Несколько лет назад авокадо стремительно ворвалось в нашу жизнь, быстро набрало популярность и поселилось в меню почти всех ресторанах Москвы — и в только что открывшихся средненьких заведениях, и в лучших гастрономических точках столицы, в том числе вегетарианских. Слово «авокадо» магическим образом делало посредственный салат дороже в два-три раза, а фото в инстаграме с этим калорийным плодом увеличивало количество лайков.
В целом все логично. Авокадо богато мононенасыщенными жирами, содержит массу минеральных веществ (натрий, калий, фосфор, кальций, железо), а также витамины группы В, С, А и Е. Авокадо способствует обогащению клеток кислородом, что стимулирует антивозрастную защиту организма. Очищает кровь от холестерина, улучшает память и повышает работоспособность, а также снижает риски сердечно-сосудистых заболеваний и является отличным источником протеина.
Жирность авокадо приводит не только к быстрому насыщению, но и улучшает состояние кожи, волос, ногтей. Отличная новость для худеющих: авокадо богато L-карнитином, активизирующим жировой обмен.
И все в этом плоде хорошо. И для всего он подходит: и для салата, и для основного блюда, и для инстаграма. И стал он героем нашего времени. Американская компания Saucony выпустила кроссовки в виде авокадо-тоста, производители детских игрушек начали выпускать игрушечные авокадо, интересующие больше взрослых, а не детей.
Но в 2018 году все изменялось. Обладатель мишленовской звезды, ирландский шеф-повар Джей Пи Макмаон назвал авокадо «кровавыми алмазами Мексики» (почему — объясняем ниже) и призвал ирландские рестораны убрать авокадо из меню или минимизировать блюда с авокадо в составе. Дальше — больше. Фермерское кафе в британской деревне опубликовало на сайте объявление, что они не будут продавать блюда с авокадо, так как хотят больше сосредоточиться на локальных продуктах. Это, мол, логичнее. «Не нужно быть гением, чтобы понять, что вкуснее та еда, которая не пролетела пять тысяч миль (8047 км)», — комментируют решение владельцы.
Еще одно кафе, уже в Бристоле, тоже бойкотировало авокадо в связи с этическими проблемами из-за социально-экономического урона. Плоды авокадо чувствительны к ветру, солнцу, холоду и жаре, а на производство авокадо тратится немыслимое количество воды — около двух тысяч литров на килограмм авокадо.
Массовое производство авокадо требует огромных площадей. Деревья не должны быть слишком высокими, иначе они начинают меньше плодоносить. А чтобы они не вырастали выше четырех-пяти метров, их обрабатывают химикатами.
Второй крупнейший производитель авокадо в мире — Перу. Поле с 28 тысячами взрослых деревьев возделывают на побережье Costa Verde недалеко от столицы Перу — города Лима. Что интересно, считается, что побережье не такое уж и зеленое, то есть для выращивания авокадо требуется еще больше воды, чем могло бы быть в более благоприятных условиях. Но и здесь есть свое объяснение. Авокадо может потреблять воду только из верхних слоев почвы, а корни плода настолько чувствительны, что при высокой влажности быстро начинают гнить. Именно поэтому фермеры вынуждены орошать деревья искусственно.
Первое место среди поставщиков авокадо остается за Мексикой. Почти весь урожай приходится на штат Мичоакан. Этот регион был некогда известен пиниевыми лесами. Но вместо пиний — итальянских сосен — сегодня можно увидеть лишь лиственные деревья, расчищенные поля и промышленные сооружения. В результате развернутой «авокадопромышленности» за последние 20 лет Мичоакан потерял больше половины свои лесов. Весь регион страдает от экстремальной засухи.
Но проблемы экологии — не все трудности ставшего богатым, но не здоровым, района. Авокадобизнес, так называемое «зеленое золото», еще несколько лет назад прибрали к рукам наркоторговцы. Фермеров и владельцев силой лишали их собственности. Других обязали платить наркокартелям дань. Был казнен президент союза по выращиванию авокадо, следующего президента похитили. Троих производителей авокадо застрелили, а «зеленое золото» превратилось в «золото кровавое».
А транспортировка плодов в Европу мало того, что очень долгий процесс, так еще и требует большого количества древесины для сборки транспортировочных ящиков.
Гринпис предупреждал еще в 2016 году — растущий спрос чреват негативными последствиями для окружающей среды. Упаковка и транспортировка требуют использования сельскохозяйственных химикатов и пластика. Спрос рождает предложение, предложение контролируется наркокартелями, а цены растут даже быстрее популярности плода. Ну что, перейдем на брускетту со сливочным сыром и лососем?
Свежие комментарии