Аутоагрессия — явление, которое может скрываться за нашими синяками, приступами самоедства и даже опозданиями на важные встречи. В чем опасность доминирования инстинкта смерти, нам рассказали эксперты.
С кем не бывает: шел, споткнулся, упал. Или готовил обед и порезал палец. Досадная случайность, не так ли?
«Не так!» — уверена Ольга Морозова-Ларина, кандидат психологических наук, доцент кафедры психодиагностики и клинической психологии КНУ им. Т. Г. Шевченко. За нашими синяками, опозданиями на встречу и приступами самоедства и т. п. может скрываться аутоагрессия.Даже за порезанным пальцем может скрываться расстройство, о котором мы не подозреваем. Фото: Shutterstock / FOTODOM UKRAINE
Аутоагрессия в разрезе: инстинкт, который разрушает
Всеми действиями человека движут два инстинкта — жизни и смерти. Об этом в начале прошлого века писал Зигмунд Фрейд в своей работе «Печаль и меланхолия».
До поры до времени козырные карты — в руках инстинкта жизни. Но бывают периоды, когда инстинкт смерти начинает перетаскивать одеяло на себя. Тогда дело в свои руки берет аутоагрессия.
Фрейд считал, что любая досадная неожиданность из серии «не вписался в поворот и заработал шишку» — это подавленная энергия бессознательного, нашедшая выход таким вот странным способом.
Отец психоанализа приводил в пример свою пациентку — женщину, которая очень хотела танцевать на празднике, но муж не разрешал, дескать, нечего приличной даме скакать на людях. На следующий день она поехала кататься на лошади, упала и сломала ногу. Не имея возможности выразить гнев на мужа и ситуацию, она обратила его на себя.
Всему виной социальные установки
Аутоагрессия — проклятие воспитанных людей, которым в детстве строго-настрого запрещали кричать, сердиться и проявлять недовольство. Набор запретов и установок, с помощью которых родители поднимают в детской душе волну саморазрушения, похож на чемоданчик маньяка с орудиями пыток.
«Нельзя драться, кричать, давать сдачу. Ты недостаточно хорош/красив/успешен, — перечисляет Ольга Морозова-Ларина. — В попытке социализировать и подогнать ребенка под стандарт, мама и папа натаскивают его на подавление эмоций и борьбу с собой. В итоге человек вырастает и не может послать обидчика к черту, без повода берет вину на себя и рискует здоровьем: вот сделаю себе плохо, заболею — тогда они пожалеют, что обижали, унижали, не ценили».
Иногда за болезнями детей стоит желание сбежать от запретов и установок. Фото: Shutterstock / FOTODOM UKRAINE
Маски саморазрушения: как проявляется аутоагрессия
Дети легко верят родителям на слово. Достаточно несколько раз убедительно повторить ребенку, что он плохой, и он начнет себя наказывать: грызть ногти, расчесывать ранки до крови, выдергивать волосы, биться головой о стенку. И если мама с папой вовремя не отреагируют на эти сигналы, последствия могут быть куда серьезнее — вплоть до аутоиммунных заболеваний.
Взрослые реже грызут ногти и выдергивают волосы. Их месть самому себе хорошо замаскирована. Например, под видом работы без выходных или игнорирования предписаний врача. Вот знает человек, что у него гастрит и ему нельзя пить пиво и закусывать сухариками, но думает: пронесет. И ни в чем себе не отказывает, пока его не скрутит очередной приступ.
Или начинает принимать антибиотики, а потом прерывает курс — хотя понимает, что вреда от этого будет больше.
Косвенные признаки: комплекс жертвы и даже альпинизм
Часто атаки на собственное эго запускают отказы в любви: вот мы любим человека, а он нас нет. Не такие мы, как ему нужны. Проходит время, и начинается: татуировки, пирсинг (оказывается, это тоже разновидность аутоагрессии, пусть и не у всех), курение, алкоголь, увлечение экстримом, рисковый стиль вождения автомобиля.
Кто бы подумал, что сознательное саморазрушение может мимикрировать под вполне здоровые увлечения — альпинизм, сплавы на байдарках и парашютный спорт. Но Ольга Морозова-Ларина уверена: это оно. Только мотивы у бесстрашных туристов несколько иные: «Играя со смертью, мы ее обесцениваем, перестаем бояться. Это как прививка ядом: я боюсь того, что мне незнакомо. Но, прикоснувшись к смерти и избежав ее, уже не боюсь. Есть и другая категория людей — они ощущают, что живы, только на грани смерти. Они сознательно рискуют для этого и с каждым разом увеличивают дозу риска».
Иногда аутоагрессия может мимикрировать под экстремальные виды спорта. Фото: Shutterstock / FOTODOM UKRAINE
Аутоагрессия: как определить, на чьей стороне играют ваши инстинкты
Иногда кажется, что вся жизнь — сплошная борьба против себя. Но, к счастью, есть критерий, позволяющий отличить осознанное саморазрушение от банальных приступов разгильдяйства.
Это опасения и беспокойство — сигналы инстинкта самосохранения, которые он посылает в моменты риска собственным здоровьем. Предположим, человек ездит зимой на летней резине. Если он переживает по этому поводу и осторожничает — это не саморазрушение. Но если плюет на повышенную опасность, уверенный, что пронесет, — значит, аутоагрессия давно течет по его венам.
Еще один признак — привычка пилить себя. Когда мы быстро пресекаем убийственный поток сознания, говорим себе: «Стоп, я не плохой, просто ошибся» — это просто скачок настроения без последствий и патологий. Но если смакуем самоуничижительные мысли, значит, играем на стороне инстинкта смерти.
Пять шагов к излечению: анализ и работа над ошибками
Справиться с аутоагрессией вполне реально. С этой целью Ольга Морозова-Ларина рекомендуют пройти пять шагов.
Шаг первый. Осознать присутствие внутри злости и гнева, понять, на кого злитесь и за что.
Шаг второй. Разрешить себе проживать негативные эмоции без чувства вины, пусть даже на близких и значимых людей. Скажите себе, а лучше напишите: «Мне можно злиться на маму, папу, мужа и т. д.»
Шаг третий. Научиться безопасно для себя выражать агрессию и негативные эмоции (посуда, боксерская груша или откровенный разговор вам в помощь).
Шаг четвертый. Отслеживать любые негативные проявления в свою сторону (мысли, эмоции, чувства, поведение, которое заведомо приводит к неудаче).
Шаг пятый. Менять свое отношение к себе в сторону любви и заботы. Например, совершив ошибку, не «ешьте» себя за это. Скажите себе то, что сказала бы любящая мать плачущему ребенку.
Если вам хочется наказать себя, обратите это желание в спорт. Фото: Shutterstock / FOTODOM UKRAINE
Как не дать ребенку вырасти аутоагрессором
Отдельная история — с детьми. «Трагедия детства в том, что его катастрофы вечны», — утверждал английский писатель Хью Уолпол. Свои, уже свершившиеся катаклизмы, теперь не сотрешь просто так, придется осознавать их и прорабатывать. Но количество маленьких трагедий у детей, пока не поздно, нужно минимизировать. Иначе аутоагрессия не заставит себя долго ждать.
Для этого не так уж много нужно. Вам помогут наши 5 простых правил.
Правило 1. Перестать запрещать негативные эмоции. Если ребенок хочет плакать, пусть выплачется. Он злится — научите его правильно спускать пар. Например, пусть топает ногами, рвет бумагу, колотит подушку.
Правило 2. Давать возможность ошибаться и исправлять ошибки.
Правило 3. Чаще разговаривать. Бывает, родители обращают на подростка внимание, только выудив из его кармана пачку сигарет. Игнорируя детей, взрослые сами подкрепляют их деструктивное поведение.
Правило 4. Взращивать крылья. Воспитывать самоуважение, свободу, самостоятельность.
Правило 5. Любить безусловно: это лучшая прививка, защищающая от аутоагрессии.
Самый простой способ вырастить ребенка сильным и самодостаточным — любить безусловно. Фото: Shutterstock / FOTODOM UKRAINE
Свежие комментарии