Говорят, судить о качестве и уровне ресторана можно по состоянию его туалетов. Эта народная мудрость кажется мне справедливой: неразумно было бы наслаждаться стейком в заведении, в уборной которого из засорившегося унитаза через край льется дерьмо.
А справедливо ли судить о целых городах или даже нациях по этому же принципу? Я не имею в виду, что кругом на улицах должны быть выгребные ямы… Но можно ли делать выводы исходя из того, насколько посещение уборных доступно большинству людей? Другими словами, почему в современном развитом мире человек должен бегать туда-сюда в поисках места, где бы облегчиться? Это, мягко говоря, негуманно. Во-первых, потому что это своего рода плевок в вас как «человека разумного», это что-то, вынуждающее вас страдать; во-вторых, в результате вы просто начинаете мыслить как животное. И в конце концов и ведете себя соответствующим образом (но, вероятно, это не так уж страшно и нам следует пересмотреть наши представления об «этикете»?).
Возможно, я избалован. В Америке много проблем, но поиск туалета — не одна из них. Да, в банках и почтовых отделениях вам вряд ли предложат такую помощь, но в любом месте, куда вы приходите поесть или выпить, есть туалет. Не удивлюсь, если того требует закон. И вот еще невероятное: это бесплатные туалеты!
Впервые с тем, что за туалет надо платить, я столкнулся много лет назад в римском Колизее. Был адски жаркий день, вечером накануне я выпил бочку-другую вина. Я не мог не пойти смотреть большой древний цирк, так что на следующий день бродил по нему, потея и страдая от духоты в узеньких коридорах, ведущих к клеткам, где тигры и гладиаторы ждали своей судьбы. И внезапно я ощутил острую необходимость справить нужду. Но где?
Забавно, но я потом осознал, что в Древнем Риме было больше общественных туалетов, чем в современной Москве
Чудом я нашел предназначенное для этого место, которое охраняла дряхлая беззубая старуха. Услуга стоила несколько лир (в то время в евро там еще не расплачивались), я передал ей деньги. Но, зайдя внутрь этого пристанища, я обнаружил, что у туалета нет сиденья — передо мной просто стоял заляпанный унитаз. С недоумением я пытался объяснить старухе — итальянского я не знал, пришлось изъясняться пантомимой, — что мне нужно сиденье на туалет. И у нее оно было, только эта проницательная старушка, вероятно, решила, что я — просто избалованный американский мальчишка, брезгующий приземлить задницу на ободок унитаза, покрытый засохшими фекалиями. Так что она сначала просто ткнула в меня сиденьем, а потом еще и потребовала дополнительной платы. Которую она, конечно, получила. Забавно, но я потом осознал, что в Древнем Риме было больше общественных туалетов, чем в современной Москве. Если не верите мне, загуглите сами.
Европа не особо изменилась с тех пор — я бывал там еще несколько раз не очень давно. Даже в Германии — жемчужине Евросоюза — до сих пор существует масса кафе без уборных. И что-то мне подсказывает, что и в России так было всегда. Сложно представить что кто-то в российском правительстве — нынешнем или предыдущих — когда-либо всерьез задумывался, где граждане могут справить нужду, когда они выходят из дома. Такая же история с предпринимателями и бизнесменами: в смысле, если ты можешь возвести жилой комплекс таких размеров, что на расстоянии он будет похож на целую галактику с мерцающими звездами, не позаботившись о достаточном количестве парковочных мест и другой инфраструктуре, с чего тебе придет в голову позаботиться о том, где и как люди должны избавиться от переваренного завтрака?
Из чего складывается менталитет? Из того, что люди должны ходить по большой нужде только у себя дома? Из того, что наличие туалета (а также туалетной бумаги и мыла!) в заведении стоит владельцу денег? Почти ни в одном российском общепите нет туалета, и временами это меня просто бесит. Это же какой-то ультиматум: «Отвали и не надоедай».
Ну что, Россия, посмотрим, как это сработает, когда следующим летом на чемпионат мира приедут миллионы людей, которые будут искать, где поесть, выпить и посрать.
Конечно, некоторые российские предприниматели все-таки об этом задумались, и мы все помним, как кругом появились синие кабинки на улицах. Командовали всем специальные бабушки: взимали плату, прибирались за посетителями. Но ведь это же было слишком просто — платить деньги человеку за то, чтобы тот драил полы от мочи, не так ли?
В каждом из нас животного не меньше, чем в белке, койоте, еноте или бездомном коте. Мы все какаем
Так появились автоматические туалеты. Тупо суешь 50 рублей — примерно как стоимость одной поездки в метро — в щель на панели одной из этих кабинок, которая, к слову, (возможно, специально) выкрашена в цвет дерьма. Тут же автомат выдает карточку — вы можете зайти в интернет, активировать ее и накапливать скидку за каждое следующее посещение кабинки, пока цена услуги не будет обходиться вам в 30 рублей. Более того, каждая кабинка оснащена автоматическими чистящими устройствами, из-за чего в туалетах всегда странно пахнет. Также каждые 10 минут двери сами открываются, чтобы бездомным не пришла в голову идея остаться там переночевать.
Хорошая идея, да? Особенно здорово ее реализовали на «Войковской»: внимательный блогер обнаружил не меньше 22 таких кабинок, стоящих бок о бок недалеко от метро.
Знаете, что это? Это толчки. Я не поленился, посчитал - 16 штук.
Их поставили у Войковской взамен снесённых ларьков. При том, что непосредственно у выхода из метро стоят ещё 6 точно таких же туалетов. Которыми - я ни разу не видел, чтобы кто-то воспользовался. Справедливости ради - не то, чтобы я специально наблюдал. Там, вроде, какая-то муть с карточками - надо покупать что-то типа проездного.
Разумеется, я приветствовал снос ларьков - Москва все-таки не Бишкек, а крупнейший и красивейший город Европы. Поганить его пластиковыми хибарами - преступление. И, разумеется, я приветствую общественные туалеты - это важнейшие объекты городской инфраструктуры, категорически нельзя ими пренебрегать.
Но, Сергей Семеныч, 22 толчка в одном месте - это, вообще, что? Это какой-то такой распил, что уже никто не стесняется? Сколько, кстати, стоит один? Или это такой лобовой намёк - типа, да хоть усритесь, дорогие москвичи?
Москвичи, конечно, засранцы, но не до такой же степени.
А, главное, обидно лично мне. Как я теперь буду объяснять гостям дорогу? "22 толчка видите? Ну, вот примерно тут я и живу".
По мне, так это какое-то фекальное излишество, но, видимо, власти посчитали, что так нужно. И хотя туалетному клубу на «Войковской» нет равных, в других частях города кабинки не стали популярными. Если коротко, идея просто не сработала. То ли бомжи не справились с мудреным компьютером клозета, то ли у них не было выхода в интернет для активации карты, а может, и нарочно, но почему-то ссать на стенку кабинки, а не внутри нее оказалось более удобно. Это мои догадки. В любом случае, автоматические туалеты сейчас отовсюду убирают. Вроде той истории, когда на улицах появились урны для мусора, но потом власти их все убрали, решив, что урны — хорошее место, чтобы спрятать бомбу.
Так что нас возвращают к тому, чтобы бросать мусор на улице и ссать в кустах.
Мне все это пришло в голову, когда однажды я выбрался из дома и в какой-то момент мне приспичило в туалет. Моя душа запела и сердце застучало от волнения, когда я увидел Burger King — рай для тех, кто ищет, где справить нужду. Я поспешил на второй этаж, ломанулся через коридор и уже почти почувствовал облегчение, когда обнаружил, что для входа в Волшебное королевство мне нужен был чек, подтверждающий, что я уже что-то купил. Но во мне уже не было места для бургера, я и так был занят тем, чтобы избавиться от съеденного до этого. Затруднительное положение.
Я поплелся прочь. Мне пришлось облегчиться в кустах и подтереться старым списком посещаемости моих студентов. Простите, Ольга, Дима, Сергей и Юлия. Не хотел вас втягивать в этот абсурд, но я живу в шестнадцатимиллионном городе, где человек не может найти сортир, когда он нужен.
Помню, как-то в Болгарии взбирался с друзьями по горному склону, когда заметил у обочины дороги цыгана, присевшего по нужде. В этот момент я прозрел — я не шучу, это было как откровение, мой собственный Путь в Дамаск: раз и навсегда я понял, что мы все — животные. В каждом из нас животного не меньше, чем в белке, койоте, еноте или бездомном коте. Мы все какаем. Болгарскому цыгану, бедному, но гордому человеку, было просто плевать, видели ли мы его. Эта хрупкая тонкая фигура вблизи горной дороги, вынужденная подчиниться законам природы, рассказала мне о том, кто я есть, больше, чем Библия. Я понял, что мы не должны стыдиться своих экскреций. Мы же гордимся деторождением — все это является естественной частью жизни.
Обидно, что в городе, где у всех есть смартфоны, никто еще не создал приложение, которое могло бы заставить наши экскременты просто исчезнуть. Мы все еще нуждаемся в специальных условиях: квадратный метр, где можно не только сходить в туалет, но и избавиться после этого от всех улик.
Ну, может, Apple сможет решить проблему, с которой не справляется Москва.
Свежие комментарии