Август — месяц жаркий, огненный, душный и тревожный. Но где печаль, там и радость. Не может душа русского человека жить без праздников светлых. Тем более что август богат ими. Сразу три Спаса — Медовый, Яблочный и Ореховый — празднуются уже много лет на Руси.
В этих праздниках в честь Всемилостивого Спаса Иисуса Христа тесно переплелись православные традиции с народными обычаями, связанными с сельскими работами: сбором урожая меда, винограда, груш, яблок, зерна.
Первый Спас, Спас Медовый, приходится на первый день Успенского поста — 14 августа; второй, Яблочный Спас, — на 19 августа и третий, Ореховый Спас, — на 29 августа, когда пост уже позади.
Медовый Спас — самый первый августовский православный праздник (1 августа по старому стилю) в честь Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы, установленный в Русской Церкви в воспоминание победы над волжскими булгарами в XII веке. Также он тесно связан с крещением Руси, поэтому Медовый Спас зовут еще Мокрым Спасом или Спасом на воде. По чину Православной Церкви в этот день совершается поклонение Кресту, крестный ход и малое освящение воды. В Медовый Спас принято освящать мед нового урожая, мак, выпечку, чтобы получить благословение.
Пчеловодством на Руси занимались с древних времен. Мед и другие продукты пчеловодства считаются одними из самых целительных. Примечательно, что православные христиане до Медового Спаса не ели продукты пчеловодства нового урожая. И в наше время опытные пчеловоды рекомендуют потреблять свежий мед не раньше середины августа. Ведь даже самый ранний майский мед вызревает лишь к этому времени. И только недобросовестные торговцы спешат продавать сладкую продукцию чуть ли не в начале июня, выдавая ее за мед нового урожая.
Яблочный Спас приходится на великий православный праздник Преображения Господня. Согласно Евангелию, однажды Иисус взошел на гору Фавор с тремя учениками — Петром, Иоанном и Иаковом. На вершине ее Иисус начал молиться, и вдруг лицо Его преобразилось, сделалось, как солнце, одежды же стали белыми, как свет. В ту же минуту явились два великих пророка — Моисей и Илия — и раздался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте». То был голос Бога Отца.
А потому праздник Преображения Господня в народе называют еще Спасом на горе. И все же чаще его именуют Яблочным Спасом, потому что к этому времени поспевают яблоки. Конечно, в наше время все сроки созревания плодов сдвинуты, да и страна у нас большая — от Камчатки до Карелии, от Белого моря до Каспия. Но отечественные яблочки многих сортов наливаются как раз в это время.
По случаю праздника в храмах проходят торжественные богослужения, освящаются яблоки, которые с этого дня благословляется есть. «На Второй Спас и нищий яблочко съест», — говорили в народе. В Преображение строго соблюдался обычай одаривать неимущих яблоками. А до 19 августа яблок не ели. Существовало поверье, что на том свете детям, родители которых до Второго Спаса не едят яблок, Божья Матерь раздает фрукты, а тем, родители которых не удержались, не дает.
Яблочный Спас — первая встреча осени. Дни убавляются, дожди начинаются. Вот и беспокоился народ: «После Второго Спаса дождь — хлебогной!», «Со Спас-Преображенья погода преображается», «Пришел Второй Спас — бери рукавицы про запас».
Ну что ж, попадание «в яблочко», как говорится: после 19 августа нынешнее лето утихомирилось, умывшись долгожданными для многих дождями.
С этого дня начинается заготовка яблок на зиму — варенье, джем, сок. А зимние, лежкие сорта, оставляют впрок.
Ореховый Спас отмечается 29 августа. На Руси этот праздник называли еще Спасом на полотне, Холщовым, Хлебным или Ореховым.
Православной церковью Третий Спас празднуется как день перенесения в 944 году Нерукотворного Образа Христа Спасителя из Эдессы в Константинополь. По Евангелию, светлый лик Иисуса Христа, отпечатавшийся на полотенце после умывания, многим принес исцеления.
Позже с этого изображения Христа было написано множество икон, которые носили названия «Спас на полотне»; «Спас Нерукотворный».
А еще именно к концу августа на Руси крестьяне обычно завершали белить домашние полотна, из которых потом шили одежду, скатерти, полотенца.
Ореховым праздник называли потому, что к этому дню обычно поспевают орехи, которые уже можно есть.
В российских губерниях, где было много орешника, в лес сперва отправлялась «старостиха»; собранное ею за один день считалось нормой для всех женщин, идущих впоследствии собирать орехи. По народным представлениям, урожай орехов предвещал на будущий год урожай ржи.
В Москве собранные орехи продавали на рыночных рядах Замоскворечья. Перед продажей их калили в русской печи, засахаривали, окуная в сладкий сироп и высушивая в той же печи, настаивали на меду.
Орехи содержат белки и жиры — главные источники необходимой нам энергии. 20 орехов достаточно, чтобы восполнить суточную потребность человека в жирах. Полиненасыщенные жирные кислоты, содержащиеся в орехах, препятствуют развитию атеросклероза.
А еще в старину праздник называли «хлебным», потому что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов. В этот день было принято печь пироги и хлеб из муки нового урожая. В народе говорили: «Третий Спас — хлеба припас», «Коль хорош третий Спас, будет зимой квас».
Сохранились и такие наблюдения и приметы: «На третий Спас — последний отлет ласточек»; «Если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров будет морозно».
28 августа закончился Успенский пост, который несмотря на его строгость, считается на Руси самым приятным и легким. Да и понятно, с таким обилием фруктов, овощей, грибов и ягод голодным не останешься, и на душе празднично.
Хоть праздники трех Спасов и завершились, но дары августа и наступившего сентября будут еще долго нас радовать. Яблоки, мед и орехи — на стол! Надо же как-то восстановить силы после нелегких испытаний и запастись энергией на будущее. Да и дичь, как известно, очень хороша с медком и яблочками.
Свежие комментарии