Трудно найти человека, не знакомого с хитом группы «Любэ», обвинившим в сем злодеянии российскую императрицу. «Екатерина, ты была не права!» — безапелляционно заявлял со сцены Николай Расторгуев в песне «Не валяй дурака, Америка».
Действительно, за императрицей числилось немало неблаговидных поступков, но вот в продаже Аляски Соединенным Штатам Америки ее обвинить трудно. Хотя бы по той причине, что на момент подписания договора Екатерина уже 71 год как покоилась в усыпальнице Петропавловской крепости.
Думаете, миф о причастности Екатерины II родился вместе с песней группы «Любэ»?
Вовсе нет. Этому заблуждению более ста лет!Трудно сказать, кто первым приписал императрице чужое деяние. Возможно, причина в том, что особой популярностью она в народе не пользовалась. Может быть, императрице не простили многочисленных любовников. Или сказалось ее немецкое происхождение и то, что она состояла в переписке с иностранцами. Вот и отдала им якобы лакомый кусок России. Тот факт, что этими иностранцами были Вольтер, Дидро, д'Аламбер, которые американцами не были, общественность не смущал. Короче, миф передавался из поколения в поколение и, как видите, с успехом дожил до дня сегодняшнего.
Как же дело обстояло в действительности?
Еще в 1784 году купец Григорий Шелихов основал на острове Кадьяк первое поселение русских в Северной Америке. В течение последующих пятнадцати лет число русских населенных пунктов возросло, все больше наших соотечественников обосновывалось в этих краях. И вот 8 июля 1799 года Павел I издал указ, положивший начало официальной истории Российско-Американской торговой компании.
Ее деятельность носила двойственный характер. С одной стороны, компания всячески содействовала освоению Сахалина и Приамурья, ее усилиями организовывались и финансировались на Аляске исследовательские работы. Стараниями компании были осуществлены двадцать пять научных экспедиций, пятнадцать из которых — кругосветные. С другой стороны, компанией активно велся хищнический пушной промысел, варварски истреблялись прибрежные морские животные. Пушнина скупалась у местного населения задешево, часто просто за водку.
Но и жизнь россиян в этих краях была нелегкой. Суровые климатические условия, болезни, отсутствие регулярного снабжения провизией противостояли первопроходцам.
Российским предпринимателям противодействовали англичане и американцы, вооружавшие аборигенов и подстрекавшие их к изгнанию «чужеземцев».
Противостояние интересов привело к тому, что вопреки желанию руководства Российско-Американской компании в апреле 1824 года в Петербурге была подписана конвенция, определявшая границы сфер влияния. Русские не имели права селиться южнее, а американцы — севернее параллели, проходящей по отметке 54° 40' северной широты. Более того, стремясь к установлению дружественных отношений с США, российское правительство открыло американцам на 10 лет судоходство и рыбный промысел в прибрежных водах Тихого океана.
Аналогичная конвенция в феврале 1825 года была подписана и с Великобританией.
В последующие годы политическое противостояние России и Англии только усилилось. Царское правительство всячески пыталось укрепить сотрудничество с США, видя в этом государстве союзника в конфронтации англичанам. Петербург всерьез опасался оккупации Англией территории Аляски, защитить которую был не в состоянии. Здесь и так уже хозяйничали многочисленные иностранные контрабандисты, нелегальные добытчики и скупщики пушнины. Да и деятельность Российско-Американской компании становилась все более нерентабельной, правительство вынуждено было поддерживать ее «искусственными мерами и денежными со стороны казны пожертвованиями». Как альтернатива освоению Аляски предлагалось сосредоточить усилия на «успешном развитии При-Амурского края, где именно на Дальнем Востоке предстоит России будущность».
Эти соображения и доминировали на состоявшемся в Петербурге в декабре 1866 года «особом заседании». Оно проходило в парадном кабинете МИДа на Дворцовой площади при участии Александра II. Мнение было единодушным — Аляску надо продавать.
Соответствующий договор был подписан в Вашингтоне в марте 1867 года государственным секретарем Уильямом Сьюардом и русским посланником бароном Эдуардом
Андреевичем Стеклем. В соответствии с этим документом территории Аляски и Алеутских островов общей площадью 1519 тысяч квадратных километров отныне переходили в состав Соединенных Штатов Америки. Россия получала 7,2 миллиона долларов США, что по курсу того времени соответствовало 11 миллионам рублей. Двадцать пять тысяч долларов царь пожаловал за подготовку соглашения посланнику, более ста тысяч долларов списали по статье «на дела, известные императору». В эту статью вошли взятки конгрессменам США и представителям прессы, обеспечившим сделке благоприятное «общественное мнение». Дело в том, что среди американских политиков и бизнесменов было немало противников покупки, не видевших смысла вкладывать деньги в насквозь промерзшую, дикую землю где-то на краю государства. Тем не менее, в мае 1867 года договор был ратифицирован. С российской стороны его подписал Александр II.
В июне в Вашингтоне состоялся обмен ратификационными грамотами. Официальная церемония передачи Аляски проходила в Ново-Архангельске в октябре 1867 года. Перед резиденцией главного представителя Русской Америки князя Максутова выстроились два военных отряда. Американским командовал генерал Руссо, русским — капитан Пещуров. Сорок два ружейных залпа сопроводили спуск российского и подъем американского флагов.
В 1959 году Аляска стала 49-м штатом США, положив окончание 126-летней истории Русской Америки.
Как видите, руку к этому приложили многие, но только не Екатерина II, не имевшая к сему факту ни малейшего отношения.
Свежие комментарии