Свежие комментарии

  • Alex D
    Басурмане, еще жить нас учат.Пять стран, в кот...
  • Нина Синельникова
    Сначала было интересно. Но после абзаца с Компартией стало понятно - ПОЛОН СИЛ продался госдепу.10 поразительных ...
  • Maija Lubimaja
    Вы наверно сектантка? О каком распутстве может идти речь. если имеется ввиду обучение детей?О чём не говорят ...

Чем грозит отказ от рождения детей? О будущем чайлдфри

Чем грозит отказ от рождения детей? О будущем чайлдфриНациональный Центр Статистики Здравоохранения утверждает, что доля американских женщин детородного возраста, определяющих себя как «добровольно бездетных», растёт: 2,4 % — в 1982 году, 6,6 % — в 1995 году. Изображение: Mike Goad, иллюстрация Чарльза Тейлора, 1896 г.

 
«Сделав выбор в пользу бездетности, будьте готовы к последствиям этого выбора. То есть, к одинокой старости. Заранее заведите себе друзей, учеников, хобби какое-нибудь интересное. Чтобы в старости не раздражать окружающих своим нытьём, не вымаливать жалкие крохи внимания и общения».
 
Решила написать на эту тему. Хотя мне, вроде как, не о чем рассуждать — я счастливая обладательница сына и дочери, а значит, нахожусь в привилегированном положении относительно бездетных женщин. Меня общество не осуждает, а, наоборот, всячески одобряет. Осуждать оно меня вполне может за другое, но за детей — тут не придерешься. И тем не менее, выскажусь, стоя на табуреточке в своем привилегированном классе «онажематерей». Каждая женщина имеет право на выбор. Рожать или не рожать — дело личное. Я не осуждаю чайлд-фри, если они приняли такое решение — отлично, это их выбор, я его уважаю. Но не все понимают, что слово «выбор» подразумевает и ответственность за этот выбор.
О чем я?


Ну вот, к примеру, ты выбираешь после окончания ВУЗа не работать в офисе, а путешествовать автостопом и жить на то, что выручишь от продажи фотографий и ведения тревел-блога. Отличный выбор! Но если через несколько лет тебе надоест такая жизнь и ты захочешь стабильной зарплаты — не обижайся, если тебя будут брать на работу только на самые низовые должности с маленькой зарплатой. Карьеру придется начинать с нуля и на несколько лет позже, чем твои ровесники. И винить тут некого.
Еще пример. Я придерживаюсь бодипозитивных взглядов и выбираю не сидеть на диете и не заниматься спортом, потому что для меня это тяжело. Отлично, это мой выбор. Но за этот выбор я должна быть готова расплатиться ухудшением самочувствия, маленьким выбором или отсутствием сексуальных партнеров, повышенной усталостью от малейших нагрузок.
Это мой выбор и я должна принять его последствия.

Речь, собственно, только об этом. О выборе и последствиях выбора бездетности. В посте MAYOROVA шла речь о женщине-ученой, профессоре (черт, не могу я подобрать феминитив к «профессору», пусть будет так), имеющей любимую работу, множество учеников и вообще, очень насыщенную жизнь. И эту женщину попытались заклеймить «ущербной» только потому, что у нее нет детей. А зачем ей дети? Она фактически выполнила материнскую программу — у нее есть ученики, ей есть, с кем пообщаться и чем заняться в жизни. Она состоялась. Вот тут и пролегает водораздел. Далеко не все женщины, принимающие решение не рожать детей, допускают возможность, что они могут не состояться. Каждая говорит, «я лучше буду состоявшейся женщиной, чем обслуживающим персоналом у орущего младенца». И что они подразумевают под словом «состояться»? Если у женщины к пенсионному возрасту есть хороший доход, собственное жилье, возможно, любящий муж и маленькая собачка — она состоялась или нет? Увы. Собственное материальное благополучие и хорошее здоровье еще не означает «состоявшаяся женщина».

Я в молодости очень много времени провела в больницах. И несколько раз со мной вместе оказывались женщины бездетные. Сильно немолодые женщины, надо сказать.
Проще говоря — старухи. Одинокие, небедные, даже по скудным меркам 90-х. Хорошо одетые, в украшениях, они очень тщательно за собой ухаживали, выстраивая на больничных тумбочках вавилоны из баночек и тюбиков. Так вот, они были невыносимы! Им нужно было общаться! Ежедневно и помногу. А поскольку остальные возрастные женщины были семейные и с детьми, и общаться им было интереснее друг с другом, то старухи вцеплялись в меня — незамужнюю студентку. Вцеплялись мертвой хваткой и начинались рассказы. Женщины они все были разные, и рассказывали разное. Одна хвасталась своим успехом в молодости и победами над мужчинами, другая рассказывала про свои страдания и болезни, бесконечные, как язвы Иова. Третья делилась впечатлениями от своих заграничных поездок — она была женой дипломата и много ездила. Они не только заставляли себя слушать, они еще требовали себе внимания и помощи, и им казалось, что я, молодая девушка, должна ухаживать за ними по умолчанию. Подать воды, сходить в киоск за газетой, пришить пуговицу, позвать медсестру, и так далее и так далее. Одна уже после выписки из больницы звонила мне домой(выпросила телефон) и просила съездить для нее туда-сюда, выполнить какие-то поручения. Я бы и поехала, если бы не моя умная мама, которая выяснила, кто звонит и что ей надо и запретила мне вообще что-то делать. «Потом не отвяжешься!» — сказала мама и думаю, была права. Мама выдала мне тогда же неприятный для бездетных женщин текст, где было и про ущербность, и про то, что «всю жизнь жила для себя, любимой» и прочие патриархальные вещи. Думаю, маме было просто обидно — она-то растила двоих детей и у нее почти никогда не было времени «пожить для себя».

Так вот, бездетных женщин такого формата я очень не люблю. Я их потом еще встречала, много раз. Одна из таких — родная сестра моей бабушки и сколько мы с ней намучились, когда она стала совсем старая, это отдельная песня. Они навязывались, они приставали и требовали к себе внимания, общения, некоторые были наглыми и властными, другие — жалкими и ноющими, но всегда эти женщины производили именно то негативное впечатление, которым и пугают молодых и бездетных — сумасшедшие одинокие старухи.

Видела я и других бездетных женщин в старости, надо сказать, их было сильно меньше, чем первых. Умных, состоявшихся, интересных, с которым хотелось общаться добровольно, а не из вежливости. Одна из них была моим педагогом в институте — умнейшая пожилая дама, мы бегали за ней хвостиками и смотрели в рот. Выполнить какую-то работу для нее считалось за честь. А уже если она похвалила — все, тут от восторга хотелось прыгать. Думаю, у этой женщины не было недостатка в собеседниках и в больницу к ней всегда было, кому прийти и от одиночества она не страдала.

Вторая много лет дружила с моей тетей. Лидия Михайловна была женщина «шикарная». Так говорили окружающие мужчины. Она была всегда очень дорого и со вкусом одета, много знала, много видела, была прекрасной рассказчицей и очень доброжелательным человеком. Она устраивала чьи-то дела, доставала дефицитные товары, путевки в санаторий, сидела с чужими детьми и собаками. С тетей она дружила много лет, ее семью считала почти своей, ее дочку, мою сестру, обожала, как родную, и много с ней возилась. Поэтому неудивительно, что когда Лидия Михайловна постарела и совсем слегла, моя сестра ездила к ней каждую неделю, помогала, возила продукты и убиралась и так же помогали ей дети других подруг. По очереди. Квартира ее, кстати, отошла какой-то дальней родне, поэтому помощь была совершенно бескорыстной.

Так вот дело, мне кажется, не в том, родила ты или нет. А в том — воспитала ли ты хоть кого-то? Вложила ли усилия хотя бы в одного человека? Нет, ошибочно вкладывать усилия в проект «муж», потому что, мужчины живут меньше в среднем, проект может досрочно завершиться. Неважно, твои ли это дети или твои ученики — часть себя, своей личности ты получаешь от старшего поколения, и должна отдать часть себя поколению младшему. Не зря есть поговорка «Молодость любит учиться, а старость — учить». Я когда-то прочитала, что у пожилых людей есть физическая потребность поучать, давать советы и вообще, лезть в жизнь молодых. У них потребность в передаче опыта такая же сильная, как в молодости — потребность заниматься сексом. Поэтому я перестала раздражаться на мамины поучения. Это просто потребность, надо смириться и слушать. Сама такая в старости буду.

Получается, женщины не родившие, не воспитавшие своих детей или учеников в старости остаются с неудовлетворенной потребностью передать опыт. Некому его передавать.
Не той-терьерчику же любимому. В сочетании с ухудшившимся здоровьем, сократившимся кругом общения они оказываются в изоляции. И от этого начинают сильно изводить окружающих. Кто-то в ЖЭКе скандалит, кто-то с соседями ругается, кто-то прилипает к любому доброжелательному человеку из числа знакомых и начинает его «грузить», часами вися на телефоне или заманивая в гости. И жалко такую старушку и неудобно обижать отказом, но какая же она нудная! Сколько можно слушать одно и то же?

Вот что я пытаюсь сказать. Про выбор. Сделав выбор в пользу бездетности, будьте готовы к последствиям этого выбора. То есть, к одинокой старости. Заранее заведите себе друзей, учеников, хобби какое-нибудь интересное. Чтобы в старости не раздражать окружающих своим нытьем, не вымаливать жалкие крохи внимания и общения.
Мне, разумеется, можно возразить, что ребенок — вовсе не гарантия счастливой старости. Что можно родить ребенка, вырастить его и потом потерять(тьфу-тьфу-тьфу!) Что дети могут уехать в другую страну. Стать уголовниками и сесть в тюрьму. Ну или просто перестать общаться с матерью. Могут, конечно же. Но у тебя останутся хотя бы воспоминания и они будут поводом, чтобы жить дальше. Рожая ребенка, женщина всегда идет на риск. Но если ты не чувствуешь себе силы принять свою одинокую старость, если ты не собираешься выучить несколько поколений учеников или стать мировой знаменитостью — лучше родить или усыновить, или вырастить чужого. Или помочь кому-то вырастить. Вложить свои силы в кого-то, кто даст тебе отдачу в старости. Старость — не такой уж короткий период в жизни, она может затянуться и на двадцать, и на тридцать лет, тем более, что мужчины по статистике, живут меньше женщин, а значит, не факт, что муж переживет тебя. А дети — это очень удобно. Они будут единственными, кого по-настоящему интересует твое здоровье, твоя собачка и что ты кушала сегодня на обед. Всем остальным на это наплевать и надо с этим смириться.

Можно, конечно, еще возразить. Что это только у нас такое больное общество, что мы не уважаем старость, что старый человек у нас вынужденно попадает в социальную изоляцию и прочее, и поголовно всем рожать — это не выход из положения. Окей. Я пытаюсь сказать только, что у активной и по-настоящему состоявшейся в жизни женщины нет проблем в старости в общением и помощью. А вот каждая ли чайлдфри уверена, что она станет именно такой? Вот о чем я предлагаю подумать женщинам, прежде, чем принимать решение не становиться матерью. Если в себе уверена и сил хватит — ради бога, уважаю выбор и честность. Но ноющих одиноких старушонок терпеть не могу, извините. Такие действительно ущербны. Приведу цитату из книги Юрия Германа «Я отвечаю за все»(это про советских врачей, кто не читал, рекомендую, прекрасная книга и вся трилогия великолепная):

«Я не открою Вам Америку, Володечка, если напишу, что неродившая женщина — не женщина. Нет, речь идет не о физиологии, хоть и она многое значит, я пишу сейчас о другом. Можно не родить, но нужно воспитать ребенка. Можно не воспитать, но нужно отдать себя ребенку. Это не так уж важно — ваш он или совершенно чужой. Это определяется только тем, что вы вложили в него и в каком количестве — я разумею, конечно, не глюкозу и белки, а силу чувства. Кошкины чувства некоторым поклонникам природы, о которых я Вам писала, могут казаться величественными, но это лишь инстинкт, а не дух и сила материнства.
Милый Володя! Я видела разных людей и в том числе женщин, которые не хотели связывать себя. Боже мой, какие к старости это были несчастные, жалкие вдовицы. Как они холили и лелеяли себя, как относились к себе, к своему никому не нужному здоровью, как истово, почти свершая религиозные таинства, они кормили себя то сладеньким, то кисленьким, то солененьким. Как они одевали свои увядающие тела, как сосредоточивались на глупостях и пустяках, недостойных человека, как произносили слова: „уютненько“, „вкусненько“, „тепленько“, „сладенько“. Я говорила с такими: „Черт вас подери, дармоедки, негодяйки, у нас не хватает сестер, санитарок, идите же, как вы можете, как вам не совестно?“
Нет, им не было совестно.
Им не было стыдно, когда кто-то из них умирал и ее, такую, некому было проводить.
Она никому не причиняла горя своей смертью — она причиняла только хлопоты организацией своих похорон, эдакая вдовица.
Вот и вся память о ней!
Мимоидущие, равнодушные, посторонние!»
 
 
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх