На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Алексей
    Ну так сначала на мышах проверьте,а потом пишитеПросто добавь кис...
  • Владимир Соколов
    какие то глупости и оправдания бабы высосанные из пальца))Бытовые механизмы...
  • Геннадий Исаков
    Для того жены существуют, чтоб мужику жизнь сахаром не казалась. А иначе вообще обленится и опустится.Бытовые механизмы...

Невролог Анна Науменко: «Возрастных нарушений памяти не бывает»

Почему люди часто недовольны памятью и как ее улучшает обычная зарядка

3043090

Память остается одной из самых загадочных способностей живого существа. До сих пор многое насчет нее непонятно: где конкретно хранятся воспоминания, как они записываются, как стираются. Да и вообще, уничтожаются они безвозвратно, или мозг лишь теряет путь к месту их хранения. Теорий множество – общепризнанной нет ни одной. Но это не мешает разработке все новых способов активизации памяти и борьбы с забыванием. Ухудшение памяти – это вовсе не возрастное явление, а болезнь, которую можно победить или приостановить, утверждает невролог Анна Науменко, с которой мы поговорили о последних исследованиях в области памяти.

– Есть ли что-то, что известно про память совершенно точно? Например, где она хранится?

– Одна из главных структур, отвечающих за нашу память, – гиппокамп. Это очень небольшая часть мозга. Она состоит из двух половинок, расположенных в височных отделах и связанных между собой нервными волокнами. Нельзя сказать, что наши воспоминания находятся исключительно там, но без полностью сохранного гиппокампа человек может многое не вспомнить. Вообще, в мозге нет изолированных отделов, не связанных с другими структурами. Гиппокамп – это универсальный регулятор, он консолидирует воспоминания, переводит их из кратковременной памяти в долговременную.

– Что представляет собой воспоминание в нашем мозге?

– Конкретное место хранения тех или иных воспоминаний мы не знаем. Например, проводились исследования, в которых грызунам удаляли половину мозга – и они все равно помнили те вещи, которым были обучены до этого. Разные виды памяти устроены совершенно по-разному. Есть, к примеру, память пространственная, вкусовая, двигательная. Есть кратковременная и долговременная.

– Обычно говорят, что кратковременная память – это возбуждение нейронов; долговременная – изменение структуры нейронной сети. А консолидация, переход из кратковременной памяти в долговременную, состоит в том, что возбуждение постепенно создает некий постоянный след в мозге. Между нейронами образуются новые связи, появляются пути, по которым сигналу легче проходить. И эти-то пути и являются воспоминаниями. Есть еще теория, что консолидация воспоминания связана с ростом нервных волокон. За счет этого меняется структура мозга – и человек запоминает. Можно это так себе представлять?

– На самом деле при консолидации воспоминания одновременно включается много механизмов. Мы даже не знаем, остается ли консолидированное, долговременное воспоминание в том же самом месте, где было кратковременное. Более того, пока даже нельзя точно сказать, что память хранится только в синапсах (точках контакта между нейронами. – А.К.). Есть данные, что места хранения воспоминаний – другие структуры.

– Как всё это узнают? Какие инструментальные методы используют при исследовании памяти и заболеваний, приводящих к ее нарушению?

– В исследовании мозга пациента важную роль сейчас играет функциональная МРТ. Отличие от «простой МРТ» в том, что человек во время исследования должен выполнять какое-то задание – петь песню, сочинять стишок. Таким образом мы видим картину его мозга в состоянии активности. С помощью МРТ мы можем, например, обнаружить атрофические явления в гиппокампе у пациентов с болезнью Альцгеймера.

Информативна также ПЭТ, позитронно-эмиссионная томография. Пациент получает радиофармпрепараты, а позитронно-эмиссионный томограф улавливает их излучение и «понимает», в каких областях мозга они скопились. Там более активный метаболизм. Результат анализа выглядит как разноцветная картинка, где разные цвета отражают степень активности. Есть и еще несколько видов исследования.

– Сейчас на память жалуются все. Кто-то говорит, что это из-за обилия информации: дескать, память забивается всякой чепухой. Кто-то грешит на интернет: в нем можно найти все, поэтому нет нужды что-то держать в голове. Без тренировки любой орган и любая функция слабеют. А в каком возрасте память начинает ухудшаться по объективным причинам? Как различить естественную забывчивость и, скажем, нарушения, связанные с болезнью Альцгеймера?

– Просто возрастных нарушений памяти не бывает.

– Но ведь все пожилые люди жалуются на память.

– Человек может замедлиться с возрастом, ему сложнее долго концентрировать на чем-то внимание, менять программу действий. Есть состояние психических функций, которое влияет на запоминание, однако памятью не является. Человек жалуется на плохую память, а на самом деле ему просто трудно сконцентрироваться, у него недостаточный уровень мотивации. Это бывает и у молодых людей, и это не истинное нарушение памяти. Истинное нарушение памяти всегда связано с каким-то заболеванием. Самое распространенное – болезнь Альцгеймера.

– То есть, если я недоволен действительно отвратительной памятью, я должен выяснять, какая у меня болезнь?

– Каждый называет плохой памятью что-то свое. Один мой пациент уверял, что у него с детства ужасная память. Я с ним поговорила, провела нейропсихическое тестирование – вполне приличное запоминание. Просто его такой уровень запоминания не устраивал. Мы разработали для него программу тренинга, память удалось активизировать. Сам пациент это отметил, удалось подтвердить это и нейропсихологическим тестированием.

– Значит, плохую память можно улучшить?

– Плохая память – слишком общее понятие. Она у всех разная. Вы, наверное, не то что совсем ничего не помните – вы что-то усваиваете хуже, что-то лучше. Например, может быть плохая зрительная память, а слуховая – супер. Или наоборот. Важно и то, что большинство людей плохо запоминают неинтересные для них вещи. Вообще, эмоциональный фон сказывается на запоминании: при депрессии и тревоге память может резко ухудшиться, мозгу не до записи новой информации.

– Есть же объективные и вполне общедоступные способы оценки – хотя бы известный тест Лурии из 10 слов: их читают несколько раз, ты запоминаешь, затем занимаешься своими делами, а через 30–40 минут пытаешься воспроизвести. В описании теста сказано, что, если удается вспомнить семь слов или больше, память в норме. Я, кстати, вспомнил всего пять. Что делать?

– Вы пользовались подсказками?

– Нет. Я пробовал использовать мнемонические приемы, составил из 10 слов рассказик. Но в этом случае все слишком просто. Эти слова я и сейчас мог бы повторить. А без рассказа все забыл.

– Подсказки использовать можно и нужно. Может быть, у человека просто снижена концентрация, он устал на работе. Кстати, таким образом можно с определенной долей вероятности предположить болезнь Альцгеймера: таким пациентам подсказки, как правило, уже не помогают.

– Выходит, то, что мы называем проблемами памяти, часто оказывается проблемой с чем-то другим. А если речь именно о памяти: какова схема лечения, профилактика?

– Память – одна из самых трудновосстанавливаемых функций. Но у мозга очень большие резервы и пластичность. Одни участки могут брать на себя функции других. Чтобы нарушение стало просто заметно клинически, должна пострадать значительная часть мозга. Если провести исследование ПЭТ, первые признаки болезни Альцгеймера можно обнаружить в среднем за 15 лет до того, как появится клиническая картина.

– Что происходит в мозге на протяжении этих лет?

– Скорее всего, механизм заболевания связан с амилоидными бляшками. В норме бета-амилоид расщепляется в организме, условно говоря, на два фрагмента одинакового размера, которые затем утилизируются. При болезни Альцгеймера по непонятным пока причинам процесс расщепления нарушается – один фрагмент получается маленьким, а второй большим, и он начинает накапливаться. Образуются амилоидные бляшки, которые, действуя совместно с другими факторами, постепенно «съедают» клетки, происходит атрофия целых областей мозга, и в какой-то момент появляются клинические признаки. Еще есть тау-гипотеза. Ее сторонники считают, что основную роль в развитии болезни играет не амилоид, а тау-протеины.

– Лекарства, как мы знаем, пока нет. Так что же делать?

– Болезнь Альцгеймера во многом генетически обусловленное заболевание. Выделены четыре гена, ответственные за его возникновение. Один из этих генов, APOE4, сильнее всего повышает вероятность заболевания. Но лишь вероятность, экспрессия генов зависит от условий окружающей среды и наличия факторов риска. Есть недавние исследования, показывающие, что у пациентов с повышенным уровнем тревожности риск возникновения болезни Альцгеймера увеличивается. Насколько увеличивается, сказать пока нельзя. В связи с этим очень интересная вещь: из целого ряда исследований специально исключили людей, активно занимавшихся медитацией и йогой, поскольку у них увеличивается объем серого вещества головного мозга, то есть количество нервных клеток.

– То есть главная профилактика – сохранять спокойствие? Советы учить языки и другими способами тренировать постепенно умирающую память устарели?

– Не совсем так. Я всегда говорю пациентам – надо бежать впереди болезни. Болезнь Альцгеймера – это прогрессирующее заболевание. Но чем лучше развит мозг человека, чем больше у него образовалось связей между нейронами, тем дольше болезни придется их разрушать, тем позже возникнет клиническая картина.

– Грубо говоря, с дураками болезнь Альцгеймера справляется быстрее?

– Пожалуй, можно сказать, что у человека с более низким интеллектуальным уровнем от первых признаков заболевания в головном мозге до появления клинических симптомов может пройти меньше времени.

– Что еще можно сделать?

– Как ни странно, по исследованиям последних лет, значительно улучшает состояние мозга физическая активность.

– То есть можно бегать, прыгать, ни о чем не заботиться и при этом улучшать состояние своего мозга?

– Практически. В Японии провели исследование, объектом которого стали 50 человек с мягкими когнитивными нарушениями. Старшему было 93, а средний возраст – 73 года. Испытуемых разделили на две группы по 25 человек. Участники одной в течение года два раза в неделю по полтора часа делали упражнения на силу, выносливость и чувство равновесия. Вторая группа была контрольной. На протяжении исследования разрыв между когнитивными возможностями участников двух групп постоянно увеличивался в пользу первой из них. И это далеко не единственное такое исследование.

– Насколько интенсивно надо заниматься?

– Этого сказать пока нельзя. Данные есть лишь о том, что физическая активность помогает сохранению работоспособности мозга. Я сама соавтор специальных комплексов упражнений. В рамках диссертационной работы проверяла их опытным путем, наблюдая за пациентами. Они доказали свою эффективность.

– В чем механизм воздействия физических упражнений на мозг?

– Во-первых, идет процесс ангиогенеза и артериогенеза – образования и роста новых кровеносных сосудов. Организм удовлетворяет возросшую потребность мышц в кислороде, но одновременно ангиогенез идет и в мозге, так что ему удается воспользоваться в своих корыстных целях работой мышц. Во-вторых, происходит целый комплекс метаболических изменений, вырабатываются определенные вещества-медиаторы. Важно, что физические тренировки не отменяют лекарственную терапию. Оба воздействия должны идти параллельно и дополняться когнитивными тренингами с упражнениями для памяти и других функций мозга.

– Если физическая активность так хорошо восстанавливает мозговые функции, нельзя ли использовать ее и для профилактики когнитивных нарушений – вместо тренировки памяти, решения задач, чтения серьезных книг просто побольше двигаться и за счет этого умнеть, снижая тем самым вероятность Альцгеймера?

– Любопытный вопрос. Пока исследования подтверждают только, что физическая нагрузка помогает при уже имеющихся когнитивных нарушениях. Профилактике она не способствует. Хотя в сфере памяти мало что до конца понятно. При болезни Альцгеймера в памяти, как правило, хорошо сохраняются давние события, истории из детства и юности. А что было сегодня утром, человек не помнит. То есть на первый взгляд трудности не с извлечением, а с усвоением, «записью». Однако очень часто бывает так, что пациент с Альцгеймером никак не может запомнить какую-то информацию на тренинге или в ходе тестирования, а на следующем занятии вспоминает, что было на предыдущем.

– Используете ли вы на тренингах компьютерные программы для развития памяти? В интернете их множество.

– Это в основном переводные программы, не всегда удачно адаптированные. А в когнитивных тренингах часто участвуют пожилые люди, не обладающие достаточной компьютерной грамотностью. На Западе по-другому, там компьютеризация началась лет на пятнадцать раньше. Если наших пациентов начать заодно знакомить с компьютером, это может вызвать такое тревожное нарушение, что вред превысит пользу. Мы чаще делаем тренинги на реальных носителях. Но для молодых людей компьютерные тренинги вполне уместны. Мы иногда даже берем игру, стратегию какую-нибудь, которая задействует сразу многие когнитивные функции, и включаем ее в тренинг.

Картинки по запросу улучшить память

– Насколько несомненным бывает диагноз, что проблемы с памятью связаны именно с болезнью Альцгеймера, сосудистыми нарушениями или с другим заболеванием? Это четкий ответ или скорее вероятность?

– Если использовать все возможные методы – ПЭТ, МРТ, генетический анализ, исследование ликвора [жидкости, окружающей мозг], нейропсихологическое тестирование – диагноз будет точным. Но это дорогостоящие процедуры, если сравнивать с нашей средней зарплатой. Так что обычно диагноз вероятностный. Постфактум у многих пациентов с прижизненным диагнозом «сосудистые когнитивные нарушения» выявляются признаки болезни Альцгеймера в головном мозге. Или наоборот. Ведь тесты рассчитаны на среднего пациента. Если у человека высокий интеллектуальный уровень, имея легкие когнитивные нарушения, он может легко справиться с тестами.

Источник

Картина дня

наверх