Как часто она встречается и что можно сделать
В НОРМЕ БЕРЕМЕННОСТЬ НАСТУПАЕТ, когда оплодотворённая яйцеклетка прикрепляется к стенке матки внутри её полости — но бывает, что она фиксируется в другом месте. Тогда беременность называется внематочной, или эктопической; она может локализоваться в фаллопиевой трубе (узкой трубке, отходящей от матки), в яичнике, в шейке матки или, например, в месте шрама, оставшегося после кесарева сечения.
Вместе с врачом разбираемся, как часто это случается, чем грозит и можно ли снизить риск.Почему это происходит
Считается, что 1-2 % из всех случаев беременности возникают «не там, где надо»; в подавляющем большинстве из этих случаев — более 90 % — оплодотворённая яйцеклетка прикрепляется внутри маточной трубы. Остальные 10 % приходятся на шейку матки, мышечный слой матки, брюшную полость, яичник или шрам от кесарева сечения — последнее вообще считается фактором риска, потому что в 1 из 500 случаев беременности у женщин, перенёсших хотя бы одно кесарево сечение, плодное яйцо прикрепляется в области рубца. Риск эктопической беременности несколько повышен при ЭКО: если в общей популяции это
1-2 %, то среди тех, кто использовал вспомогательные репродуктивные технологии, уже 2-5 %. С 1972 по 1992 год внематочную беременность стали диагностировать в шесть раз чаще — это связывают и с улучшением методов обследований, и с развитием технологий вроде ЭКО, и с распространением курения и инфекций, передающихся половым путём.
Фаллопиевы трубы устроены так, что их стенки могут сокращаться, продвигая яйцеклетку или эмбрион в направлении матки; внутри орган покрыт специальными ресничками, движения которых тоже этому способствуют. Но бывают состояния, при которых эти функции нарушаются — в первую очередь это воспаление, вызванное инфекцией, действием гормонов или иммунными процессами. Пожалуй, самые очевидные опасности — это инфекции вроде хламидиоза и курение, при котором токсические вещества повреждают реснички маточных труб. Другие известные факторы риска — операции или травмы органов таза, ЭКО и использование внутриматочных контрацептивов. Риск эктопической беременности в области шейки матки и в мышечном слое возникает, если проводились какие-то вмешательства — например, кюретаж (выскабливание) с целью аборта или операции по лечению эндометриоза.
Возраст повышает вероятность эктопической беременности — среди женщин старше тридцати пяти лет она возникает чаще; почему так происходит, пока неизвестно. Конечно, устранить некоторые факторы невозможно или не нужно — речь не о призыве рожать раньше, не пользоваться контрацептивами или отказаться от технологий ЭКО, а лишь о том, что эта информация помогает врачам обращать больше внимания на возможные риски и объяснять, когда необходимо срочно обратиться за помощью. По данным одного исследования, почти у половины женщин с эктопической беременностью известных факторов риска найдено не было — похоже, есть более сложные механизмы, которые могут влиять на вероятность внематочной беременности.
Чем это грозит
Внематочная беременность — по-настоящему опасное для жизни состояние, при котором нужна экстренная помощь. Ещё в 1977 году авторы одного из исследований заключили, что 75 % смертей, связанных с эктопической беременностью, можно было бы предотвратить, устранив задержки в диагностике и лечении. Чаще всего растущее плодное яйцо приводит к разрыву фаллопиевой трубы, а это, в свою очередь, грозит тяжёлым кровотечением, исход которого может быть летальным. Пару сотен лет назад внематочная беременность в 90 % случаев приводила к смерти, сейчас в некоторых странах этот показатель снизился до нуля. По даннымМинздрава, в 2014 году смертность от внематочной беременности в России составила 1 %, в 2015-м — 3,6 % от всех женщин с этим состоянием.
В долгосрочной перспективе внематочная беременность грозит проблемами с вынашиванием следующей: иногда маточную трубу, в которой она развивалась, удаляют — и тогда остаётся надеяться на хорошую проходимость оставшейся. Врач поясняет, что если вторая труба также непроходима, может быть проведён сальпинголизис — разделение спаек, но и в этом случае риск внематочной беременности в будущем возрастает. Кроме того, при прерывании внематочной беременности в брюшную полость попадает много крови, которая стимулирует спаечный процесс — в будущем у пациентки могут быть нарушения в работе кишечника и боль в животе.
Как это диагностируют и лечат
Как объясняет врач-гинеколог Евгения Назимова, диагностировать внематочную беременность без осложнений можно только на очень раннем сроке — она может развиваться до четырёх-пяти недель, никак себя не проявляя. Обычно женщины обращаются в связи с беременностью позже — а во многих странах первое УЗИ вообще планируется на срок около двенадцати недель. Чаще всего, если беременность возникла в маточной трубе, она прерывается в сроке 6-8 недель — к этому моменту плодное яйцо достигает такого размера, при котором оно либо выталкивается в брюшную полость, либо приводит к разрыву трубы. В большинстве случаев за одну-две недели до этого появляются ноющие боли в области таза, могут появиться кровянистые или коричневые выделения. В таком случае, если вовремя обратиться к врачу и правильно поставить диагноз, может быть проведено медикаментозное лечение (хотя оно не всегда эффективно и требует тщательного наблюдения).
Такое лечение проходила Юлия: после положительного теста на беременность она ждала планового визита к врачу, но на сроке в семь недель началось кровотечение. «Самые страшные моменты — когда мне ещё ничего не объяснили, а по лицам врачей было понятно, что что-то не так» — рассказывает она. Ей назначили лечение метотрексатом — это препарат, который должен остановить развитие плодного яйца, прежде чем произойдёт разрыв окружающих тканей. Метод эффективен, но не всегда — части женщин всё же требуется операция. Его применяют, когда общее состояние пациентки стабильное, то есть осложнения ещё не наступили, и тогда с помощью этого лекарства их часто удаётся предотвратить. Врачи объяснили Юлии, что в ближайшие четыре дня ей нельзя будет оставаться одной даже на полчаса: метотрексат действует не всегда и в любой момент может потребоваться операция. Ей пришлось регулярно делать анализы на гормон ХГЧ, уровень которого за месяц вернулся к «небеременному». В итоге маточную трубу удалось сохранить, но в ней может остаться шрам, поэтому риск повторной внематочной беременности повышен до 10 %.
Чаще всего эктопическая беременность диагностируется уже при её прерывании — возникает картина, которую врачи называют «острый живот»: резкая боль в животе, слабость, липкий холодный пот, снижение артериального давления, тошнота и так далее. В этом случае нужна немедленная медицинская помощь. Это хирургическое лечение, в идеале — эндоскопическое, когда инструменты вводятся через небольшой разрез или прокол. Цель — убрать воспалённые и разрушенные ткани и спасти женщину с минимальными последствиями для здоровья.
Как это пережить
«Эмоционально было тяжело, в том числе из-за отсутствия знаний. Раньше внематочная беременность представлялась чем-то редким, далёким и абстрактно страшным — хотя статистически это случается не так редко и, вероятно, произошло и с кем-то из моих знакомых. После диагноза я постоянно читала форумы на эту тему, следила за тем, как у анонимных пользовательниц менялся уровень ХГЧ. Самое тяжёлое — я не могла чувствовать грусть от потери беременности, потому что всё заслонял страх за своё здоровье. А когда раз в неделю мне сообщали хорошие новости о том, что лекарство подействовало, я возвращалась домой в слезах, потому что на несколько часов страх уходил и можно было чувствовать просто боль от потери» — рассказывает Юлия.
ВОЗ отмечает, что потеря ребёнка во время беременности остаётся запретной темой, с которой связано осуждение или чувство стыда, а многим пережившим её женщинам не оказывают ни надлежащей помощи, ни должного уважения. В России поддержкой родителей, переживших потерю маленького ребёнка или прерывание беременности, в том числе на раннем сроке, занимается благотворительный фонд «Свет в руках». На английском языке информацию о внематочной беременности можно найти, например, на сайте британского фонда, занимающегося исключительно этим вопросом.
Там же есть рекомендации для тех, кто столкнулся с эктопической беременностью: важно помнить, что это не ваша вина и что вы ничего не могли сделать, чтобы изменить ситуацию. Вы можете испытывать страх, грусть, гнев — и важно дать себе время пережить эти чувства. Не нужно винить себя или врачей — в этой ситуации спасти беременность невозможно. В некоторых случаях после прерывания беременности развивается посттравматический стресс или депрессия, и тогда важно вовремя обратиться к специалисту за помощью. Стоит обсудить ситуацию с партнёром и другими членами семьи, дав понять, какая поддержка вам нужна больше всего — возможно, из лучших побуждений вас попытаются отвлекать или веселить, когда вы просто хотите, чтобы вас выслушали.
ОЛЬГА ЛУКИНСКАЯ
ФОТОГРАФИИ: Mari Dein — stock.adobe.com
Свежие комментарии