Способы распознать, что вашего сына или дочь задирают другие дети, и методы противодействия буллингу в школе
Эта проблема рано или поздно беспокоит любую семью. Красочный пример тому - недавние откровения одной мамы, которая рассказала в Фейсбуке, как спасала своего сына-шестиклассника от буллинга*.
«КП» опубликовала ее письмо на сайте kp.ru, где читатели до сих пор обсуждают прочитанное, задают вопросы и просят совета. Мы решили продолжить тему с помощью детского психолога Регины Беседы.
Выделяешься - терпи
- Дети не любят тех, кто от них отличается, - объясняет Регина Александровна. - В любом классе есть среднестатистическое большинство, которое вот так вот одето или вот так вот разговаривает, и все, кто будет отличаться от этой «среднести», окажется в зоне риска. Это могут быть внешние отличия - слишком высокий рост, лишний вес, торчащие уши. Или физические дефекты - косоглазие, заикание. Дети, неуверенные в себе, тоже попадают в ситуацию, когда класс их не принимает. А еще подвергаются буллингу ребята, которые не следят за личной гигиеной: если у них одежда не очень чистая, запах неприятный...
- Понятно, придраться могут к кому угодно. Но и те, кто занимается травлей, - разные люди. Одни из благополучных семей, другие - из асоциальных.
- Да, но есть общее: все они самоутверждаются. В какой бы семьи ни росли эти дети, чаще всего они не уверены в себе, потому что воспитываются в агрессии. А в школе пытаются самоутвердиться, унижая других.
- Понятно, придраться могут к кому угодно. Но и те, кто занимается травлей, - разные люди. Одни из благополучных семей, другие - из асоциальных.
- Да, но есть общее: все они самоутверждаются. В какой бы семьи ни росли эти дети, чаще всего они не уверены в себе, потому что воспитываются в агрессии. А в школе пытаются самоутвердиться, унижая других.
Детский психолог Регина Беседа
Фото: vk.com
Помочь жертве буллинга
1-й метод. «Коллекция достоинств». Когда кто-то ведет по отношению к ребенку агрессивно - физически или морально, у него серьезно падает самооценка. Поэтому один из способов помочь чаду - составить список его хороших качеств, которые выделят его из толпы. В следующий раз при встрече с обидчиком-задирой у ребенка в голове всплывает список своих позитивных черт.
- Так и вижу картинку: против условного Васечкина идет условный Петечкин с кулаками, а Васечкин гордо вспоминает: «Ах! Я же такой молодец, я хорошо разбираюсь в Бахе!»
- Не так все примитивно. Просто если ребенок знает свои достоинства, у него нет внутренней тревожности - я ничего не значу, не умею... А такая уверенность влияет на его поведение в конфликтных ситуациях.
2-й метод. Соблюдать принцип непроницаемой стены. Мы говорим ребенку: представь, что ты окружен непроницаемой стеной. Там, за ней, кто-то кричит, шумит - а ты как будто его не слышишь. Можешь даже засунуть в уши наушники и делать вид, будто слушаешь классную музыку.
- Угу, а наш Петечкин как выдернет эти наушники да еще и порвет...
- Не посмеет, если ты делаешь это с чувством достоинства (а ведь ты уже знаешь, какой список достоинств есть внутри тебя). Впрочем, это действительно совет не для всех, а для тех, у кого хорошая выдержка.
3-й метод. «Проблемы обидчика». Предложите ребенку: представь, все, что говорит обидчик, относится не к тебе, а к нему, к личным проблемам забияки. Потому что человек, у которого порядок в голове, вряд ли так себя будет вести. И ребенок начинает видеть и оценивать ситуацию по-другому, и даже его организм начинает издавать другие запахи! Ведь если заглянуть в психофизиологию, когда человек напрягается, у него появляется запах пота. Если он постоянно в напряжении - то и запах с ним постоянно. Вы же знаете: если человек боится собаки, она это чувствует. То же - в мире людей. На уровне законов природы мы все едины.
4-й метод. «Техника толстокожего слона». Учимся самовнушению: «Я слон, я толстокожий, и все обидное, что мне говорят, отскакивает от меня как мячик». Не зацикливаться на обиде. Чем больше жертва расстраивается - тем интереснее тирану.
5-й метод. Научите детей парировать выпады. Например, обидчица в школе говорит однокласснице: «ты страшная», а та в ответ: «а ты такая милашка». Обидчица ей: «ты дура», а та - ей: «тебе видней, ты умная»...
Смысл этих методов - толстокожести, парирования - в том, чтобы не дать словам обидчика проникнуть на вашу территорию. Как только позволили это, вы начинаете в сказанное верить и тоже становитесь невольным игроком в буллинг.
6-й метод. Играть с детьми в настольные, командные игры. Чтобы ребятишкам был важен сам процесс игры, а не возможность выиграть.
7-й метод. Дайте ребенку реализовать себя, тренировать его сильную сторону. Например, кружки, в которых он будет самоутверждаться, где у него будет расти самооценка.
- Так и вижу картинку: против условного Васечкина идет условный Петечкин с кулаками, а Васечкин гордо вспоминает: «Ах! Я же такой молодец, я хорошо разбираюсь в Бахе!»
- Не так все примитивно. Просто если ребенок знает свои достоинства, у него нет внутренней тревожности - я ничего не значу, не умею... А такая уверенность влияет на его поведение в конфликтных ситуациях.
2-й метод. Соблюдать принцип непроницаемой стены. Мы говорим ребенку: представь, что ты окружен непроницаемой стеной. Там, за ней, кто-то кричит, шумит - а ты как будто его не слышишь. Можешь даже засунуть в уши наушники и делать вид, будто слушаешь классную музыку.
- Угу, а наш Петечкин как выдернет эти наушники да еще и порвет...
- Не посмеет, если ты делаешь это с чувством достоинства (а ведь ты уже знаешь, какой список достоинств есть внутри тебя). Впрочем, это действительно совет не для всех, а для тех, у кого хорошая выдержка.
3-й метод. «Проблемы обидчика». Предложите ребенку: представь, все, что говорит обидчик, относится не к тебе, а к нему, к личным проблемам забияки. Потому что человек, у которого порядок в голове, вряд ли так себя будет вести. И ребенок начинает видеть и оценивать ситуацию по-другому, и даже его организм начинает издавать другие запахи! Ведь если заглянуть в психофизиологию, когда человек напрягается, у него появляется запах пота. Если он постоянно в напряжении - то и запах с ним постоянно. Вы же знаете: если человек боится собаки, она это чувствует. То же - в мире людей. На уровне законов природы мы все едины.
4-й метод. «Техника толстокожего слона». Учимся самовнушению: «Я слон, я толстокожий, и все обидное, что мне говорят, отскакивает от меня как мячик». Не зацикливаться на обиде. Чем больше жертва расстраивается - тем интереснее тирану.
5-й метод. Научите детей парировать выпады. Например, обидчица в школе говорит однокласснице: «ты страшная», а та в ответ: «а ты такая милашка». Обидчица ей: «ты дура», а та - ей: «тебе видней, ты умная»...
Смысл этих методов - толстокожести, парирования - в том, чтобы не дать словам обидчика проникнуть на вашу территорию. Как только позволили это, вы начинаете в сказанное верить и тоже становитесь невольным игроком в буллинг.
6-й метод. Играть с детьми в настольные, командные игры. Чтобы ребятишкам был важен сам процесс игры, а не возможность выиграть.
7-й метод. Дайте ребенку реализовать себя, тренировать его сильную сторону. Например, кружки, в которых он будет самоутверждаться, где у него будет расти самооценка.
Признаки того, что чадо третируют
✓ Начал проявлять агрессию к младшим;
✓ плохо спит и ест;
✓ быстро устает и не может сконцентрироваться;
✓ замыкается в себе, становится обидчивым, часто повторет «ты меня не понимаешь!»...
✓ плохо спит и ест;
✓ быстро устает и не может сконцентрироваться;
✓ замыкается в себе, становится обидчивым, часто повторет «ты меня не понимаешь!»...
Чего нельзя говорить...
...если вы педагог...
Часто в ситуациях, когда детей травят в школе, виноваты... учителя. Они провоцируют детей, говоря, например: дети, надо быть опрятными, а у нас Васечкин пришел в грязном пиджаке! И как будут реагировать одноклассники, если это начальная школа? Они засмеют Васечкина! Потому что дети копируют взрослых.
...и родитель
Мамы-папы зачастую говорят ребенку: «на себя посмотри» или: «ты сам провоцируешь ребят»... Получается, родители встают на чужую сторону и не слышат своего ребенка в его одиночестве. Прежде чем делать выводы, надо вникнуть в то, что ваш сын или дочь испытывали. И как они вообще умудрились оказаться в этой ситуации.
Не надо сразу бежать к учителю. Ведь если такая ситуация, когда ребенка в классе травят, уже возникла, значит, одним из провокаторов был именно учитель. Что он сделает после разговора с родителями? Максимум скажет в классе: не трогайте Васю! Чем только усугубит ситуацию. Вместо этого я бы рекомендовала назначить встречу с родителями ребенка, который травит. (См. «Из личного опыта».)
А если невзлюбила учительница?
- Часто учительницы, у которых проблемы с личной жизнью, недолюбливают мальчиков. И если такая история случилась и отношения не удалось выровнять в течение 2 - 4 недель (побеседовав с учительницей вместе с ребенком) - однозначно нужен перевод в другую школу. Увы.
Часто в ситуациях, когда детей травят в школе, виноваты... учителя. Они провоцируют детей, говоря, например: дети, надо быть опрятными, а у нас Васечкин пришел в грязном пиджаке! И как будут реагировать одноклассники, если это начальная школа? Они засмеют Васечкина! Потому что дети копируют взрослых.
...и родитель
Мамы-папы зачастую говорят ребенку: «на себя посмотри» или: «ты сам провоцируешь ребят»... Получается, родители встают на чужую сторону и не слышат своего ребенка в его одиночестве. Прежде чем делать выводы, надо вникнуть в то, что ваш сын или дочь испытывали. И как они вообще умудрились оказаться в этой ситуации.
Не надо сразу бежать к учителю. Ведь если такая ситуация, когда ребенка в классе травят, уже возникла, значит, одним из провокаторов был именно учитель. Что он сделает после разговора с родителями? Максимум скажет в классе: не трогайте Васю! Чем только усугубит ситуацию. Вместо этого я бы рекомендовала назначить встречу с родителями ребенка, который травит. (См. «Из личного опыта».)
А если невзлюбила учительница?
- Часто учительницы, у которых проблемы с личной жизнью, недолюбливают мальчиков. И если такая история случилась и отношения не удалось выровнять в течение 2 - 4 недель (побеседовав с учительницей вместе с ребенком) - однозначно нужен перевод в другую школу. Увы.
Графика: Наталья Цымбаленко
ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА
«Старшеклассники напали на моего сына»
Регина Беседа, мать троих детей, поделилась историей, когда ей самой пришлось вступиться за сына.
- Я узнала из общего школьного родительского чата в соцсети, что моего мальчика (он учился в 8-м классе) побили 10-классники. Старшие решили наказать младших за то, что слишком шумели. Достали ремень, ударили мальчика. Им оказался мой сын.
Классная сказала мне: сами разберутся. Как?! 10-й и 8-й класс не могут сами разобраться - у них разные интересы, физические параметры. Поэтому была назначена встреча, там была вся компания старшеклассников, учителя обоих классов и представители родительского комитета 10-го класса, которые... пришли воевать с 8-классниками! Пытались обвинить ребят: мол, те чуть не сами себя побили. Из чего я в очередной раз сделала вывод, что проблема поведения детей - это проблема поведения родителей.
Тогда я сказала, что буду писать заявление - сразу в прокуратуру - о моральном и физическом насилии. И что там будет сказано про учителя, который допускает такое поведение класса. И про родителей, которые поощряют такое поведение своих детей. Разговор сразу принял другое русло. То есть, как только мы заикаемся о юридической стороне буллинга (а буллинг на Западе - юридический термин, предполагающий наказание), вопрос исчерпывается. Родители стали искать варианты - как взаимодействовать, как сдружить детей...
* Буллинг (от англ. bullying, bully - хулиган, драчун, задира) - повторяющееся насилие, травля со стороны группы школьников в отношении отдельного ученика, который не может себя защитить.
Регина Беседа, мать троих детей, поделилась историей, когда ей самой пришлось вступиться за сына.
- Я узнала из общего школьного родительского чата в соцсети, что моего мальчика (он учился в 8-м классе) побили 10-классники. Старшие решили наказать младших за то, что слишком шумели. Достали ремень, ударили мальчика. Им оказался мой сын.
Классная сказала мне: сами разберутся. Как?! 10-й и 8-й класс не могут сами разобраться - у них разные интересы, физические параметры. Поэтому была назначена встреча, там была вся компания старшеклассников, учителя обоих классов и представители родительского комитета 10-го класса, которые... пришли воевать с 8-классниками! Пытались обвинить ребят: мол, те чуть не сами себя побили. Из чего я в очередной раз сделала вывод, что проблема поведения детей - это проблема поведения родителей.
Тогда я сказала, что буду писать заявление - сразу в прокуратуру - о моральном и физическом насилии. И что там будет сказано про учителя, который допускает такое поведение класса. И про родителей, которые поощряют такое поведение своих детей. Разговор сразу принял другое русло. То есть, как только мы заикаемся о юридической стороне буллинга (а буллинг на Западе - юридический термин, предполагающий наказание), вопрос исчерпывается. Родители стали искать варианты - как взаимодействовать, как сдружить детей...
* Буллинг (от англ. bullying, bully - хулиган, драчун, задира) - повторяющееся насилие, травля со стороны группы школьников в отношении отдельного ученика, который не может себя защитить.
Свежие комментарии