнаруживается во многих странах мира. А вот что вызвало удивление служащих Федерального бюро, так это ввоз больших количеств корвалола. Рынок сбыта при этом – российские эмигранты, которые за годы и десятилетия жизни вдали от родины не могут привыкнуть к тому, чтобы обходиться без любимых успокоительных капель!
Фенобарбитал является веществом, вызывающим привыкание. Это значит, что при частом употреблении первоначальная доза утрачивает эффективность и ее приходится все время повышать. Кроме того, если больной постоянно принимал корвалол/валокордин, прекращение приема может вызвать синдром отмены (абстинентный синдром) с очень неприятными и длительно не проходящими симптомами, которые включает настоятельную потребность принять свои любимые капли.
Запретить нельзя разрешить! (Где поставить запятую?)
Фото: Мордасов Михаил/ТАССНадо ли запрещать корвалол? Давайте рассмотрим аргументы в пользу такой меры.
Первый заключается в том, что ни корвалол, ни валокордин не проходили клинических испытаний в качестве препаратов при сердечно-сосудистых заболеваниях и не являются сердечными средствами.
«Основу этих веществ составляют снотворные и седативные лекарства, и на сосуды сердца никакого влияния они не оказывают. Я считаю, что даже опасно принимать такие препараты при истинных сердечных приступах. Принимая их, человек успокаивается, боль нивелируется, а процесс продолжается, это может закончиться трагически», – отмечает Юрий Конев, доктор медицинских наук, врач кардиолог, геронтолог.
На этот аргумент, пожалуй, можно возразить то, что ряд старых препаратов не проходил в свое время клинических испытаний, соответствующих высоким современным стандартам. Тем не менее на этом основании мы не списываем со счетов, например, анальгин. До сих пор он остается одним из базовых безрецептурных и вполне эффективных анальгетиков, к тому же он дешев.
В то же время фенобарбитал, основной компонент лекарства, хорошо исследован и врачи знают все его плюсы и минусы.
При истинном сердечном приступе корвалол может помочь больному успокоиться и снизить боль, но при этом и сам больной, и его близкие должны знать, что это не лечение, а лишь временная мера, и вызвать скорую помощь необходимо, даже если состояние улучшилось.
Наталья Картина, кардиолог, врач функциональной диагностики, в своем интервью «Газете.Ru» утверждает, что валокордин и корвалол при сердечных заболеваниях – это «чистой воды плацебо».
Если под плацебо понимать все неэффективные при сердечных болезнях средства, то и их можно так назвать, но если иметь в виду некое нейтрально вещество, то, конечно же, валокордин и корвалол таковыми не являются.
Эти препараты занимают свою особую нишу: ими не лечатся, а, скорее, применяют ситуативно для временного успокоения, расслабления, для того, чтобы заснуть.
Возможно, вам приходилось иметь при себе флакончик с корвалолом и бутылочку с водой на похоронах: грустный повод, когда никого не нужно лечить, но кому-то важно помочь пережить тяжелую утрату.
«Запретить полностью» – это самый простой, но далеко не самый эффективный выход.
Есть проект Общественной палаты РФ, в котором предлагается продавать аптечные жидкости, содержащие этиловый спирт, в определенные часы по аналогии с алкоголем, что представляется вполне разумной мерой. Другой такой мерой может стать продажа по рецепту.
Но самое главное, что необходимо сегодня, когда аптеки полны разного рода препаратами, – это просвещение граждан в части разнообразных методов медикаментозного и немедикаментозного лечения.
Свежие комментарии