Смертная казнь является одним из наиболее древних видов наказания. Изначально практика ее применения зиждилась на принципе равного возмездия — «око за око, зуб за зуб». Согласно этой установке, человек приговаривался к смерти за причинение смерти другому человеку. Однако история знает огромное количество случаев, когда людей казнили и за другие преступления, в том числе самые незначительные, а иной раз — и вовсе без вины.
Мыслепреступление
Что может быть более невинным, чем мысли и убеждения отдельно взятого человека? Такая постановка вопроса кажется вполне естественной людям, живущим в XXI столетии. Однако в средние века многие с этим не согласились бы: собственные убеждения стоили жизни множеству ярких личностей. Одним из самых громких процессов Средневековья стало разбирательство в отношении итальянского монаха, философа и поэта Джордано Бруно. Он был арестован по доносу и предан суду инквизиции. Бруно обвинили в богохульстве, аморальном поведении и ереси.
Бруно обвинили в богохульстве, аморальном поведении и ереси.
Также были объявлены ложными целый ряд его философских и космологических идей. Однако Бруно категорически отказался признать свои убеждения ложными, в результате чего был приговорен к смертной казни. Тело убитого философа было сожжено на костре на площади в Риме.
Перевод Библии
Ещё одно невинное по современным меркам деяние — перевод Библии — каралось в Католической церкви самым жёстким образом. В средние века католики считали, что Священное Писание подобает читать исключительно на латинском языке. Дабы избежать неверных толкований Нового и Ветхого заветов, церковные власти строго запрещали переводить Писание на какие-либо другие языки. Таким образом, Библия была доступна лишь ограниченному кругу лиц, что вызывало протест различных деятелей церкви, движимых миссионерским порывом.
Уильям Тиндейл
Библия была доступна лишь ограниченному кругу лиц, что вызывало протест
Популярный в средневековье метод казни — сдирание кожи — применялся в том числе и к переводчикам Писания. Впрочем, известный английский ученый-гуманист и протестантский реформатор Уильям Тиндейл, который перевёл Библию на родной английский язык, был умерщвлён иначе — его живьем сожгли на костре. К слову, такая же участь постигла другого сторонника идеи перевода Библии Яна Гуса — чешского национального героя, казненного за сто лет раньше Тиндейла.
Ян Гус
Подозрительное насекомое
Жертвами печально известной охоты на ведьм в западной Европе стали десятки тысяч невиновных людей. Порой для того чтобы уличить подозреваемого в колдовстве, было необходимо совсем немного — чьего-либо доноса или же некоего «знака». Знаменитый английский охотник на ведьм Мэтью Хопкинс, например, придумал следующий способ доказательства вины ведьм: если в комнату, в которой содержалась подозреваемая, проникало насекомое, то это, по мнению Хопкинса, свидетельствовало о виновности женщины, и ее следовало немедленно предать смерти.
Жертвами охоты на ведьм стали десятки тысяч невиновных людей.
Курение
В наши дни все более популярным становится здоровый образ жизни: в цивилизованном мире модно отказываться от алкоголя и курения, в то время как сами курильщики в новых условиях чувствуют себя все боле стесненными. Тем не менее, нынешние антитабачные кампании не идут ни в какое сравнение с теми мерами, которые применялись в средние века. К примеру, Католическая церковь обвиняла жертв этой пагубной привычки, пускавших дым из ноздрей, в связях с сатаной. Английские власти объявляли курильщиков все теми же колдунами и наказывали их отсечением головы. На Руси, до внедрения Петром I моды на табакокурение, любителей пропускать дым колотили палками. Однако после московского пожара 1634 года наказание за курение было значительно ужесточено: всякому пойманному курильщику грозила смертная казнь.
Английские власти объявляли курильщиков все теми же колдунами.
Двоеперстие
По сравнению с западноевропейскими странами, в Древней Руси людей казнили редко. В средние века русские законы предусматривали для преступника лишение жизни в исключительных случаях. Однако с течением времени власти старались во многом подражать западным государствам, в том числе в области права. Во второй половине XVII века, когда патриарх Никон вместе с царем Алексеем Михайловичем стали реформировать церковный и общественный уклад на западный манер, возникло движение противников таких изменений, названное позже старообрядцами. В борьбе с несогласными власть использовала вполне европейские методы — жестокие пытки и казни. Этот период многие называют русской инквизицией. Так, всякий человек, совершавший крестное знамение по-старому (двумя, а не тремя перстами), мог подвергаться гонениям или даже смертной казни: как правило, противников реформ сжигали.
Свежие комментарии