Есть группа пациентов, с которой большинство врачей мечтает никогда не встречаться, т.к. что с ними делать, мало кто знает, а ничего не делать тоже нельзя.
Болезни височно-нижнечелюстных суставов (ВНЧС) — вообще вещь загадочная и малоизученная. Никто не знает, почему у одного пациента во рту нет половины или всех зубов либо все зубы стоят криво-косо, но с суставом он не испытывает никаких проблем.
При этом кто-то регулярно посещает стоматолога, содержит рот в полном порядке, но достаточно ему поставить неправильно одну пломбу или коронку — и здравствуй, полный рот проблем. Сустав начинает хрустеть, болеть, потом потихоньку накапливается нарушение открывания рта и прочая и прочая и прочая.
Причем болезни суставов — почти всегда дорога в один конец. Как их лечить, знают единицы, да и те не дают никаких гарантий. Можно перевести болезнь в ремиссию, но вылечить раз и навсегда практически невозможно. Чуть только возникнут какие-нибудь проблемы с прикусом, и все возвращается.
Если в результате неправильной работы сустава сотрется хрящ, растянутся связки, воспалятся ткани, то нарастить новый хрящ, заменить связку или кость не удастся. Такие эксперименты давно ведутся в разных странах, но я не видел еще ни одной реально качественной замены ВНЧС.
Дело в том, что если коленный сустав по сути довольно простой шарнир, тазобедренный сустав и все прочие тоже не так сложны в движениях, то ВНЧС это совершенно уникальный сложнейший прибор, который должен позволять челюсти двигаться одновременно в самых разных направлениях во всех проекциях и нести при этом на себе огромную нагрузку!
Ведь жевательные мышцы — самые сильные мышцы человеческого организма. Ни одна другая мышца не может развить такую силу на единицу площади.
В чем еще опасность подобных проблем, так это в том, что сам пациент выявить заболевание не в силах. Вернее, он обязательно прибежит к врачу, но только тогда, когда появится боль и хруст в суставе, что означает наличие уже довольно запущенного процесса.
Поэтому если врач вовремя не заметил наличия дисфункции ВНЧС, то сам пациент о существовании подобной проблемы тем более ничего не узнает. Но часто бывает и обратная ситуация — когда врач замечает наличие болезни и честно говорит о ней пациенту, но тот считает это разводом и делать ничего не хочет. Ведь пока ничего не болит, зачем лечить?
Однако вся подлость ситуации заключается не в этом! А в том, что даже если представить, что и врач идеален с точки зрения знаний, и пациент готов на сотрудничество ради своего же блага, то часто просто нереально предсказать развитие ситуации.
Кто-то делает все возможное, а проблема остается, а кто-то забивает на нее, а осложнения вообще не наступают. Заранее предсказать, в какую группу попадет пациент, нельзя.
Бывают ситуации, когда врач довольно четко может предвидеть развитие ситуации, а бывает, когда он бессилен.
Какую же ценную мысль я бы хотел донести до вас этой статьей? Исключительно философскую! Жизнь слишком многогранна, а вариантов течения болезни слишком много. Мы должны делать все от нас зависящее для предотвращения проблем, но не все зависит от нас.
Как нигде здесь актуален старый лозунг, впервые сформулированный еще древнеримским императором Марком Аврелием, а потом кем только не используемый: «Делай что должен, и будь что будет». И относится этот лозунг в данном случае как к пациентам, так и к врачам.
Свежие комментарии