Возможно, вы слышали о том, что умение сворачивать язык в трубочку — фактически наглядное пособие по базовым принципам генетики. Эта способность, якобы, передается по наследству от одного из родителей — либо вы унаследовали «правильный» вариант некоего гена, позволяющий вам искусно управлять мышцами языка, либо нет.
И если нет, то вам никогда не свернуть язык в трубочку, как бы вы ни старались.
А если вы умеете это делать, а оба ваших родителя — нет, то вы приемный ребенок.
Но не пугайтесь раньше времени, скорее всего, это не так. Потому что, хотя теория о прямом наследовании способности сворачивать язык в трубочку до сих пор присутствует в массовом сознании и даже встречается в учебниках биологии, на самом деле это не более, чем миф.
Как этот миф возник?
Родоначальником мифа стал американский генетик Алфред Стёртевант, который в 1940 году в своей статье описал способность к сворачиванию языка трубочкой, как простой двуаллельный признак. Это означает, что существуют два варианта (аллели) одного и того же гена: вариант «сворачивания» является доминантным (R), а «несворачивания» — рецессивным (r).
То есть, если вы унаследовали от каждого из родителей две рецессивные копии гена rr, вам точно не стоит рассчитывать на акробатические языковые способности. А если вам достался вариант Rr или RR — никаких проблем с образованием из языка трубочки у вас определенно не будет.
По такому же принципу, как считалось, наследуется цвет глаз, оттенок кожи и веснушки. Однако с развитием науки генетики выяснилось, что на самом деле все обстоит несколько сложнее, и на наследование этих признаков влияют варианты и других генов тоже.
Развенчание мифа
Все не так просто оказалось и с гипотезой Стёртеванта. 12 лет спустя, в 1952 году, другой американский генетик, Филип Мэтлок, провел исследование на генетически идентичных близнецах — если предположение Стёртеванта верно, они оба должны или уметь или не уметь сворачивать язык трубочкой. Однако у семи пар близнецов было обнаружено несовпадение — один это делать умел, а другой нет. Аналогичные исследования, проведенные в 1970-е годы с участием значительно большего числа близнецов, подтвердили — если даже вы идентичные близнецы, совсем не обязательно, что ваша способность сворачивать язык трубочкой будет одинаковой.
В дальнейшем также было научно доказано, что сворачивать язык трубочкой, как и делать другие подобные трюки языком, вполне можно научиться, особенно в детском возрасте. Например, как выяснили в середине 1950-х годов японские ученые, пропорция тех, кто умел сворачивать язык трубочкой, среди японских школьников выросла с 54% в 6-7-летнем возрасте до 76% в 12-летнем возрасте.
А эволюционный биолог Джон МакДональд из Университета штата Дэлавэр провел в конце 1960-х годов небольшой эксперимент. Он отобрал из своих студентов 10 человек, родившихся с рецессивным генетическим набором (rr) и не умевших сворачивать язык трубочкой. МакДональд попросил этих студентов каждый день тренироваться, и спустя месяц один из них успешно научился это делать.
Мало того, исследования также показали, что среди тех, кто унаследовал вариант Rr, то есть вроде бы должен был уметь обращаться со своим языком, на самом деле этого не умеет.
Нашлась также прослойка людей, которых оказалось сложно классифицировать — они могут слегка изгибать края языка, но свернуть его в трубочку не в состоянии.
Таким образом, специалисты пришли к выводу, с которым в итоге согласился и Стёртевант — способность сворачивать язык трубочкой не является простым последствием наследования одного из двух вариантов одного конкретного гена. Да, в какой-то степени генетика причастна к обладанию этим умением, но в гораздо более сложном и нелинейном смысле, с участием множества вариантов множества генов, возможно, тех, что связаны с длиной языка и его мышечным тонусом.
Кроме того, значение тут имеют не только гены — на умение виртуозно владеть своим языком влияют еще и факторы окружающей среды, в первую очередь ваше личное желание обладать этой совершенно бесполезной способностью и упорство в достижении цели.
Свежие комментарии