Мальчикам удаляли половые органы и вставляли трубочку для мочеиспускания. За это рабы получали шанс подняться к вершине власти в самом могущественном государстве Европы, Африки и Ближнего Востока. Потрясающую историю евнухов рассказывает автор книг «Роксолана: мифы и реалии», «Письма Роксоланы: любовь и дипломатия» и романа «Хатидже Турхан» Александра Шутко.
Уже 4000 лет назад правители Ассирии
приказывали кастрировать высших чиновников, чтобы те не думали о захвате трона и основании собственной династии. Позже удалять мужчинам половые органы стали также в ритуальных целях. Ассирийцы считали, что богиня Ку-Баба дарит плодородие. Жрецы должны были взамен пожертвовать богине свои половые органы.
Предполагают, что поклонение Ку-Бабе со временем переродилось в почитание Матери богов Кибеле. После войны с Ганнибалом этот восточный культ позаимствовали в Риме. Там высоко ценили мужскую силу, поэтому запрещали гражданам республики и даже их рабам проходить кастрацию. Римскими жрецами Кибелы были иностранцы.
Рим покорили варвары, и в 4 веке новой столицей империи стал Константинополь. Там не чурались азиатских традиций — мощную фракцию при дворе составляли кастрированные чиновники. Евнух армянского происхождения Нарсес прославился как полководец и дипломат, а в 532 году спас императора Юстиниана во время восстания партий ипподрома.
В 1453 году турки захватили Константинополь и сделали город столицей Османской империи. Как ценные подарки султану евнухов туда поставляли наместники Египта.
А ВЫ КЕМ ХОТИТЕ СТАТЬ, КОГДА ВЫРАСТЕТЕ?
Среди видов кастрации было лишение яичек, члена или всего вместе.
Евнухам отрезали яички до середины 15 века, когда султан Мехмед II увидел, какмерин
покрывает кобылу. С тех пор служить в султанский гарем брали только мужчин с полностью удаленными половыми органами. Оперировали мальчиков, у которых еще не началось половое созревание. Идеальным возрастом считали 8 лет. Жертву привязывали к столу, орган перетягивали веревкой и резали острым лезвием. Рану прижигали каленым железом или заливали смолой, в канал для вывода мочи вставляли бамбуковую трубочку. Затем ребенка на несколько дней закапывали по шею в горячий песок.
Заживление и невыносимая боль при мочеиспускании продолжались несколько месяцев. Многие кастрированные умирали от шока, потери или заражения крови. Остальные приобретали тонкий голос, женственные черты лица и строение тела, а также пожизненное недержание мочи из-за отсутствия члена.

ХОРОШО ЗАКОНСПИРИРОВАННЫЕ ЛЮБОВНИКИ
Физические страдания несколько компенсировал комфорт дальнейшей жизни. На пути к важной должности в администрации гарема евнухи должны были преодолеть несколько ступеней иерархии (от охранников к слугам и надсмотрщикам), поэтому много лет жили в тесных бараках. Но даже такие условия были невиданными в местах, откуда забрали мальчиков. В конце концов, они могли дослужиться до начальника и заработать на собственную резиденцию, или уволиться со службы и … жениться.
Это были искалеченные мужчины, но мужчины. Сплетни об их мастерстве в оральных ласках и пользовании секс-игрушек в 17 веке привели к тому, что кастратам запретили жить рядом с подопечными женщинами.
Сохранились жалобы наложниц, которых отдали из султанского гарема в жены командирам янычарского корпуса
, будто в постели те оказались хуже евнухов. Сестра султана Сулеймана Великолепного даже вышла за кастрата замуж. И она не была такая одна.
Евнух, вынужденный покинуть султанский гарем из-за сильного влечение к женщинам, писал в мемуарах: «Желание становилось таким сильным, что мне хотелось касаться, обнимать, кусать губы, грудь, бедра прекрасных наложниц, которые даже не думали прикрывать рядом со мной свои обнаженные тела. Я чувствовал себя возбужденным быком, поэтому решил уйти из гарема и жениться. Женщина, которая вышла за меня, была верной и преданной женой. Я уверен, что от близости с ней получал гораздо больше удовольствия, чем обычный мужчина».

BLACK POWER!
Пророк Магомет запретил мусульманам кастрировать людей, посчитав это вмешательством в волю Аллаха. Бизнес по поставке евнухов принадлежал христианам, и первые сто лет после завоевания Стамбула большинство служащих имперского гарема были белыми. Мальчиков забирали на покоренных землях Балкан и Кавказа из семей, которые не могли оплатить джизию, налог с иноверцев.
Империя богатела, росли требования женщин к комфорту, у монарха становилось больше потомков. Это стимулировало спрос на кастратов. Во второй половине 15 столетия в гареме работало 20 охранников и слуг, в начале следующего станет 40, дальше будет и по 600–800.
При Мураде ІІІ предпочтение стали отдавать чернокожим евнухам. Рабам, взятым в Судане, отрезали половые органы православные в Эфиопии и копты в монастырях Египта. Кастрированный африканец стоил дорого, дороже красивой христианки. Вскоре африканские евнухи получили при дворе численное преимущество и важнейшую работу. Белым теперь доверяли только внешний периметр и помещения для мужчин, черные присматривали за гаремом и личными апартаментами султана. Начальник черных евнухов кизляр-ага формально руководил персоналом гарема и дворца, а фактически занимал важнейшую должность в государстве после великого визиря
и главного муфтия
.
ВЛАСТЬ — ЭТО ДЕНЬГИ. ДЕНЬГИ — ЭТО ВЛАСТЬ
Могущество кизляр-аги подпитывалось влиянием гарема и прежде всего валиде, матери правителя. Это влияние никогда не было слабым, а в 16–17 веках определяло курс империи. Период Женского султаната
начался с любимой жены Сулеймана Великолепного, украинки Хюррем-Роксоланы.
Только кизляр-ага имел одновременно доступ и к султану, и к гарему, передавал все сообщения между ними и таким образом контролировал важнейший канал коммуникации. Он знал все, и был желанным источником информации для европейских послов, от которых получал немалые взятки. Эти фонды собирали земельные участки и недвижимость, а прибыль от них направляли на благотворительные дела. Кизляр-ага следил за богатейшими вакфами, через которые империя финансировала содержание священных городов Мекки и Медины, за вакфами нескольких сотен мечетей и личными вакфами женщин султана. Так после смерти гречанки Василики, младшей жены Ахмеда I, в управление евнухов перешли Афины.
Управление собственностью ежемесячно приносило кизляр-аге по 20 тысяч куруш (более $ 1,5 миллиона) и позволяло наладить широкую сеть коррупционных связей.


БРЕМЯ БЕЛОГО ЧЕЛОВЕКА
Интересный пример карьеры белого евнуха подает биография Газанфера. Он происходил из Венеции, но мальчиком вместе с семьей был захвачен в море османскими пиратами. Мать с дочерьми откупилась, а Газанфер с братом Джафером попали в Стамбул, выучились во дворцовой школе и сблизились с наследником Селимом, сыном Хюррем-Роксоланы и Сулеймана Великолепного.
Карьеру султанского придворного мужчина с членом сделать не мог, и уже во взрослом возрасте братья решились на кастрацию. После операции Газанфер стал слугой фаворитки и будущей жены Селима — Нурбану. Их объединяло происхождение. Считают, что Нурбану была дочерью венецианского губернатора греческого острова Парос.
Взойдя на престол, Селим назначил Газанфера капы-агасы, начальником белых евнухов и охраны дворца, а Джафера — хаз-одабаши, распорядителем частных апартаментов султана. Новый правитель имел прозвище Пьяница и через несколько лет умер. Преемником стал Мурад, сын Нурбану. Валиде сконцентрировала в своих руках немалую власть, успешно интриговала против великого визиря и переписывалась с европейскими монархами. Очевидно, не без ее влияния после отставки Джафера место хаз-одабаши занял его брат.
Впервые в истории один человек занимал эти высокие должности одновременно. Газанфер становится ближайшим советником Мурада III, а после его смерти пользуется большим влиянием на Мехмеда III. Евнух накопил немалое состояние, пригласил в Стамбул мать и убедил сестру принять ислам. Однако репутация серого кардинала имеет обратную сторону. В 1603 году из-за уменьшения жалованья взбунтовались янычары. Под угрозой смерти султан согласился с их требованием казнить Газанфера.

В том же году Мехмед III умер от болезни. Главным евнухом в гареме его сына Ахмеда был босняк Хаджи Мустафа. После кастрации мальчика воспитывали в Египте и Йемене, что позволило белому человеку возглавить черных евнухов.
На этом посту Хаджи Мустафа получил славу мецената — поддерживал поэтов, архитекторов и способных государственных служащих. При его содействии осуществилась мечта 19-летнего Ахмеда I о строительстве величественной Голубой мечети на площади Ипподром. На пути проекта стоял главный муфтий, который предостерегал от расходов во времена финансового кризиса, когда в стране шло крестьянское восстание, только что завершилась тяжелая война с Австрией и продолжалась война с Персией. Хаджи Мустафа убедил его аргументом, что именно эти сложные обстоятельства требуют умилостивить Аллаха.
Голубая мечеть стала визитной карточкой Стамбула. Во внутреннем дворике можно увидеть надпись — посвящение султану Ахмеду и кизляр-аге Хаджи Мустафе. Впервые в имперской мечети увековечили имя человека, который не принадлежала к роду правителей.


ЗАГОВОР КАСТРАТОВ
В 17 веке евнухи получили наибольшую силу. Имея доступ к огромным деньгами фондов-вакфов и соответствующее влияние, они осмеливались вмешиваться в династические распри и определять кандидатов на престол.
В 1617 году Ахмед I умер от тифа. Хаджи Мустафа помог впервые в истории османов передать власть не сыну предшественника, а брату. Через три месяца, когда безумие Мустафы I стало слишком очевидным, кизляр-ага уговорил муфтиев признать его недееспособным и способствовал восхождению 13-летнего Османа II.
В 1651 году наставник несовершеннолетнего Мехмеда IV, чернокожий евнух Узун Сулейман, убил его бабушку-регентшу. Тогда во дворце стало известно, что влиятельная Кесем-султан хочет отравить Мехмеда и посадить на трон другого внука. Ночью Сулейман с подчиненными евнухами зашел в гарем. Они нашли регентшу в шкафу и задушили веревкой. Теперь все важнейшие назначения в империи происходили по протекции Узун Сулеймана. Однажды он избил великого визиря, отобрал у него государственную печать и отдал должность своему другу.
Подвинуть евнуха смогла лишь новая регентша, мать Мехмеда IV украинка Хатидже Турхан. Она отправила Узун Сулеймана на пенсию в Египет. Там доживали свой век бывшие начальники имперского гарема. Могилы тех, что умерли в Стамбуле, расположены в почетном месте — на кладбище мечети Эюба, где похоронены и члены султанской династии.
ЧТО БЫЛО ДАЛЬШЕ
- Терять власть кастраты начали только в первой половине 19 века, когда в ослабшей Османской империи внедряли реформы по европейскому образцу. Султан Махмуд II передал контроль над вакфами специальному министерству и ограничил полномочия кизляр-аги территорией дворца.
- В 1830 году получили свободу белые рабы, а в 1871 году в империи запретили торговлю всеми рабами, включая африканских. Добровольно в евнухи никто не шел.
Свежие комментарии