На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Вад Кук
    Государство специально затягивает обследование на группу назначают лишние обследования и пока ты все это проходишь пе...«Давайте и вам но...
  • Александр Стародубцев
    А ещё врачи направляю на комиссию ВТЭК неправильно оформляют документы и по факту вместо бессрочной инвалидности полу...«Давайте и вам но...
  • Галина Дудкевич
    Чинуши от медицины  в карман себе воруют даже у инвалидов.Действительно, надо им ноги или руки отрезать, чтобы понима...«Давайте и вам но...

Про алкоголь. Часть вторая

304

И вот теперь вопрос, который очень волнует как самих алкоголиков, если их вообще что-нибудь еще волнует, так и их родственников, разных гуманистов и прочих защитников прав. Почему медики так не любят алкоголиков? Не наркологи и психиатры, а, например, простые советские реаниматологи?
Справедливости ради, надо рассказать про охранника Петю. Был в одной из реанимаций специальный блок, где постоянно сидел охранник. Так сказать, для профилактики недоразумений. Вот он относится к подопечным с заботливостью настоящей мамочки. Он с ними разговаривает, знает по именам, хлопочет за них перед врачами: "Доктор, когда такого-то в отделение заберут? Он на работу опаздывает, совсем уже извелся!" Или: "Доктор, ну когда новенького лечить начнете? Мается, ведь!" А вышедшего из делирия он тщательно проинструктирует, как надо отвечать психиатру: "Запомни, сегодня шестое марта, весна, год 2015. Повтори! Смотри, перепутаешь и не останешься здесь на праздники". Но Петя такой один, остальные его симпатию ну совершенно не разделяют.
Вот к диабетику в коме врач отнесется скорее с сочувствием, даже если тот сам выкинул свой инсулин и налопался пирожных. Все равно, это человек, за которого стоит побороться. Или умирающий онкологический больной. Это человек, которому кардинально уже не поможешь (а так хотелось бы! Ну, где моя волшебная палочка?!), но которому нужно облегчить ту жизнь, что у него еще осталась. А алкоголик … Может, потому что сам врач вряд ли окажется диабетиком, поэтому кто он такой, чтобы судить больного. А с алкоголем все знакомы не понаслышке. Но, скорее всего, потому, что алкоголики нарушают основной закон неотложной медицины: больной априори хочет жить. Даже самоубийца, он, конечно, оступился, но осознал и теперь уже жить хочет. Так что мы его спасем и отдадим добрым психиатрам. А алкоголик жить не хочет, он хочет пить. И тем проявляет крайнее неуважение к труду врача. Бесполезной работы никто не любит, а помощь алкоголику – занятие чаще всего бесполезное. Исключения, увы, очень редки. Так что никакой толерантности и прочих красивых слов. Негуманно? Да. Поэтому все мы про это думаем, но про себя, и всё равно продолжаем их спасать…

Оценка состояния в домашних условиях:
Да, быстренько повторим, когда пьющий человек реально нуждается в нашей помощи:
1. Когда его не удается разбудить никакими воздействиями, в том числе болевыми
Кладем в безопасную позу на боку (чтобы не захлебнулся) и вызываем скорую.
2. Когда не просыпается слишком долго
Сутки — это, между прочим, уже слишком долго. Особенно, если лежит в одной позе.
3. Судороги
Ну да, обычно проходит само. Но у алкоголика шанс получить черепно-мозговую травму или внутримозговое кровоизлияние, как вы понимаете, очень и очень немаленький.
4. Одышка и приступообразный кашель
Аспирация – верный спутник запоя
5. Рвота кровью или «кофейной гущей», чёрный, дёгтеобразный стул (мелена).
Тут без комментариев.
6. Покраснение мочи или её отсутствие больше суток.
Тут могут быть и суррогаты алкоголя, и то самое позиционное сдавление. Проверяем, не отекли ли руки-ноги, и вызываем скорую.

Ну и как всегда, байки из склепа истории из жизни

Не устаю удивляться: как люди, в смысле родственники пациентов, не осознают, что происходит у них под самым носом.
Мужчина, 50+, попал к нам после длительного запоя. Вызвал скорую по поводу судорог. Судороги купировали, КТ сделали, там никакой катастрофы. Положили к нам, ибо все уже начиналось. Все — это хороший такой делирий: при укладывании болезного на кровать на нем лежал весь состав отделения плюс сотрудники транспортной службы. Болезный же рвался сбежать, так как видел вокруг клубы дыма. И с тех пор он у нас, уже больше недели. В себя не приходит, галлюцинации одна ярче другой, без седации способен разнести пол отделения.
К нему приходит жена и страшно удивляется: почему он так долго болеет? Допрашивает меня с пристрастием, а точно ли мы его хорошо лечим. И снова недоумение: он же был здоров, почему же он так болен? Объясняю в сотый раз, что пить водку вредно. Что от этого даже умирают. Кивает, соглашается и все равно не понимает. Мол, всегда пил и ничего, а тут вдруг... Явно напишет жалобу, что здорового человека уморили.
Прошло две недели. Пациент полностью пришел в себя, появился аппетит, начал спать без седатиков. Вот только слабость до дрожи, почти не держится на ногах. Но разбираться с этим будут уже врачи неврологического отделения.

***
Тоже мужчина, 60+, работал на стройке, в свободное от работы время пил водку. Попал к нам со здоровенной пневмонией. И также практически в первые сутки выдал делирий. Родня - сестра с мужем, тоже в шоке: как же так, пил, как всегда, ну кашлял пару недель, почему это он вдруг может умереть? На мои рассказы про вред алкоголя тоже кивают и явно отмахиваются. Это, по их мнению, явно не имеет отношения к делу. Неделя делирия, потом пришел в себя. Отправлен в отделение в объятия любящих родственников.


В общем, из социальной приемлемости алкоголя народ делает какие-то парадоксальные выводы о его безвредности. Ну а уж наркотики вообще расцениваются просто как факт биографии, никак со здоровьем не связанный. Интересно, поможет ли санпросвет? Или все совсем беспросветно?

***
Дедушка, 80+, найден женой, лежащим на столе без сознания. Рядом стояла бутылка 70% спирта и стопка. К нам привезли в глубокой коме, на ИВЛ. Ну и с тяжелыми водно-электролитными нарушениями. Два дня ИВЛ и активного восполнения и вот он в ясном сознании, дышит сам, гемодинамика стабильная. Гвозди бы делать из этих людей!

***
Мужчина, 50+, поступил по скорой в крайне тяжелом состоянии. Найден дома посреди кучи бутылок из-под алкоголя. Со слов родственников, во дворе открылся новый киоск.
При обследовании: тяжелый лактат-ацидоз, печеночно-почечная недостаточность, эрозивный эзофагит с кровотечением, гипотония, дыхательная недостаточность, аспирация желудочного содержимого. Уровень сознания - глубокое оглушение.
ИВЛ, вазопрессоры, инфузия, гемостатика, плазма, эритроцитарная масса, тромбоконцентрат и все такое. На третьи сутки пришел в себя, начал самостоятельно дышать, отпала потребность в вазопрессорах. Снизились трансаминазы, восстановилась функция почек.
Еще через сутки пациент переведен в отделение. Уезжая, ругал нас на все лады: за то, что в шее и в уретре катетеры, за то, что лежит голышом и за то, что после трубки побаливает горло. Утверждал, что он ничем не болен, что мы все выдумали. Ах да, и конечно, он никогда ничего не пил.
Человека почти чудом вытащили с того света, ему бы праздновать второй день рождения. Вместо этого он, скорее всего, уйдет домой под расписку и первым делом заново напьется. Хорошо если по дороге не напишет жалобу. Дома ждет жена, которая и вызвала скорую. Ей, скорее всего, тоже влетит. И все закончится очередным походом к новому киоску с подозрительной бормотухой.

Возможно счет за лечение и прояснил бы сознание, на какое-то время. Хотя, вероятнее всего, счет оплачивала бы жена -единственный работающий человек в этом семействе. Но может быть она задумалась бы о том, что муж-алкоголик ей не по карману и перестала бы его спонсировать?
В любом случае не лечить невозможно, лечить - бесполезно. Хотя организм пока сохранный. Относительно, конечно. И явно ненеадолго.

***
Мужчина, 60+, пил много дней подряд. Однажды вечером заснул с зажженной сигаретой... Пожарный, который вынес его из огня, сказал жене, что ее муж мертв. Но скорая с этим не согласилась и доставила бедолагу к нам. Кома, ИВЛ, УЗИ, КТ, бронхоскопия. В легких копоть, но слизистая не повреждена. В анализах тяжелейший ацидоз и повышение печеночных ферментов. Инфузия, ведро соды и через сутки болезный пришел в сознание. От нас он переведен в терапию, откуда выписан на руки любящей жене. Никаких повреждений, никаких ожогов. И даже тяжелейшее отравление алкоголем вперемешку с угарным газом прошло бесследно.

Некоторые рождаются в рубашке. И даже разрушительные привычки вроде алкоголя не в силах это изменить. Интересно, выживет ли он после разговора с женой.

***
Очередной нучтозанафиг.
Молодая женщина, 30+. Двухнедельный запой. Судороги, непрекращающийся эпистатус почти неделю: все это время она провела на ИВЛ, в искусственной коме, под большими дозами антиконвульсантов. При малейшей попытке разбудить судороги возобновлялись. За это время развился острейший гепатит, отказали почки, началась пневмония. Потихоньку со всем справились: судороги прекратились, почки заработали, печень тоже пришла в чувство, отключили от ИВЛ. Но после пробуждения она влетела в жесткий делирий еще на неделю: возбуждение, галлюцинации, необходимость в седатиках... Пневмония усугубилась эмпиемой плевры. Внутрибольничная пневмония с таким течением лечится очень и очень тяжело. Но молодость, чудо, наше упорство, уж не знаю, что сработало, - она поправилась. Пришла в себя (3 недели пролетели совсем мимо ее сознания), с удивлением выслушала, что с ней происходило, рассказала, что действительно, долго и много пила, но вот сейчас совсем ничего не хочется: ни водки, ни пива. И что у нее есть дочь, которую она страшно любит. С улучшением ее перевели в торакальную хирургию долечивать эмпиему. Через пару дней нас навестил ее муж с требованием каких-то ее вещей, мол, на складе их не оказалось. Видок у мужа был самый что ни на есть правильный: все признаки длительного алкоголизма и непередаваемый перегар.
И вот пациентку возвращают к нам. В делирии. Опять галлюцинации, не понимает, где она, пытается убежать. Пневмония с эмпиемой, слава богу, разрешилась. Но в анализах опять подъем печеночных ферментов. Напилась в отделении. Выживет на этот раз или нет, не знаю. Месяц работы коту под хвост:(((

***
Мужчина, 50+, очередное "состояние после серии судорог".
-Раньше бывали судороги?
-Бывали?
-Как часто?
-Несколько раз в месяц, как выпью.
-Таблетки невролог назначал?
-Какие-то назначал.
-Принимаете?
-Нет.
-Почему?
Пожимает плечами.
-А что пить нельзя, невролог говорил?
-Говорил.
-Почему же пьете?
-Да стараюсь, но то праздник, то гости, то юбилей какой-нибудь...

Пациент абсолютно в разуме, ещё сохранный (правда, признаки цирроза печени уже есть), работает. Регулярно попадает в больницу, чаще всего без сознания, так что ему делают КТ головы, обследуют от и до. Если бы он хотя бы выписки с собой возил... Во сколько уже обошлось его питие водки и непитие таблеток, нетрудно представить.

***
Не все пьющие люди одинаковы. В этом случае я была готова сама, ну если не наливать, то по крайней мере спокойно смотреть.
Женщина, 50+, была госпитализирована в связи с кишечной непроходимостью. Из дианостической (шоковой) палаты ее взяли сразу в операционную, где устранили спаечную кишечную непроходимость. К нам она была доставлена в крайне тяжелом состоянии, с выраженными водно-электролитными нарушениями.
А причина спаечного процесса в брюшной полости была проста и трагична: опухоль матки, продолженный рост, состояние после нескольких курсов химиотерапии.
Кроме того, у женщины бы тромбоз правой бедренной вены, случившийся некоторое время назад (тромб фиксирован, кончик не флотирует). Плюс анемия, плюс снижение белка... В общем, что она выживет лично я особо не верила.
Но все пошло вполне успешно. Обезболили. Перелили эритроциты, альбумин, привели в норму электролиты, восполнили дефицит жидкости. Пациентка довольно быстро начала дышать сама, полностью пришла в сознание. Заработал кишечник, появился аппетит, перешли с парентерального питания на обычное. Начал реканализироваться тромб. В общем, приготовились ее переводить и вдруг она резко дезориентируется, перестает понимать, где она, кто вокруг, пытается убежать, разговаривает с воображаемыми людьми и не только людьми... Вызываю невролога, делаем КТ головы, ожидаем увидеть метастазы. Но метастазов нет. А осмотревший пациентку психиатр уверенно пишет "алкогольный делирий".
Я искренне не верю, дожидаюсь прихода родственников (сестра и сын) и аккуратно их расспрашиваю. Сын отводит глаза, а сестра, краснея, рассказывает, что да, последнее время она выпивает почти ежедневно, без чекушки из магазина не возвращается. "Раньше она никогда не пила, но вот как заболела, особенно после химии..."
Я уже открываю рот, чтобы сказать, что у нее уже зависимость, что если все сложится хорошо и пациентку выпишут, то нужно будет лечиться у нарколога и прочее, и прочее. И тут же рот закрываю. Онкология, несколько курсов химии (тяжелой и безрезультатной - рост опухоли продолжен). Осложнения - спайки, тромбоз. Жизнь впереди недолгая и далеко не комфортная, а смерть уже заглядывает в окно. Да кто я такая, чтобы осуждать ее способ эту жизнь доживать? Если ей легче в алкогольном забытьи, да ради бога. Я ей помогу пережить и эти осложнения, пусть проспит свой делирий, может хоть в таком сне ей не горько и не страшно.
В общем, я малодушно бормочу что-то на тему, что алкоголь утяжеляет ситуацию. Родные кивают, хотя думают явно о том же, что и я: пусть пьет, может, так ей полегче. Сестра проходит к ней, пытается добудиться, поговорить, но куда ей спорить с медикаментозным сном.
Выживет? Переведем? Или так и уйдет, не понимая, что в больнице и что ей изо всех сил пытаются подарить лишние дни-недели жизни? Не знаю. Первый вариант предпочтителен для всех. Но решение за самой пациенткой. И решение это неочевидно.
Ps: Пациентка полностью пришла в себя и переведена в хирургическое отделение. Откуда ее выписали для дальнейшего лечения у онкологов. Кстати, сейчас, когда живот и мозги пришли в порядок, очень милая женщина оказалась.

***
Вообще-то мы с пониманием относимся к алкоголикам, приехавшим к нам "откапаться". Ну можем, конечно, поворчать про наркологию, где таких ждут-не дождутся, но, в целом, человек в тяжелой абстиненции - действительно грустное зрелище. Капаем, седатируем, помогаем, чем можем.
Но этот товарищщщ выбрал явно не ту стратегию. Скорой рассказал, про рвоту кровью, был доставлен с диагнозом желудочно-кишечное кровотечение. Снят этот диагноз был хирургом после простого осмотра и получения анализов (гемоглобин 160). От эндоскопии товарищщщ отказался, зато тут же потребовал капельниц, причем с магнезией и калием, сообщил, что в запое неделю и у него легко может развиться белка.
Я, выслушивая такие заявления, чувствовала себя просто официанткой в ресторане. Решила все-таки уточнить:
"Я правильно поняла, что вы неделю пьете водку, а мы обязаны вас откапывать, причем тем, что вы укажите?"
Он кивнул и снова пригрозил белкой.
Я тоже покивала и отправилась к шефу. Здесь он менеджер ресторана.
Шеф с интересом побобщался с "клиентом", согласился, что лечение нужно немедленное и позвал медсестру.
"Значит так. Мочевой катетер, центральный катетер, зонд в желудок, приготовить все для интубации. Белка дело опасное, как бы себе не навредил. Так что вязки тоже приготовьте. Да, зонд потолще и отмойте желудок до чистых вод. Надо сделать всё возможное".
Скорость, с которой товарищщщ почувствовал себя здоровым и подписал отказ от реанимации и от лечения вообще, впечатлила даже меня. А еще впечатлило, как красочно охарактеризовал его шеф в ординаторской. Он у нас очень чувствительный и хамов не любит.

Так что, господа выпивающие. Мы помогаем, а не оказываем услугу. Помните об этом и не зарывайтесь.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх