На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Нина Попова
    Хурму нужно есть, когда она очень мягкая, почти разваливается. На блюдце разрезали и ешьте. Это не яблоко, чтобы хрум...Сладость или гадо...
  • Алексей Тан
    Количество информации.. очень огромно... Я верю!, что Вы грамотны и очень умны!... НО! даже Вы.... не можете знать ил...Сладость или гадо...
  • Elena Eliseeva
    А.Тан, вы , как почитаю ваши комменты, специалист - историк, политолог и т.д., жаль, в хурме , да и во многом другом ...Сладость или гадо...

«Простота – естественность – правда», или Почему русские дворяне опасались заказывать портреты у Серова

Валентин Серов. Девочка с персиками, 1887. Фрагмент

Валентин Серов. Девочка с персиками, 1887. Фрагмент


Самым известным и модным русским портретистом конца XIX – начала ХХ вв. был Валентин Серов. Его кисти принадлежат парадные портреты знатных дворян, светских красавиц, промышленников и генералов. Тем не менее, в высшем свете опасались заказывать портреты у Серова, так как его называли «злым» и «беспощадным» художником.

Все дело в том, что он не старался приукрасить реальность, его основными заповедями в искусстве были «простота – естественность – правда». Кому же хватило смелости посмотреть правде в глаза? 

Валентин Серов. Портрет С. М. Боткиной, 1899. Портрет княгини О.К.Орловой, 1911

Валентин Серов. Портрет С. М. Боткиной, 1899. Портрет княгини О.К.Орловой, 1911
 

Когда в среде художников заходили споры о том, как следует писать портреты, Серов любил повторять: «Где просто, там и ангелов со сто». Подобное стремление к простоте линий и форм и правдивости изображения иногда вызывало негодование у дворян, привыкших к пышности и помпезности парадных портретов. «Надо, чтобы мужик понимал, а не барин, – утверждал Серов, – а мы все для бар пишем и ужасно падки на всякую затейливость и пышность». 

Валентин Серов. Портрет графа Сумарокова-Эльстон с собакой, 1903

Валентин Серов. Портрет графа Сумарокова-Эльстон с собакой, 1903
 

Писать портреты на заказ Серов начал в 1890-е гг., чтобы поправить стесненное материальное положение, и с тех пор довольно быстро стал самым модным портретистом своего времени, несмотря на то, что он не занимался украшательством и не льстил моделям. Среди его заказчиков были даже члены императорской семьи.

Валентин Серов. Петр I, 1907

Валентин Серов. Петр I, 1907
 

Заказчики художника боялись «карикатурности» авторского стиля портретиста. В стремлении уйти от хрестоматийной слащавости и прилизанности образа Петра I в русской живописи, Серов создает «своего» Петра, объясняя: «Он был страшный, длинный, на слабых, тоненьких ножках, и с такой маленькой, по отношению к туловищу, головкой, что должен был походить на какое-то чучело с плохо приставленной головой». Именно поэтому многие воспринимали картину «Петр I» как карикатуру. А «Портрет Иды Рубинштейн» и вовсе называли надругательством над красотой, а модель – «гальванизированным трупом», хотя Серов искренне восхищался танцовщицей и был доволен портретом. 

Валентин Серов. Портрет Иды Рубинштейн, 1910

Валентин Серов. Портрет Иды Рубинштейн, 1910
 

Но когда Серов проникался к своей модели искренней симпатией, от подобной карикатурности не оставалось и следа. Так, например, обстояло дело с «Портретом княгини З. Н. Юсуповой»: художник с невероятной теплотой относился к членам этой семьи и часто гостил в подмосковном имении Юсуповых.  

Валентин Серов. Портрет княгини З. Н. Юсуповой, 1902

Валентин Серов. Портрет княгини З. Н. Юсуповой, 1902
 

Портреты, которые писались не на заказ, можно сразу же отличить от остальных. Тут нет и следа официоза, искусственности поз и вычурности нарядов моделей. Одной из самых известных таких его работ является «Девушка, освещенная солнцем». Для портрета позировала двоюродная сестра Серова Мария Симонович. Он работал вдохновенно, долго и упорно – девушка послушно позировала в течение трех месяцев. 

Валентин Серов. Девушка, освещенная солнцем, 1888

Валентин Серов. Девушка, освещенная солнцем, 1888
 

В этом портрете столько света и тепла, что сразу угадывается благосклонное отношение художника к модели. Сам Серов признавал, что вложил в эту работу очень много: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло: тут весь выдохся. Тогда я вроде как с ума спятил».

Валентин Серов. Девочка с персиками, 1887

Валентин Серов. Девочка с персиками, 1887
 

С особенной теплотой и на одном дыхании написан и портрет 12-летней дочери Саввы Морозова Верочки – знаменитая «Девочка с персиками». Эту работу, написанную 22-летним художником, справедливо называют гимном юности, радости, чистоты, свежести, жажды жизни. 

Валентин Серов. Портрет Е. П. Олив, 1909. Портрет Е.С.Карзинкиной, 1906

Валентин Серов. Портрет Е. П. Олив, 1909. Портрет Е.С.Карзинкиной, 1906

Источник

Картина дня

наверх