На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Нина Попова
    Хурму нужно есть, когда она очень мягкая, почти разваливается. На блюдце разрезали и ешьте. Это не яблоко, чтобы хрум...Сладость или гадо...
  • Алексей Тан
    Количество информации.. очень огромно... Я верю!, что Вы грамотны и очень умны!... НО! даже Вы.... не можете знать ил...Сладость или гадо...
  • Elena Eliseeva
    А.Тан, вы , как почитаю ваши комменты, специалист - историк, политолог и т.д., жаль, в хурме , да и во многом другом ...Сладость или гадо...

«Хорошо» и «плохо»: есть ли у маленьких детей чувство морали

Нам внушают представление о добре и зле с самого раннего возраста. Общество постоянно вознаграждает детей за то, что они «хорошие». Большая часть воспитания связана с обучением ребенка нравственности (понятию о правильном или неправильном). Означает ли это, что вся наша мораль полностью преподается нам? Или мы рождаемся «хорошими»?
304

Ученые заметили, что младенцам, например, нравилось помогать взрослым, сталкивающимся с трудностями в самых разных ситуациях. 

Эмпатия и альтруизм у младенцев

Будучи социальными животными, мы сопереживаем нашим собратьям и часто помогаем им, даже если они нам не знакомы. Общество положительно смотрит на альтруистическое поведение. Это порождает вопрос о том, учимся ли мы быть альтруистами по мере взросления, потому что это положительно оценивается обществом.

Психологи показали, что младенцы реагируют плачем, когда слышат магнитофонные записи других рыдающих младенцев. Но они не проявляют подобной реакции, когда слышат записи своего собственного плача, детей старшего возраста или даже плача шимпанзе!

Этот тип «заразительного плача» является ранним признаком нашей эмпатии к представителям своего вида и сверстникам того же возраста. Итак, мы, без сомнения, по своей сути чуткие существа. Но так ли мы врожденно альтруистичны?

Чтобы ответить на этот вопрос, ученые изучили поведение младенцев с помощью интересного эксперимента. В этой установке 24-месячные младенцы наблюдали, как взрослый тянется к предмету, который находится вне досягаемости, или пытается положить книги в закрытый шкаф.

Ученые заметили, что младенцам нравилось помогать взрослым, сталкивающимся с трудностями в самых разных ситуациях. Удивительно, но они помогали еще до того, как взрослый поднимал глаза на них или словесно просил о помощи. Важно отметить, что эти младенцы не были вознаграждены за помощь и не знали взрослого до эксперимента. Это означает, что в младенчестве мы альтруистичны по своей природе.

Мораль у младенцев

Простейший способ определить мораль — это назвать ее способностью различать хорошие и плохие социальные действия. Альтруистическое поведение считается хорошим поступком.

Поскольку ученые обнаружили, что младенцы готовы к взаимопомощи, это заставило их задаться вопросом, могут ли младенцы оценивать действия третьего лица как альтруистические. Проще говоря, есть ли у младенцев чувство морали?

Есть ли у детей чувство морали изначально?

Исследование, в котором изучались младенцы в возрасте 6 и 10 месяцев, показало, что у них есть некоторое чувство морали. В серии экспериментов дети наблюдали, как персонажи либо «помогают», либо «мешают» другим персонажам.

Дети неизменно предпочитали «помощника» как «мешающему», так и «нейтральному» персонажу и предпочитали «нейтрального» персонажа «мешающему».

Это исследование доказало, что младенцы имеют зачаточное чувство морали и предпочитают людей, демонстрирующих хорошие социальные действия. Но присутствует ли такое поведение в более раннем возрасте? Когда ученые посмотрели на детей в возрасте 3 месяцев, они увидели, что это поведение свойственно даже им. Мы предпочитаем «хорошие» социальные действия и просоциальных акторов даже в 3-месячном возрасте после рождения.

Дальнейшие исследования показали, что младенцы предпочитают «наказывать» «плохих» и «вознаграждать» «хороших», показывая, что их чувство морали влияет на то, как они относятся к другим в социальной среде.

Однако это не означает, что младенцы обладают нравственностью того же уровня, что и взрослые. Например, нельзя ожидать, что младенец решит печально известную «проблему вагонетки» — где нужно выбирать между убийством пяти человек или одного, потянув за рычаг движущейся тележки! Этот уровень этического и морального суждения у младенцев отсутствует.

Научные данные показывают только то, что базовая основа для хорошо развитого чувства морали уже существует еще в младенчестве.

Заключение

Мы часто верим, что нравственности учат через воспитание и надзор. Но исследования в области психологии развития показывают, что даже в младенчестве у нас есть базовое чувство морали. Даже младенцы, которые еще не начали говорить, способны отличать хорошие поступки от плохих, и это влияет на то, как они относятся к другим. 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх