На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Анатолий Страшко
    А как влияют эти подделки на определение средней продолжительности жизни в разных странах. Прочитав эту странную стат...Многие долгожител...
  • Pattia Patria
    Интересно, сколько еще лет будут открывать эту "тайну"?Магия цифр. Учёны...
  • alik3456 Джексон
    Жрать меньше надо! Почему люди с возрастом теряют зубы?6 бьюти-ошибок по...

«А-а-а, паук!». Почему дети боятся насекомых и можно ли побороть этот страх

Одни дети целое лето возятся в траве среди божьих коровок и кузнечиков, а другие начинают плакать от одного вида бабочки. Вместе с психологом Александром Покрышкиным разбираемся, откуда берётся страх насекомых и как помочь ребёнку, который панически боится всяких жучков-паучков.

Почему дети боятся насекомых

Страх — естественная реакция нашего организма на что-то потенциально опасное.

Отвращение и испуг с эволюционной точки зрения нужны, чтобы оберегать нас от вредоносных контактов. Существует два основных способа приобрести страх: с помощью опыта или информации от других людей.

Приобретённый страх

Новые страхи мы получаем вместе с новым жизненным опытом. Если нас в детстве покусали муравьи, мы, скорее всего, продолжим бояться этих существ и в будущем — даже если все вокруг будут говорить, какие муравьи классные, полезные и вообще первыми в драку не лезут.

«Информационный» страх

Рядом с нами с детства находятся родители. Это наши проводники в большой и непонятный мир, и, если мама или папа сообщают нам, что какой-то предмет опасен, мы стараемся его избегать. Мама боится тараканов и постоянно говорит, какие они противные и страшные? Ребёнку наверняка передастся это ощущение.

Правда, есть дети, которые даже после рассказов о страшных пауках или неприятного столкновения с ними не испытывают страха или отвращения. Это зависит исключительно от чувствительности ребенка: чем более он восприимчив и эмоционален по отношению к происходящему, тем более вероятно, что страх у него закрепится.

Врождённый страх

Насчёт этого пункта у учёных нет единого мнения: доподлинно неизвестно, можно ли боязнь шмелей, гадюк и прочих существ назвать врождённой. Ежегодно на эту тему проводятся новые эксперименты, опровергаются старые гипотезы. Так, любопытный опыт поставили в Институте когнитивистики и наук о мозге Общества Макса Планка в Германии: шестимесячным младенцам показывали изображения разных животных, в том числе пауков и змей. Именно последние изображения вызывали у детей расширение зрачков, что говорит об усиленной концентрации внимания и стрессе.

«Когда мы показывали детям изображение змеи или паука вместо цветка или рыбы того же размера и цвета, они реагировали значительно большими зрачками, — рассказывает нейробиолог Стефани Хель. — Соответственно, даже самые маленькие дети, по-видимому, испытывают стресс при виде этих существ». В случае с пауками среднее расширение зрачка составило 0,14 мм, в то время как на изображение цветов зрачки увеличивались всего на 0,03 мм.

Вполне может быть, что детей пугает в пауках и насекомых нечто чужеродное, непонятное. Кошка вызывает меньше страха, потому что она больше, ее можно без труда разглядеть. К тому же она двигается медленнее, чем какой-нибудь комар. Маленькие мошки быстро перебирают лапками и машут крыльями, ребёнок не успевает уследить за этим и начинает тревожиться.

Как помочь ребёнку справиться с боязнью насекомых

Дайте ребёнку время, чтобы разобраться и понять: некоторые насекомые безопасны. Для этого необходим соответствующий опыт, а не просто разговор. Ваших слов «Да они же не кусаются!» будет недостаточно. Ребёнок поймет, что какие-то насекомые (например, бабочки) не кусаются, только когда он на собственном опыте узнает, что они не жалят, не впиваются в кожу.

Познакомьте ребёнка с миром насекомых. Почитайте сказки, посмотрите мультфильмы про условных бабочек и муравьёв. Такие произведения полезны, потому что они показывают: насекомые чем-то похожи на нас. У них есть домики, семья, работа. Следующий шаг — посмотреть приближенные к реальности документальные фильмы про насекомых, фотографии. К примеру, работники канадского зоопарка записывают видео и рассказывают про разные виды насекомых.

Научите ребенка отличать опасных насекомых от безобидных. Посмотрите вместе энциклопедию, расскажите, кого можно встретить у вас во дворе и кого стоит бояться, а кого нет. Расскажите, что осы не станут трогать, если не лезть в их жилище, а бабочки не хотят никому зла и боятся вас еще больше, чем вы их. Если ребёнок сильно боится кого-то (например, пауков), то ваши убеждения вряд ли помогут — и это тоже нормально. Здорово, если ребенок преодолевает страхи и открывает для себя что-то новое, но насильно переступать через себя не нужно.

Не высмеивайте ребенка за его испуг и не упрекайте за то, что он боится. Не давите на него просьбами потрогать бабочку или червячка. В такие моменты ребёнок не преодолевает страх, а только начинает сильнее бояться. Маленькие, постепенные шаги лучше, чем резкое «знакомство».

Если вы не сильно боитесь насекомых, можете показать, как сами держите их в руках. Можно даже завести кого-то ненадолго — а потом выпустить (к примеру, муравьёв в специальном аквариуме). Покажите ребёнку, как они живут и работают, а потом отпустите на волю.

Иллюстрации: klyaksun / shutterstock / fotodom

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх