На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Алексей
    Ну так сначала на мышах проверьте,а потом пишитеПросто добавь кис...
  • Владимир Соколов
    какие то глупости и оправдания бабы высосанные из пальца))Бытовые механизмы...
  • Геннадий Исаков
    Для того жены существуют, чтоб мужику жизнь сахаром не казалась. А иначе вообще обленится и опустится.Бытовые механизмы...

Чем заменить антибиотики?

Специалисты утверждают: у нас появилась реальная альтернатива антибиотикам. Теперь с болезнями можно бороться эффективно и без побочных действий. О чем идет речь?
О возможностях новых уникальных препаратов говорят:

Доктор медицинских наук, профессор микробиологии Университета города Тарту (Эстония), член объединенной рабочей группы EMEA и ECDC Ирья Лутсар;

Доктор медицинских наук, заведующая отделом инфекционно-воспалительных заболеваний ФГУ «Научно-исследовательский институт урологии» Росмедтехнологий в столице Татьяна Сергеевна Перепанова;

Кандидат медицинских наук, заведующая лабораторией бактериофагов ФГУ «Научно-исследовательский институт стандартизации и контроля медицинских иммунобиологических препаратов ГИСК им. Тарасевича» Роспотребнадзора в Москве Ольга Сергеевна Дарбеева;

Ведущий научный сотрудник лаборатории госпитальных инфекций ФГУН «Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии» Роспотребнадзора, заведующий кафедрой дезинфектологии Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова, главный государственный врач Министерства обороны РФ Василий Геннадьевич Акимкин.


Как действует бактериофаг:
1. Бактериофаг соединяется
с вредной бактерией.
2. Генетический материал
проникает в бактерию.
3. Он начинает разрушать ДНК бактерии и воспроизводить собственную ДНК.
4. Затем начинается образование оболочки
и отростков бактериофага.
5. Бактериофаг окончательно собирается
из частиц.
6. Бактерия разрушается, и новое поколение бактериофагов выходит наружу. Этот цикл повторяется до полной победы над инфекцией, после чего бактериофаг бесследно выводится из организма.

-Антибиотики – это мощные и эффективные препараты. Разве сего-дня их можно заменить?
О. Дарбеева: – Сейчас активно используется принципиально новый класс антибактериальных препаратов – бактериофаги, или, говоря проще, фаги. Они так же, как и привычные для нас антибиотики, борются с бактериями. Но делают это прицельно – уничтожают только тот микроб, против которого они направлены. Остальные микроорганизмы при этом сохраняются. В этом и состоит главное конкурентное отличие фагов от традиционных антибиотиков. Если те уничтожают все и вся вокруг, то есть как вредные, так и полезные бактерии, то здесь работает своего рода «снайперская система». Она «убирает» только избранных.
Именно поэтому фаги не нарушают естественную микрофлору организма и не вызывают дисбактериоз – основные проблемы при лечении обычными антибиотиками. Можно сказать, что новые лекарства – это самые безопасные антибактериальные препараты.

– Как такое возможно?
О. Дарбеева: – Традиционные антибиотики – это универсальные препараты. Фаги же индивидуальны, каждый из них вырабатывается на основе исследования конкретных бактерий. Проще говоря, на завод привозится образец того или иного микроба, и против него создается препарат. Когда такое лекарство попадает в организм, оно начинает действовать против именно этого микроба, постепенно уничтожая уже имеющиеся особи и не давая появляться новым. Фаги – это своеобразные вирусы для бактерий, которые, заражая, просто убивают их. А потом, выполнив свою миссию, исчезают – выводятся из организма естественным путем.

– Это прямо какая-то фантастика – индивидуальный антибиотик. Почему же тогда такие уникальные препараты широко не используются в медицине? Это решило бы множество проблем…
О. Дарбеева: – На самом деле фаги появились давно, еще в 30-е годы прошлого века. Основная заслуга в их создании, разработке и применении принадлежит советским ученым. Для того времени эти препараты были настоящей сенсацией. Они помогали решать множество проблем, над которыми тогда бились многие страны мира. В частности, благодаря фагам в Советском Союзе удалось взять под контроль практически повсеместное заражение дизентерией. Заболеваемость снизилась в 6–12 раз.

С открытием антибиотиков о фагах забыли. Это и понятно – антибиотики обладают широким спектром действия и быстро дают результат.
И. Лутсар: – Но за семьдесят лет, которые прошли с этого момента, авторитет антибиотиков заметно пошатнулся. И дело здесь не только в побочных эффектах. Их в той или иной мере имеет каждый лекарственный препарат. И мы вынуждены с этим мириться. Проблема в другом – в устойчивости к ним бактерий.
Микроорганизмы возникли задолго да нашего появления на Земле. За миллионы лет они научились выживать в самых разных условиях. Поэтому им не составляет особого труда приспосабливаться и к новым препаратам. Они в состоянии адаптироваться к любому антибактериальному препарату, дело лишь во времени. Именно поэтому постоянно идет работа над созданием новых препаратов – тех, к которым у бактерий нет иммунитета. Это такой вечный конфликт – человека и бактерий.
Поначалу мы одерживали верх, создавая все новые и новые классы антибиотиков, но с годами наши силы становились все слабее. За последние тридцать лет было создано лишь несколько принципиально новых препаратов. Бактерии активизируются, а противостоять им нечем.
Диктует свои условия и современный уровень развития медицины. С каждым годом растет число трансплантаций органов, появляются новые технологии для выхаживания недоношенных детей, увеличивается количество химиотерапий при онкологических заболеваниях. Чтобы все это было возможно, нужны антибиотики. Прогресс в медицине без их поддержки невозможен. Таким образом, сегодня мы применяем эти препараты в несколько раз чаще, чем даже 5–10 лет назад. Не говоря уж о том, что было в самом начале эры антибиотиков. А создается их значительно меньше.

В. Акимкин: – Еще одна важная причина – нерациональное использование антибиотиков. В некоторых странах этот процесс совершенно не контролируется. В той же России они продаются в аптеках без рецепта. В принципе, любой желающий может их приобрести и лечиться, как ему вздумается. Что, собственно, и происходит.
Но не стоит думать, что в других странах, где свободная продажа этих препаратов запрещена, ситуация намного лучше. К сожалению, часто сами врачи выписывают антибиотики, чтобы быстрее побороть недуг. Да и многие пациенты просят доктора назначить эти препараты, чтобы из-за долгой болезни не лишиться работы. А чем чаще мы принимаем антибиотики, тем больше шансов у бактерий к ним приспособиться.

Т. Перепанова: – Вносит свою лепту и сельское хозяйство. Битва за урожай сегодня немыслима без антибиотиков. Ежедневно с пищей мы получаем те штаммы, которые должны использоваться в особых случаях – для уничтожения бактерий. Постоянный контакт с этими веществами – это прекрасное условие для выработки у микроорганизмов устойчивого иммунитета.
В отношении фагов такой проблемы нет – они создаются, условно говоря, «по мерке» конкретного микроба. Но для их создания нужны особые условия, довольно длительная подготовка. Если антибиотики всегда есть в арсенале, то фаги нужно каждый раз создавать заново.
Заводов для производства этих препаратов крайне мало, они есть лишь в некоторых странах мира. Их производство не поставлено на поток. Нужны и дополнительные научные разработки. Но в скором времени из-за сложной ситуации с антибиотиками все поменяется. Уже сейчас нашими российскими разработками заинтересовались зарубежные коллеги. Проводятся научные заседания и конгрессы.
Теперь интерес к этим уникальным препаратам возрождается. А современные технологии позволяют добиться еще большего их эффекта.

– Получается, что антибиотики себя исчерпали. Еще несколько лет и от них совсем не будет пользы?
Т. Перепанова: – Я бы не стала утверждать так категорично. Новые антибиотики все же создаются, не все резервы еще исчерпаны. К тому же у нас осуществляется специальный контроль за применением антибиотиков в больницах. Есть особый список препаратов, которые назначаются только по распоряжению руководства – для серьезных случаев. Это наш неприкосновенный запас.
В острых ситуациях антибиотикам пока равных нет – они оказывают быстрое действие. А вот те же фаги эффективны для борьбы с хроническими инфекциями. Так что правильнее будет сказать, что у каждой их этих групп лекарств свое место.

В. Акимкин: – Особенно яркие примеры – это фаги и больничные инфекции. Обычные антибиотики здесь не всегда работают – сказывается устойчивость к ним бактерий. Фаги реально решают проблему, так как создаются с учетом тех микробов, которые вызывают инфекции именно в этой больнице. То есть по нашему запросу мы получаем препарат, бьющий точно в цель.

У нас есть свой опыт применения фагов. Несколько лет назад в одной из столичных клиник возникла критическая ситуация – так называемый госпитальный сальмонеллез. Это серьезная проблема, кардинально решить которую не может пока никакая страна мира. Она одолевала нас почти два года. Гигиенические усилия особого результата не дали. Помогли только фаги, причем мы использовали их и для лечения тех, кто уже заразился, и для профилактики у здоровых пациентов и медицинского персонала. Результаты говорят сами за себя – с инфекцией мы справились менее чем за два месяца.
Знаю, есть хорошие результаты применения фагов в ожоговом отделении Института им. Склифосовского. Там они используются уже давно.

Более того, фаги часто могут применяться как самостоятельно, так и вкупе с другими препаратами. В том числе и с антибиотиками. Так что тут уже получается двойной эффект.

– Фаги применяются только в больничной практике?
Т. Перепанова: – Отнюдь. У нас есть солидный опыт лечения этими препаратами хронических инфекций в домашних условиях. Например, хронического цистита, который встречается у каждой третьей женщины. Это большая проблема, и решить ее очень непросто. Не хочу сказать, что фаги – это панацея, единственное и эффективное средство ее решения. Это не так. Но добавление их в схему лечения на разных этапах помогает значительно улучшить результат.
Есть неплохие данные использования этих препаратов у детей. Из-за практически полного отсутствия побочных эффектов они имеют большие возможности в педиатрии. Важен и экономический аспект. На производство новых фагов требуется гораздо меньше затрат, чем на появление нового антибиотика. А значит, и стоимость таких препаратов ниже.

– А могут ли использоваться эти препараты при ОРВИ и гриппе?
О. Дарбеева: – Да, но только если это необходимо. Они не оказывают никакого действия на вирусы, их «аудитория» – вредоносные бактерии. Поэтому в случае осложнений и после консультации с врачом фаги применяться могут. А просто «для профилактики» – не стоит.

Наталья ЕПИФАНОВА

Картина дня

наверх