Очень меня удивляют люди, которые в ответ на простые истины про здоровый образ жизни и про то, что профилактика болезни проще, чем лечение, заявляют удивленно и даже оскорбленно: «А врач тогда зачем?»
Ты им про разумное ограничение стресса, а они тебе — а что делать, если при тяжелой болезни встать уже стресс, а выйти из дома и вовсе нечто невыполнимое?
Хочется спросить: отчего стресс? Оттого, что взвалили на себя невыполнимое. Да, стресс. Но надо выбираться. А для этого — понять, что в силах пациента сделать для улучшения своей жизни. И чем врач может помочь.
Если болезнь обездвижила, встать не получится. Надо думать, как к этому адаптироваться — с привлечением врачей.
Если встать не получается, потому что дискомфортно или больно, но врач сказал расхаживаться, то вставание — это, конечно, стресс. И целое дело. Которое не получится переложить на врача, обвиняя, что не дали таблетку. Иногда приходится едва ли не заново учиться ходить — после инсульта или удаления опухоли мозга. Да что там, обычное люмбаго способно уложить в постель и стать причиной страха вставания. Но надо вставать и пытаться делать шаги. Шаг за шагом.
Вспоминаю моего пациента с рассеянным склерозом, который не заметил, как его накрыла мягкой глухой периной депрессия. Ему было хорошо только в постели. Вставать было нехорошо. Нет, объективно обострения не было. Но и сил тоже не было. Он принял это состояние за голос рассеянного склероза, за ухудшение и едва ли не за приближение конца. Потолстел, стал выглядеть старше. И не сразу поверил, что лечение такое простое — вставать и ходить. Идти в спортзал. Пить антидепрессанты. Поменять питание — не по щелчку пальцев в один миг, а постепенно. Вероятно, он тоже по первости обвинял меня, что я лечу такое тяжелое заболевание пинками в спортзал. А потом ему стало лучше, он похудел, подкачался, посвежел. А рассеянный склероз у него вел себя стабильно в течение нескольких лет. Когда он понял, что не в рассеянном склерозе дело, жизнь стала налаживаться.
Жизнь вообще стресс, вот что. Но психика заточена приспосабливаться к разным стрессовым факторам. Есть стратегии приспособления, которые не работают, хотя кажутся рабочими. Их важно вовремя отслеживать. Если вам хочется сказать, что вы маленький бессильный котик и передаете ответственность за свою жизнь в руки врачей, это нерабочая стратегия, которая не принесет пользы вашему здоровью. Если в ответ на простую рекомендацию заботиться о своем здоровье посильной физнагрузкой и сбалансированным питанием вам хочется разразиться проклятиями в адрес ленивых врачишек, которые не хотят лечить, вы опять же передаете свою часть ответственности тем, кто ее не будет нести. Как ни кричи, как ни топай ногами, сколько ни пиши жалоб в Минздрав.
Врач давно перестал быть папой, мамой и Господом Богом в одном лице. Врач может объяснить, направить, ответить на вопросы, иногда — научить приспосабливаться к неизлечимой болезни. Но важно помнить, что у пациента остается его собственный кусок ответственности. Осознавая который, он может повысить себе качество жизни — иногда больше, чем если будет досконально следовать назначенной врачом схеме лечения.
Любите себя. Не передавайте весь «пакет акций» ответственности за свое здоровье другим. Вначале узнайте, какая доля «акций» может быть управляема вами.
Свежие комментарии