Объективное взросление нашего организма сказывается и на нашем психологическом самочувствии. Но возрастные кризисы – это не только страдания и опасности, но и отличная возможность «апгрейда».
Наверное, многие знают любопытный факт, что с китайского языка слово «кризис» переводится неоднозначно. Оно состоит из двух иероглифов – один переводится как «опасность», а другой – «возможность».
Любой кризис, будь он на государственном или на личностном уроне, является своеобразным новым стартом, площадкой-перевалочным пунктом, где можно постоять, задуматься и определить для себя новые цели, проанализировать все, что мы умеем, и все, чему хотим научиться.
Иногда это происходит осознанно, иногда – бессознательно. Кризисы не всегда очень точно привязаны к определенному возрасту, у некоторых они наступают раньше или позже на полгода-год и протекают в разной степени интенсивности. Но в любом случае важно понимать причины их возникновения и типичные сценарии, чтобы пережить их с минимальными потерями и максимальной выгодой для себя и своих близких.
Детский возраст – проблемы и ориентиры
У детей кризисы также связаны с определенными изменениями в мироощущении, приобретением новых умений, познанием мира вокруг него. Самыми популярными возрастными кризисами в детском возрасте Лев Выготский [1], советский психолог и основатель культурно-исторической школы в психологии, называл:
- кризис новорожденного — отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
- кризис 1 года — отделяет младенчество от раннего детства;
- кризис 3 лет — переход к дошкольному возрасту;
- кризис 7 лет — соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;
- кризис подросткового возраста (13 лет).
Получается, что маленький человек, только родившись, уже переживает кризис. Но по поводу дальнейших кризисов у детей мнения психологов расходятся. Так, А. Леонтьев утверждает, что «В действительности кризисы отнюдь не являются неизбежными спутниками психического развития ребенка. […] Кризиса вовсе может не быть, потому что психическое развитие ребенка является не стихийным, а разумно управляемым процессом — управляемым воспитанием» [2].
Кризисные периоды у детей больше привязаны к возрасту, чем у взрослых, так как связаны в развитием когнитивных способностей и индивидуальных черт характера.
У детей до 7 лет кризисы связаны преимущественно со стремлением к самостоятельности, связанным с развитием когнитивных потребностей, и сопутствующими ему запретами взрослых.
А вот в возрасте примерно 7,5-8,5 лет у ребенка появляется так называемое чувство психологической автономии (позже похожее часто переживает молодежь студенческого возраста). Самое сложное для родителей – определять необходимую меру самостоятельности для детей во время этих возрастных кризисов. Грубые нарушения личных границ ребенка, жесткие ограничения его попыток познания мира и самостоятельных решений имеют, как правило, печальные последствия во взрослой жизни.
По словам психологов, из таких детей вырастают, как правило, очень нерешительные, неинициативные и застенчивые люди, которые оказываются неконкурентными на рынке труда и неприспособленными ко взрослой жизни, а также избегают ответственности за свои поступки. Поэтому основной совет — поиск компромиссов с ребенком, развитие умения договариваться, обосновывать запреты, а главное – проявление уважения и внимания к детям, их желаниям и выбору.
Подростки – переход во взрослую жизнь
Первым более-менее «взрослым» кризисом считают подростковый. Эрик Эриксон, автор эго-теории личности, называет возраст 12-18 лет наиболее уязвимым для стрессовых ситуаций и для возникновения кризисных состояний [3]. Перед юношами и девушками становится выбор – профессии, идентификации себя в какой-то социальной группе.
Типичный пример из истории – различные неформальные движения (хиппи, панки, готы и многие другие), мода на которые периодически меняется, но какая-то часть остается постоянной, либо группы по интересам (разные виды спорта, музыка).
Подростковый кризис – это период, сопровождается чрезмерной опекой и контролем со стороны родителей. А еще запретами, ссорами, возникающих из-за попыток их обойти и многое другое. Все это мешает ребенку познать себя и выявить особенности, присущие только ему – как отдельной личности.
В этот период увеличивается риск потребления наркотиков и алкоголя – для подростков это не только способ стать «своим» в компании, но и ослабить постоянное эмоциональное напряжение. Ведь из-за гормональных «качелей» и других физиологических изменений в организме молодые люди постоянно испытывают зашкаливающие эмоции, когда настроение изменяется по сто раз в день.
Именно в этот период также приходят мысли о будущем, которые подвергают юношей и девушек дополнительному стрессу. Кем я хочу стать и чем заниматься во взрослой жизни? Как найти свое место под солнцем? Школьная система, к сожалению, не особо помогает найти ответы на эти вопросы, а только усугубляет кризис выбора, так как задает определенные дедлайны процесса.
Среди зарубежного опыта любопытными являются примеры подростков в Южной Корее и США. Правда, в первой стране они довольно неоптимистичны. Там считается, что хорошие перспективы трудоустройства есть только у выпускников всего нескольких самых престижных университетов. Потому довольно распространены случаи, когда подростки доводят себя до истощения и нервных срывов (а нередко – и до суицида) из-за предстоящего выпуска и подготовки на курсах. Эта проблема заставила медиков забить тревогу и поднять вопрос на государственном уровне.
А вот среди американских подростков и их родителей распространен более здравый подход – в этом возрасте нормально не знать, чего именно ты хочешь. Потому немало тинейджеров после окончания школы берут себе год перерыва на раздумья (так называемый gap year) – чтобы попутешестовать, поработать, получить новый опыт и принять правильное для себя решение без давления извне.
На постсоветском же пространстве до сих пор нередкими являются случаи, когда родители сами определяют, в какой университет и на какую специальность будет поступать ребенок.
Итог предугадать несложно – навязанная профессия может оказаться вовсе не той, о которой мечтал абитуриент. Дальнейших сценариев может быть масса, но для подростка большинство из них не помогут провести студенческие годы с пользой для себя и самоопределиться.
В США составили список самых популярных кризисных причин, по которым подростки бросают школу: алко- и наркозависимость, беременность, потеря интереса к учебе, финансовые трудности, запугивание сверстниками, сексуальные домогательства, расстройства психики, проблемы/жестокость в семье.
С кризисом самоидентификации также связано принятие тинейджером своей внешности. Для девушек этот момент может стать особенно острым – сравнение себя с кумирами, моделями из глянцевых журналов угнетает и может послужить причиной нарушения пищевого поведения. К сожалению, самые частые пациенты специализированных отделений для анорексиков – именно молодые девушки.
Потому так важно в период взросления для подростка ощутить поддержку своей семьи, которая готова принять его выбор. Так же, как и в детском возрасте, не рекомендуется жестко обрывать стремление ребенка к независимости. Основные советы психологов родителям сводятся к одной простой сентенции – вспомните себя в бытности подростком, свои мечты и стремления, конфликты со взрослыми, и поставьте себя на место ребенка.
К слову, подростковый кризис все-таки стоит на грани между детскими кризисами, которые более-менее регламентированы по возрасту, и взрослыми, которые привязаны скорее не к определенному времени, а к процессу выбора.
Детские кризисы означают крах существующей ранее в сознании ребенка системы, а взрослые подразумевают уже самостоятельное построение этой самой системы определенным индивидом. Первый серьезный выбор для подростка (университета, профессии) и является тем самым символом перехода во взрослую жизнь.
«Четверть века» и новые вопросы
Следующий возрастной кризис ученые относят к возрастному периоду примерно в 20-25 (по другим классификациям – 30) лет. Уже упомянутый Эрих Эриксон [3] называет его «ранней зрелостью», так как в это время молодые люди уже начинают задумываться о дальнейших судьбоносных решениях в своей жизни – построении карьеры, создании семьи, а также подводят первые итоги.
Главными остаются все те же вопросы самоопределения, самоактуализации, возникает потребность в самоуважении. Известный американский психолог, основатель гуманистической психологии, Абрахам Маслоу, считал движение в сторону самоактуализации залогом психологического здоровья [4].
В целом он описывал самоактуализацию и как процесс роста и развития личности, и как способ этого роста, и как результат этого роста. Последнее он считал привилегией людей зрелого возраста, но старт самого процесса психолог относил как раз к молодому возрасту.
Кризис 30 лет сегодня «переполз» на более ранний возраст, но нынешнее поколение 30-летних окрестили «поколением Питера Пена» за нежелание вырастать, тогда как 25-летние переживают кризис самоактуализации в полной мере.
Поиски себя в этот период неизбежны без сравнений с другими – будь то окружение человека, либо герои любимых фильмов и сериалов того же возраста. Но тут появляется соблазн – найти модель для подражания, либо же наоборот отрицать все общепринятые нормы. В обоих случаях конструктивного решения быть не может, ведь рано или поздно придется сделать собственный выбор, и чем позже, тем больше вероятность, что кризис затянется.
Четвертьвековая отметка в сегодняшних реалиях сдвинула проблемы бывших 30-летних в свою сторону. Многие жизненные ценности и возможности потерпели существенные изменения за последние 15-20 лет.
До 25 молодые люди успевают поработать на нескольких работах, ведь традиция не менять работодателя десятилетиями замята в прошлом (если не считать, например, японскую модель общества). Но при этом они остаются потерянными – на чем они все-таки хотели бы остановиться? В этом случае может помочь составление списков и расставление приоритетов – в жизни в целом и в отдельных ее сферах. Таким образом будет проще поставить конкретные задачи и определиться с шагами на пути к их воплощению. Это и будет тот самый важный шаг на пути к самоактуализации.
Кроме того, в этот период часто обостряется ощущение одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции, которые связаны с вышеописанными проблемами самоактуализации и самоопределения. Главный совет, который психологи дают 25-летним – не сравнивайте себя с другими.
В этом аспекте придется постичь дзен, так как в эру соцсетей, где все выкладывают только самую лучшую сторону своих жизней, такое умение впору считать суперспособностью. Важнее всего понять и выделить, что нужно и интересно именно вам, а не навязано окружением, друзьями, родными. Это поможет упорядочить мысли и определить дальнейший вектор движения – от пересмотра своих хобби и привычек до покорения карьерной лестницы.
Кризис четверти жизни – это чаще всего переоценка ценностей и подведение первых итогов, которые не приводят к клинической депрессии, а являются площадкой для новых стартов и начинаний.
Средний возраст как флешбек. Кризис среднего возраста
Пожалуй, это самый популярный кризис, который нашел отображение в искусстве, – о кризисе среднего возраста написано множество художественных книг, сняты фильмы, поставлены спектакли (Зожник тоже не обошел его стороной – мы публиковали «Как преодолеть кризис среднего возраста«). О нем бытует ряд клише – от покупки бессмысленно дорогой спортивной машины до романов с молодыми партнерами и попыток утопить свои печали в алкоголе.
Сам термин «кризис среднего возраста» был введен в психологию канадским исследователем Эллиотом Жаком на обозначение периода жизни между 40 и 60 годами, когда человек начинает переосмысливать прожитое и утрачивается интерес к происходящему вокруг, фигурально выражаясь, все теряет краски.
Карл Густав Юнг в своем докладе «Жизненный рубеж» [5] даже предлагал создать для сорокалетних специальные школы, которые смогли бы подготовить их к будущей жизни, так как, по его словам, невозможно прожить вторую половину жизни по тому же сценарию, что и первую.
Самой большой ошибкой Юнг считает привычку оглядываться назад: «[…] для большинства людей слишком многое остается непережитым — часто даже возможности, которые они не смогли бы реализовать при всем желании, — и, таким образом, они переступают через порог старости с неудовлетворенными притязаниями, которые невольно заставляют их смотреть назад. Таким людям смотреть назад особенно пагубно. Им скорее нужна перспектива, прицельная точка в будущем. […] Я обнаружил, что целенаправленная жизнь в целом лучше, богаче, здоровее, чем бесцельная, и что лучше идти вперед вместе со временем, чем назад против времени».
Кинолента «Красота по-американски» отлично иллюстрирует все стереотипы кризиса среднего возраста. В свое время фильм произвел фурор – в 1999 году он получил 5 статуэток «Оскар», в том числе – награду за лучший фильм года.
Возрастные границы кризиса среднего возраста весьма размыты, потому что зависят от перечня факторов – например, финансового положения, карьерных достижений, состояния личной жизни, наличия увлечений, и других социокультурных факторов.
Стереотипы, навязанные обществом, также играют против людей, переживающих этот кризис (как, впрочем, и предыдущие – подростковый и четвертьвековой). Современная российская ученая О. Хухлаева [6] называет такие стереотипы:
- последствия «культа молодости»;
- негативный стереотип старости;
- стереотипное отношение к детским качествам как к негативным;
- убеждение в том, что счастливая жизнь – обязательно материально и социально успешная;
- необходимость активного освоения в первой половине жизни социальных ролей.
Современный «культ молодости» – не только о внешности и привлекательности (хотя для женщин она тоже становится камнем преткновения), а и о проявлениях так называемого эйджизма – дискриминации по возрастному признаку.
Людям среднего возраста часто бывает проблематично сменить работу – где-то их посчитают недостаточно энергичными, где-то – слишком квалифицированными (в английском языке даже есть специальный термин – overqualified). Что означает, что за богатый опыт, образование, дополнительные умения и прочий спектр отличных показателей потенциального сотрудника просто… не будут брать на работу. Ведь платить ему придется соответственно его заслугам и умениям, тогда как на вакантную должность можно взять более молодого, менее умелого, но легко обучаемого сотрудника. И таким образом сэкономить финансовые ресурсы компании.
Стереотип старости также прижился в нашем обществе – обычно изменения как дестабилизирующий фактор воспринимаются негативно. И даже если у человека во время кризиса среднего возраста накопится недовольство и желание что-либо изменить, он может держаться до последнего за устоявшуюся жизнь, которая его не устраивает.
Также негативно воспринимаются обществом любые проявления «ребячества». На самом же деле ущемление своего внутреннего Ребенка в любом возрасте психологи считают травматичным для психики. Например, уже упомянутый Карл Юнг [5] считал, что благодаря Ребенку внутри себя каждый человек может развить новые возможности, повысить способности к обучению и активизировать творчество, научиться заново радоваться жизни и воспринимать ее позитивно, бескорыстно любить себя и окружающий мир.
Сам психолог неоднократно проводил своеобразный эксперимент – сперва вспоминал, какие игры приносили ему в детстве наибольшее удовольствие (кубики, построение песчаных замков, домиков из бутылок и прочее). Затем, после сопротивления установкам Юнг решил повторить детскую игру, и с удивлением обнаружил, что научные вопросы, над которыми он длительное время раздумывал, выстроились в систему.
После чего ученый многократно повторял этот эксперимент, когда у него возникали жизненные трудности, и именно во время игры находил ответы на нужные вопросы. Из этого он сделал вывод, что импульсы, заложенные из детства, ни в коем случае не следует приглушать, а следовать им, несмотря на общественное мнение.
Секрет гениальности – в том, чтобы сохранить дух детства на всю жизнь (писатель и философ Олдос Хаксли).
Что касается последних двух стереотипов, названных О. Хухлаевой (про то, что счастливая жизнь обязательно материально и социально успешная), они тоже являются спорными и часто приводят к разочарованию. Так, многие материально успешные люди могут в какой-то момент с удивлением обнаружить, что деньги автоматически не делают их счастливыми, потому что процесс их зарабатывания вынуждает отказаться от многих вещей, которые приносят удовольствие. А кажущаяся успешность во всех социальных ролях (например, успешный бизнесмен, порядочный семьянин, хороший сын своих родителей и так далее) приносит фрустрации, сомнения и перекосы в личностном развитии, в результате чего – постоянное переутомление и напряженность.
Также в этом возрастном отрезке есть и независимые переменные – например, горькое осознание смертности, ведь в этот период жизни люди часто могут переживать утраты близких родственников и друзей, что провоцирует экзистенциальный страх.
Многие в этот момент ищут утешения в религии и вере в потусторонний мир, но, по мнению психологов, замыкание на этом может привести к новым расстройствам. Ведь по сути, вера не всегда способна разрешить внутренний конфликт и переработать его в продуктивные действия.
Перемены происходят и на уровне физиологии – например, у женщин начинается менопауза, которая связана как с сильной гормональной, так и с психологической перестройкой. Мужчины также переживают андропаузу, когда происходит снижение тестостерона в крови.
Все вышеперечисленные факторы, безусловно, стрессовые. Но их наличие в целом не всегда означает наступление глубокого кризиса, который перетекает в клиническую депрессию. Кроме того, возрастные рамки тоже не являются очень жесткими – кризис среднего возраста в любой форме может случиться как раньше, так и позже. Но важно уловить как момент его начала, так и возможного обострения, чтобы вовремя можно было обратиться к профессионалу.
В целом же рекомендации психологов сводятся к довольно банальным истинам – не бойтесь перемен и не поддавайтесь панике. Также советуют наладить дружеские отношения с детьми, заняться чем-то новым, развиваться в неопробованных ранее направлениях.
Банальные, но действенные советы в случае необостренного кризиса среднего возраста – не бояться перемен и не поддаваться панике. Keep calm, в общем.
Свежие комментарии