Свежие комментарии

  • Павел К
    А ты не доволен чем? Тем, что тебе не позволяют сдохнуть? И тем, что из-за тебя не сдохнут другие? Может тебе пойт...О 10 неопровержим...
  • Алексей Корнеев
    В статье намерено принижены русские женщины. Хоть у меня и польские корни, но считаю, что среди русских женщин обычаи...5 особенностей бы...
  • Людмила Бочкова (Хайрунина)
    Бесят статьи, где всех загребают под одну гребенку. Так и представляю, как в каждой польской семье "обязательно веша...5 особенностей бы...

Коронавирус и исключенные. Как чиновники (не) защищают от пандемии бездомных, заключенных и беженцев

Пандемия COVID-19 затронула всех людей на Земле, но и общество, и власти далеко не ко всем относятся одинаково: уязвимые группы зачастую оказываются в еще более опасных условиях, чем остальные. «Нож» совместно с сотрудниками Центра перспективных управленческих решений изучил успехи и провалы чиновников разных стран и попытался объяснить логику их решений и действий: сегодня на повестке дня — политика в отношении беженцев, бездомных и заключенных.

Бюрократические системы разных стран забуксовали, столкнувшись с пандемией. Пока в сети обсуждают шаги глав государств и правительств, Центр перспективных управленческих решений запустилспецпроект, посвященный тому, как государства справляются с новым вызовом. В фокусе исследователей не столько высший уровень принятия решений, сколько уровень рядовых госслужащих и руководителей среднего звена, которые зачастую излишне прямолинейно реализовывают меры, принимаемые «наверху». Эксперты ЦПУР разбирают реакции государства на пандемию и пытаются объяснить действие (или бездействие) чиновников с позиций социологии, институциональной теории и поведенческой экономики.

Пандемия коронавируса уже повлияла на экономику, политику, культурную и социальную сферы большинства стран.

Государства принимают меры по противодействию этому негативному влиянию, в том числе ориентируясь на потребности и проблемы различных социальных групп. При организации помощи страны учитывают «усредненные» потребности большинства населения и так называемых групп риска — пожилых, семей с детьми, людей, потерявших из-за карантина и кризиса работу. Но, как правило, чиновники думают о таких группах едва ли не в последнюю очередь, и в результате меры, принимаемые для их поддержки, часто оказываются недостаточными или несвоевременными.

Мы собрали наиболее типичные эпизоды подобных ситуаций.

Лагеря беженцев в Греции

Что случилось?

На сегодняшний день в Греции находятся около 100 тысяч выходцев из Ближневосточного региона, пытающихся получить убежище. Все эти люди размещены в лагерях для беженцев, которые обычно рассчитаны на 3–6 тысяч человек. В реальности количество сконцентрированных в них беженцев в разы больше: например, лагерь Мория на острове Лесбос, где недавно у трех местных жителей обнаружили коронавирус, вместил более 20 тысяч людей. В лагере Ритсона, который расположен под Афинами и вмещает около 3 тысяч беженцев, инфекцию обнаружили у 21 человека.

Кто пострадал?

Превышение максимально допустимой численности проживающих в лагерях создает дефицит пространства, что мешает людям соблюдать социальную дистанцию, и чрезмерно увеличивает нагрузку на базовую инфраструктуру лагеря, в первую очередь на водоснабжение.

В результате беженцам не хватает элементарных средств гигиены и все они подвергаются повышенному риску заражения.

Кроме того, важной остается проблема соблюдения карантинных мер. Например, в лагере Мория для предотвращения возможного распространения инфекции среди беженцев был объявлен карантин. Однако около 80% проживающих там продолжают как ни в чем не бывало перемещаться по улицам. Из-за карантинного режима были отозваны персонал, обеспечивающий работу лагеря, и полиция — а это может способствовать росту паники.

Подобные ситуации усугубляют и без того актуальную для лагерей проблему антисанитарии и повышают риск быстрого распространения коронавирусной инфекции среди беженцев. Лагерь в 20 тысяч человек недалеко от Афин с нарушением правил самоизоляции и карантина — потенциально мощный очаг распространения инфекции по всей Греции.

Как реагировали чиновники?

Греческие власти ограничили доступ к лагерю Ритсона и заявили о намерении отправить туда дополнительный медперсонал и продовольствие. Помимо этого было издано постановление, предписывающее беженцам находиться на максимально возможном отдалении от местных жителей. ЕС, со своей стороны, заявил о проработке совместного с Грецией плана действий, который предполагает эвакуацию наиболее уязвимых людей — детей и пожилых — из островных лагерей (значительная часть лагерей для беженцев расположена на островах) на материковую часть.

Бездомные в столице ЮАР

Что случилось?

24 марта президент Южно-Африканской Республики Сирил Рамафоса объявил общенациональный карантин на три недели, предусматривавший в том числе организацию приютов для бездомных и возможность принудительной эвакуации лиц, которые отказываются самостоятельно покидать любые затронутые карантином места. В столице ЮАР Претории до начала карантина насчитывалось около 10 тысяч бездомных. Для исполнения указа президента их начали направлять на футбольный стадион «Каледониан», где они должны были пройти проверку перед отправкой в приюты. К понедельнику 30 марта на стадионе скопилось около двух тысяч человек.

Кто пострадал?

Одновременное скопление на стадионе большого количества бездомных вызвало опасения по поводу распространения инфекции и спровоцировало проблемы, к которым власти не были готовы. Так, согласно CNN, палаток, в которых для обеспечения дистанцирования должны были спать по 2–3 человека, по признанию властей, насчитывалось по одной более чем на 10 человек. Многие спали не в них, рискуя быть ограбленными. По словам представителя местной неправительственной организации, бездомным не обеспечили адекватных санитарных условий. На стадионе возникали драки из-за нехватки еды. По сообщению издания News24, со стадиона сбежали около 200 человек, другие уходили днем и возвращались к вечеру, чтобы поесть. Одной из причин такого положения издание называло недостаточное для контроля количество сотрудников правоохранительных органов.

Коронавирус и исключенные. Как чиновники (не) защищают от пандемии бездомных, заключенных и беженцев

Как реагировали чиновники?

Уже 30 марта Мпхо Нава, главный администратор городского округа Цване (в котором находится Претория), назвал 4 дополнительных объекта, куда власти будут перемещать бездомных с переполненного стадиона. Проверка прибывающих, по его словам, должна была проводиться до определения места ночлега. В среду он признал, что в первые два дня карантина, когда на стадион прибывало много людей, правительство не было к этому готово, но затем постаралось направить на обеспечение бездомных больше человек, а также привлекло полицию и другие органы безопасности к поиску и возвращению покинувших стадион. Исполняющий обязанности министра социального развития провинции Гаутенг Паньяза Лесуфи рассказал, что власти недооценили количество бездомных в провинции, поэтому им необходимо скорректировать планы, подготовленные до начала кризиса. Оба чиновника сообщили, что стадион будет использоваться только для проверки бездомных, но не для ночлега. В среду многих перевезли в другие приюты. Власти также договорились с благотворительными организациями о том, что те возьмут на попечение приюты для небольших и более уязвимых групп, что позволит городу сосредоточиться на крупных объектах.

Заключенные в Колумбии

Что произошло?

Опасность распространения коронавируса затронула пенитенциарную систему во всем мире. Постоянно находящиеся в замкнутом, плохо вентилируемом пространстве люди, и так, как правило, с ослабленным иммунитетом, находятся в особой группе риска в случае попадания инфекции в места заключения. Кроме того, врачи в пенитенциарных учреждениях сталкиваются с дополнительной задачей — соблюдать особые правила безопасности, чтобы заключенные не сбежали и оставались изолированными от общества. Это негативно сказывается на качестве медицинской помощи.

Реагируя на этот риск, президент Колумбии 12 марта объявил о приостановке посещений в колумбийских тюрьмах. Причина: серьезная нехватка медицинского оборудования и специалистов для предотвращения эпидемии.

Однако страх из-за распространения COVID-19 спровоцировал массовые протесты в крупнейших тюрьмах страны 22 марта: заключенные критиковали отсутствие профилактических мер и объявили чрезвычайное санитарное положение.

По заявлению министра юстиции Маргариты Кабелло, выступление вылилось в «попытку массового бегства». В результате пострадали 82 человека, погибли 23. Многие НКО осудили чрезмерное применение слезоточивого газа и насилия со стороны охраны и полиции.

Как реагировали чиновники?

Сразу после конфликта власти заверяли, что причин для беспокойства не было — в тюрьмах не зафиксировано ни одного случая заражения. Через неделю, 30 марта, правительство приняло решение перевести под домашний арест около 11 тысяч заключенных, осужденных за преступления малой тяжести, женщин с детьми и лиц старше 60 лет с условием возвращения в тюрьмы по окончании эпидемии. Меру критиковали правозащитники: они утверждали, что этот запоздалый шаг не приведет к существенному снижению риска массового заражения, так как в тюрьмах не оказывается необходимая медицинская помощь.

Каковы альтернативы?

В Иране еще в начале марта правительство приняло решение отпустить тысячи заключенных, осужденных в том числе по политическим мотивам.

К середине марта количество освобожденных достигло 85 тысяч человек.

В Кении власти тоже выпустили несколько тысяч заключенных, которые попали в тюрьму из-за преступлений небольшой тяжести или заканчивали отбывать срок. Решение об освобождении было озвучено по видеосвязи — правоохранительные органы прибегли к Skype и Zoom. Успешный пример организации мер для предотвращения распространения вируса в тюрьмах демонстрирует Сингапур. По заверению государственных органов, в тюрьмах проводятся регулярные медицинские осмотры заключенных и персонала, им напоминают о необходимости соблюдать личную гигиену и дистанцию. Новоприбывшие содержатся отдельно на протяжении 14 дней, у них проверяют температуру дважды в день.

Почему так происходит?

Одно из возможных объяснений сбоев в оказании государством помощи таким уязвимым социальным группам, как заключенные, беженцы и бездомные, — их стигматизация.

Стигма — понятие, которое в общественных науках развивал социолог Ирвинг Гоффман для обозначения особого, как правило, негативного отношения к определенным группам. Общество стигматизирует тех, кто ведет себя не так, как большинство, или тех, от кого такое отклоняющееся поведение ожидается. Разделение на «нормальное», то есть ожидаемое, и «ненормальное» поведение и есть основание для возникновения стигмы. Гоффман выделяет три типа стигмы: по физическим недостаткам, индивидуальным изъянам характера, по групповой (в том числе этнической) принадлежности. «Нормальные» люди могут считать обладателей таких стигм неполноценными членами сообщества и прямо или косвенно их дискриминировать, тем самым фактически снижая их жизненные шансы.

Поскольку стигма проявляется, прежде всего, как общественное явление, то и на действия государства она влияет через общественное мнение о стигматизированных. Когда чиновник принимает решение об организации помощи пострадавшим, в том числе в условиях пандемии, он в первую очередь ориентируется либо на большинство, либо на группы риска, не обладающие в данном обществе стигмой. Как правило, к таким группам относятся пожилые, дети, люди с особенностями развития, инвалиды и т. д.

Однако те категории социально незащищенных людей, к которым большинство населения страны может относиться негативно, стигматизируя их, не попадут в первую волну помощи от государства.

Принимая решения и ориентируясь на интересы большинства и групп риска, чиновник распределяет ресурсы помощи таким образом, что стигматизированные группы получают ее в последнюю очередь, по остаточному принципу. Кроме того, стигматизация препятствует вовлечению представителей данных групп в обсуждение необходимых шагов, что лишает принимающих решение возможности получить более точное представление об их потребностях. В отдельных случаях, особенно в режиме повышенной обеспокоенности из-за распространения инфекции, общественный запрос может подталкивать власть не к оказанию помощи, а к изоляции стигматизированных групп от остальной части общества.

304

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх